29
Вс, янв

О ребёнке вероотступника (муртадда)

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

(Ответ на вопрос от Рафи́ка Ахмада Абу Джафара)

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Шейх, у меня есть вопрос, на который я надеюсь получить ответ:

В одном хадисе сообщается, что у Пророка ﷺ спросили о ребёнке вероотступника (муртадда), и он ﷺ ответил: «Они в Огне». Согласно другой версии, Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Они и их отец в Огне». Но в другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал:

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلاَثَةٍ: ... وَعَنِ الصَّبِىِّ حَتَّى يَكْبَرَ

«Поднято перо от троих: <…> и от ребёнка, пока он не достигнет зрелости» (Ибн Маджа).

Разве эти хадисы не противоречат друг другу?

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1 — В книге «Проект конституции», статья 7, пишется:

«Что касается пункта «в» данной статьи, то Ислам установил определённые законы в отношении вероотступничества. Из их числа — необходимость убийства того, кто окончательно и безвозвратно отверг Ислам. Доказательством этому служат слова Посланника Аллаха ﷺ:

مَنْ بَدَّلَ دِينَهُ فَاقْتُلُوهُ

«Того, кто поменял религию, того убейте» (передал Бухари от Ибн Аббаса).

<…>

Это касалось самого вероотступника. А что касательно его детей, которые были рождены вне Ислама? То есть, если мусульманин, отрёкшийся от Ислама и не убитый при этом, остался при своей новой религии, например, в христианстве, иудаизме или многобожии, и, оставаясь в таком положении, у него родились дети, то эти дети, рождённые в христианстве, иудаизме, либо при многобожии, считаются ли вероотступниками, и с ними следует выстраивать отношения как с вероотступниками, или же их следует относить к последователям той религии, при которой они были рождены? Ответом на данный вопрос служит следующее. Дети вероотступника, которые были рождены до его отступничества, однозначно считаются мусульманами. Если они последуют за своими родителями в этом вопросе и так же отрекутся, то с ними поступают как с вероотступниками. Если же дети были рождены после его отречения от Ислама от неверующей женщины, или от такой же отрёкшейся от Ислама женщины, то эти дети будут считаться неверными, а не вероотступниками. Таким образом, с ними будут строиться взаимоотношения как с последователями той религии, при которой они были рождены. Каждый, кто родился у вероотступника после того, как он стал неверным, от неверующей жены либо от такой же жены-вероотступницы, считается неверным, потому что он родился от неверующих родителей. Если его родители стали иудеями или христианами, то есть относящимися к людям Писания, к таким детям, соответственно, и отношение будет как к людям Писания. Если же родители стали многобожниками, то и с их детьми будут строиться соответствующие взаимоотношения как с многобожниками. В качестве довода вышесказанному приводится от Ибн Масуда:

أَنَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمَّا أَرَادَ قَتْلَ أَبِيكَ (عقبة بن أبي معيط) قَالَ مَنْ لِلصِّبْيَةِ قَالَ النَّارُ

«Когда Пророк захотел убить твоего отца (Укбу ибн Абу Муайта), последний спросил: «Кто будет смотреть за детьми?», — на что Пророк ответил: «Огонь» (передали и сказали, что данный хадис — достоверный (сахих), Абу Давуд и аль-Хаким; аз-Захаби согласился с ними).

В передаче от ад-Дарукъутни говорится:

النَّارُ لَهُمْ وَلِأَبِيهِمْ

«Огонь для них и для их отца».

Приводится в «Сахихе» Бухари в разделе «Джихад» от Ибн Аббаса, далее — от Сааба ибн Джассама:

مَرَّ بِيَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، بِالأَبْوَاءِ — أَوْ بِوَدَّانَ — وَسُئِلَ عَنْ أَهْلِ الدَّارِ، يُبَيَّتُونَ مِنْ الْمُشْرِكِينَ فَيُصَابُ مِنْ نِسَائِهِمْ وَذَرَارِيِّهِمْ، قَالَ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: هُمْ مِنْهُمْ

«(Однажды) у Пророка , который проходил мимо меня в Абве (или в Ваддане), спросили: «Допустимо ли нападать на спящих многобожников, если в результате этого могут пострадать их женщины и дети?», — на что он ответил: «Они принадлежат к их числу».

Таким образом, каждый, кто родился от неверующих родителей, считается кяфиром, и решение (хукм) в отношении него — такое же, как и в отношении остальных неверующих. Основываясь на вышесказанном, к отступившим от Ислама и впоследствии обернувшимся в определённые неисламские группы, такие как друзы, бахаиты, кадианиты (ахмадия), не относятся как к вероотступникам, поскольку не они лично оставляли Ислам, чтобы к ним относились как к муртадам. Напротив, вероотступниками являются их предки, а они уже были рождены от неверующих родителей. Отсюда их следует считать неверными и относиться в соответствии с этим. Также по причине того, что они отреклись не в пользу одной из небесных религий, не став людьми Писания, то есть они не приняли ни христианство, ни иудаизм, к ним применяется отношение как к многобожникам. К примеру, мусульманам не дозволена их пища — мясо, а также не дозволяется мусульманам жениться на их женщинах. Ведь немусульмане могут быть либо людьми Писания, либо не людьми Писания (то есть многобожниками), третьего не дано. В связи с этим в передаче от Хасана ибн Мухаммада ибн аль-Ханафии Посланник ﷺ сказал об огнепоклоннике, который переселился (сделал хиджру), следующее:

فَمَنْ أَسْلَمَ قُبِلَ مِنْهُ، وَمَنْ لَمْ يُسْلِمْ ضُرِبَتْ عَلَيْهِ الجِزْيَةُ، غَيْرَ نَاكِحِي نِسَائِهِمْ وَلاَ آكِلِي ذَبَائِحِهِمْ

«Тот, кто станет мусульманином, от того принимается. А тот, кто не примет Ислам, на него возлагается джизья, на их женщинах не женятся и не едят их мясо» (аль-Хафиз в книге «Ад-Дирая» сказал, что хадис вывел Абдураззак и Ибн Абу Шайба, хадис мурсаль, с хорошей цепочкой передачи).

Что же касается потомков вероотступников, которые впоследствии стали христианами, как это, например, обстоит с династией Шихабов в Ливане, где их предки были мусульманами, отрёкшимися от Ислама и ставшими христианами, а их потомство уже было рождено в христианстве, то с такими людьми и им подобными строятся взаимоотношения как с людьми Писания».

Отсюда становится ясно, что с детьми, рождёнными в семье неверных, обращаются с учётом религии их родителей, если только они не приняли Ислам.

2 — Мы уже публиковали 22.07.2011 ответ на подобный вопрос. Там говорилось:

«Нет противоречий. Первый говорит о маленьких детях неверных, если они умерли, будучи в неверии. Каждый ребёнок, рождённый неверными, считается неверным. Решение о нём гласит, что он неверный, как об этом говорится в хадисах Ибн Масуда и Ибн Аббаса, которые Вы упомянули в вопросе. Конечно, это если они умерли, оставаясь в неверии до достижения зрелости и обращения в Ислам.

<…>

Что касается хадиса Абу Дауда, то он касается только мусульман. Ответственность за выполнение законов Шариата ложится на маленького мусульманина только по достижению зрелости. Точно так же дела обстоят со спящим, пока он не проснётся, и сумасшедшим, пока к нему не вернётся разум».

Таким образом, нет противоречий между двумя хадисами».

3 — К Вашему сведению, есть некоторые мнения, согласно которым решение о неверии детей касается только этого мира, а в Последней жизни их решение — у Аллаха. Среди этих мнений:

а) Навави в книге «Шарх Сахих Муслим» пишет: «В этом мире решение по детям неверных — такое же, как и решение по их родителям. Существует три мнения относительно судьбы ребёнка в Последней жизни, погибшего до возраста зрелости. Первое мнение гласит, что он окажется в Раю. Второе — окажется в Аду. Третье мнение гласит, что по ним не вынесено одно решение (см. книгу «Шарх аль-Хатиб аля Матн Абу Шуджа»)».

б) Шаукани в книге «Найль аль-автар» во главе «К кому из родителей относится ребёнок в неверии, кому подчиняется в Исламе, и что говорится в отношении ребёнка-мутамаййиз (различающий, но не достигший зрелости)» пишет: «Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا مِنْ مَوْلُودٍ إِلَّا يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ أَوْ يُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ كَمَا تُنْتَجُ الْبَهِيمَةُ بَهِيمَةً جَمْعَاءَ هَلْ تُحِسُّونَ فِيهَا مِنْ جَدْعَاءَ ؟ ثُمَّ يَقُول أَبُو هُرَيْرَة رَضِي الله عَنهُ ﴿ فطْرَة الله الَّتِي فطر النَّاس عَلَيْهَا ﴾ الْآيَة

«Каждый младенец рождается не иначе, как в своём естественном состоянии (фитра), а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!». А потом Абу Хурайра (р.а.) прочитал (аят): «Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей» (30:30)» (хадис согласованный).

В другой согласованной версии есть продолжение:

يَا رَسُولَ اللَّهِ أَفَرَأَيْت مَنْ يَمُوتُ مِنْهُمْ وَهُوَ صَغِيرٌ؟ قَالَ: اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ

«Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о том, кто умер в детском возрасте?». Он сказал: «Аллах знает о том, что они делали бы».

Хадис Абу Хурайры указывает на то, что дети неверных при рождении считаются в Исламе, и когда какой-то ребёнок будет обнаружен на территории Ислама без родителей, с ним будут обращаться как с мусульманином, поскольку иудеем, христианином или огнепоклонником он мог считаться только по причине родителей. Если же родителей нет, тогда он остаётся в том состоянии, в котором был рождён, то есть в Исламе.

Слова «Аллах знает о том, что они делали бы» указывают на то, что у Аллаха не принято одно решение по всем неверным, если они умерли детьми, а скорее, это зависит от действий, которые они совершали бы, если бы остались живы».

Исходя из всего этого, мы склоняемся к тому, что сказали в 1 и 2 пункте.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
14 Раби ус-сани 1444 г.х.
08.11.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»