Девлет Кантуган: «Путь Пророка (с.а.с.) в претворении Ислама — руководство для мусульман до Судного дня»

Доклады конференции
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Девлет Кантуган.

Дорогие братья! Уважаемы гости конференции!

В своем докладе я не буду говорить о деятельности Хизб ут-Тахрир, особенностях нашей работы в разных странах и достигнутых результатах – обо всем этом вы подробно услышите в последующих выступлениях. Однако я ставлю перед собой цель обратить ваше внимание на ряд основополагающих аспектов в религии Ислам, которые стали мотивом, фундаментом и содержанием сущности Хизб ут-Тахрир как исламского политического сплочения.

Аспект первый. Уникальная содержательность Ислама

Суть данного аспекта состоит в том, что исламский шариат, в отличие от сводов законов других религий, не ограничился только вопросами поклонения и общими наставлениями. Напротив, Ислам был ниспослан как всеохватывающая законодательная система. И нет такого вопроса в рамках личной или общественной жизни человека, который бы не имел свое объяснение в Исламе. Говорится в Коране:

ۚ وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً وَبُشْرَىٰ لِلْمُسْلِمِينَ ٨٩

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).

Я думаю, что мы с вами не найдем такого человека, который был бы знаком с Исламом и при этом не заметил бы его уникальной содержательности. Изучая Коран и Сунну Пророка (с.а.с.), мы находим огромное множество законов политики, экономики, судопроизводства, законов, регулирующих социальную жизнь и многое другое. Посмотрите, какое пристальное внимание уделяет Ислам вопросу правления. В Коране об этом говорится в более чем пятистах аятов. В сборниках хадисов тема правления выделена в отдельные главы.

Вы обращали внимание на то, как Пророк (с.а.с.) особо подчеркивает место правителя мусульман перед Аллахом? Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Повинующийся мне – повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня – ослушался Аллаха. Повинующийся правителю – повинуется мне, а ослушавшийся правителя – ослушался меня» (Аль-Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Клянусь Тем, в Руках, Которого душа Мухаммада, справедливому султану записывается на небесах столько же дел, сколько сделали все его подданные. И каждая молитва, которую он выполняет, равняется семидесяти тысячам молитв».

Таким образом, мы находим, что Ислам это не только обрядовая религия, как думают некоторые. Также Ислам это не просто традиция предков, как утверждают другие. И уж конечно, эта не религия террора и экстремизма, как сегодня это представляют в средствах массовой информации. Поистине, Ислам – это идеология. И в отличие от других идеологий, исламские ценности, нормы и законодательные системы не придуманы человеком, а ниспосланы Создателем людей. Так, обращаясь ко всем людям на земле, Аллах говорит в Коране:

ۚ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا

«Сегодня я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (5:3).

Аспект второй. Обязательность полного претворения Ислама

Данный аспект нашей религии указывает на то, что в Исламе нет постепенности. Каждый мусульманин, достигший возраста мукаляф (возраст ответственности), должен исполнять все законы религии. Нет ни одного текста в Коране или Сунне Пророка (с.а.с.), где дозволялось бы предпочитать один закон над другим, исполнять одно положение и оставлять другое. Напротив, в Коране сказано:

ۚأَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضي

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергните другую?»

Вспомните, как первые мусульмане спешили исполнить каждый, вновь ниспосланный, закон Аллаха. Они не различали между законами и претворяли все по мере своих сил.

Так, к примеру, сообщается, что какое-то время Мухаммад (с.а.с.) и мусульмане совершали намаз, обращаясь лицом в сторону Иерусалима. Спустя шестнадцать или семнадцать месяцев после переселения Пророка в Медину, Всевышний Аллах приказал мусульманам молиться, обращаясь лицом к Каабе. Эта новость застала некоторых мусульман тогда, когда они совершали поясной поклон в молитве. Знаете, как они поступили тогда?! Даже не вставая с поклона, они повернулись в сторону Мекки. А как отреагировали женщины мусульманки, услышав приказ Аллаха носить хымар? Они разорвали свои фартуки и укрылись кусками этой ткани. И заметьте – сделали это раньше, чем вернулись в свои дома. Поистине, истории о первых мусульманах насыщены такими примерами!

Однако были и такие случаи, когда некоторые люди пытались уклониться от части законов Ислама. И вы, наверняка, знаете, как наш Пророк (с.а.с.) осуждал это. В качестве примера, приведу историю обращения Мухаммада (с.а.с.) к племени Сакиф. Пророк (с.а.с.) призвал их к единобожию и предложил им вступить в Ислам. В ответ они сказали, что готовы присоединиться к мусульманам со всей своей мощью, обороной и многочисленностью, если Пророк согласится с их условиями. Все, что они хотели это оставить на три года своего идола, и уклониться от обязанности пятикратной молитвы. Посланник Аллаха (с.а.с.) отверг это предложение и настоял на том, что бы они вошли в Ислам без каких-либо условий. И это притом, что мусульмане в то время очень сильно нуждались в их помощи.

Не менее решительными были и позиции праведных Халифов. Сообщается, что после смерти Пророка (с.а.с.) некоторые племена отказались платить закят. Вы помните, как поступил тогда Абу Бакр? Он сказал: «Клянусь Аллахом, я буду сражаться с каждым, кто различает между молитвой и закятом».

Таким образом, ни один мусульманин, будь то правитель или подданный, не имеет право отказаться даже от частички Ислама.

Аспект третий. Обязанность мусульман распространять религию Аллаха по миру

Обращаясь к мусульманам, Аллах в Коране говорит:

وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا ۗ

«И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас» (2:143).

Этот аят священного Корана обязывает мусульман нести послание Ислама всему миру. Сподвижники Пророка хорошо понимали эту ответственность, а потому жили призывом. Они знали, что в ответе за людей, а потому были справедливы и созидательны в своих завоеваниях.

И именно поэтому, на протяжении долгих веков исламская Умма была образцом морали и высокой цивилизации среди всех народов на земле. Посланник Аллаха (с.а.с.) неустанно воспитывал в своих сподвижниках это качество. Сообщается, что «однажды Мухаммад (с.а.с.) обратился к ним со словами: «О, люди! Воистину, Всевышний Аллах послал меня Пророком и милостью ко всем людям. А потому вы не нарушайте мои приказы подобно тому, как апостолы нарушили приказы Иисуса сына Марии». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, в чем же провинились апостолы?» Пророк ответил: «Иисус призвал их к тому же, к чему призываю вас я. Кого Иисус отправлял в близкое место, тот был доволен и исполнял его поручение. Кого же он отправлял далеко, тот проявлял недовольство». Затем он сообщил, что намерен отправить своих посланцев с призывом к Исламу во все близлежащие страны».

Итак, мы коснулись уже трех очень важных аспектов Ислама. И прежде чем продолжить свою речь, позвольте мне подытожить сказанное. Вы услышали о том, что Ислам это идеология, что мусульмане обязаны полностью претворять все законы Ислама, без каких-либо упущений и оговорок и что исламская Умма ответственна за распространение этой идеологии среди всех народов на земле.

И теперь, давайте зададимся вопросом: есть ли хоть одна страна, или исламская группа, или даже один мусульманин, который сегодня может соответствовать данным категоричным требованиям нашей религии? Такого нет. И это потому, что Ислам в его полноценном виде не может быть реализован без своего государства.

Аспект четвертый. Халифат как инструмент претворения Ислама

Исламское государство было образовано Посланником Аллаха, и после, в виде Халифата, просуществовало более 13 веков. Политика этого государства построена на принципе полного претворения Ислама. Во главе Халифата стоит халиф, что значит «наместник». Более правильно это звучит так — халиф Посланника Аллаха, т.е. наместник Посланника Аллаха в деле правления Исламом.

Мухаммад (с.а.с.) приказывал своей Умме всегда находиться в подчинении халифу и не разделяться в этом. В хадисе сказано: «Кто откажется от подчинения Всевышнему Аллаху, тот в Судный день встретит Аллаха без какого-либо оправдания в свою пользу. Кто умрет, не имея на себе присяги халифу, тот умрет джахилийской смертью» (Муслим).

Дорогие единоверцы!

Поистине, отсутствие Халифата это большой грех для мусульман и причина наших огромных страданий. В Коране говорится:

وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ ١٢٤

«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым».

Из этого аята мы понимаем, что пренебрежение даже частицей Ислама ведет к тяжести. А что говорить о том положении, в котором оказалась Умма Мухаммада после утраты своего государства? Ведь, лишившись исламского правления, мусульмане оказались под властью других законов.

Ответ на этот вопрос не надо искать в книгах. Достаточно открыть глаза и увидеть реальность. Посмотрите вокруг! Включите выпуск новостей! Чуть ли не все земли мусульман превратились в горячие точки. Назовите хоть одну страну, где мусульмане не подвергались бы какому-либо угнетению! Поистине, нет более кратких и в тоже время содержательных слов о нашей реальности, чем слова Пророка, когда он (с.а.с.) сказал: «Настанут времена, когда народы соберутся против вас, как собираются обжоры вокруг блюда». Вы знаете, сколько наших братьев и сестер убито за последние десятилетия? Десятки тысяч? Сотни тысяч? Миллионы убиты!!! И кто после этого может сказать, что Умма не нуждается в халифе? Клянусь Аллахом, нуждается! И пусть он будет таким, как его описал сам Посланник Аллаха (с.а.с.), когда сказал: «Имам – это щит, за которым сражаются и которым защищаются».

Конечно, справедливости ради, нужно сказать и о том, что в современном мире страдают не только мусульмане. Другим народам тоже не сладко. Уже долгое время все человечество стонет от извращений либеральной идеологии. Посмотрите, какой уровень безнравственности и духовной нищеты в этих странах. Экономика совсем не стабильна, постоянные кризисы. Капиталисты хвастают, мол, у нас высокий уровень производства и торговли. Однако мы видим, что проблема бедности так и не решена. И я уже не говорю о наркомании, преступности, демографическом кризисе и прочем. Недаром мыслители Запада трубят сегодня о необходимости альтернативной идеологии.

Таким образом, дорогие единоверцы, несомненно, наличие Халифата и халифа – это важнейшая из обязанностей Уммы. Именно так об этом говорили ученые всех поколений и мазхабов. Потому что, без Халифата невозможно претворять большую часть Ислама. Правило шариата гласит: «То, без чего невозможно выполнить обязательное – становится обязательным». Поэтому исламская Умма обязана возродить Халифат. Только так возобновится исламский образ жизни и станет возможным вынести призыв Ислама на международный уровень

Аспект пятый. Необходимость исполнять религию в соответствии с методом Пророка (с.а.с.)

В Коране говорится:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ۗ وَمَنْ يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُبِينًا ٣٦

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение».

Данный аспект Ислама подчеркивает, что мусульмане во всех практических делах обязаны руководствоваться методом Пророка (с.а.с.). Мы не имеем право исполнять закон религии не так, как это делал Мухаммад (с.а.с.). И в настоящее время, находясь перед проблемой возрождения Халифата, нужно ясно осознавать, что реальность Ислама и мусульман сегодня, в ее политическом аспекте, абсолютно не отличается от таковой во времена Пророка (с.а.с.) до провозглашения первого государства в Медине. Что тогда, что сегодня Ислам находится в стороне от правления и государства, а нынешнее поколение мусульман, как и в то время, живет в окружении не исламских ценностей и законов. Поэтому метод борьбы мусульман за возрождение Халифата, должен быть точно таким же, как и метод его изначального установления. И вот о том, как Посланник Аллаха (с.а.с.) установил первое государство Ислама и будет следующая часть моего выступления.

Итак... Вначале своей миссии, Пророк (с.а.с.) обращался с призывом к каждому, в ком видел благо. Так, одними из первых мусульман стали его жена Хатиджа, его воспитанник Али, ближайший друг Абу Бакр. Постепенно в стан верующих примкнули еще несколько человек, и так день за днем призыв к единобожию стал вбирать в себя все новых и новых сторонников. Каждого из них Пророк (с.а.с.) обучал религии и приобщал к сплочению сподвижников. Он (с.а.с.) понимал, какие трудности ожидают этих людей на пути борьбы за дело Аллаха. А потому, старался воспитать в них качества сильных исламских личностей.

Для встреч и общения со своими сподвижниками Мухаммад (с.а.с.) выбрал специальное место, которым стал дом одного из мусульман Аркама ибн Абу Аркама. Это место стало центром исламского просвещения. Именно здесь, посредством общения с Пророком, посредством изучения Корана, посредством обсуждения идеологической и политической реальности окружающего их общества, первые мусульмане становились реальной созидательной силой. И тогда, когда сплочение сподвижников окончательно окрепло, Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором приказал Пророку вступить в открытую идеологическую борьбу с многобожием:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ ٩٤

«Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников».

Так начался второй этап призыва.

Мухаммад (с.а.с.) и его сподвижники стали открыто атаковать все противоречащие Исламу идеи. Один за другим ниспосылались аяты порицающие многобожие, аяты осуждающие неверные порядки и их устои, аяты раскрывающие суть различных заговоров против Ислама и мусульман.

В истории становления Ислама очень много рассказано об этом периоде пророческой миссии Мухаммада. И чтобы не упустить суть всех этих событий, я решил обратить ваше внимание на самые важные детали этого дела.

1) По своему содержанию эта борьба носила ярко выраженный идеологический и политический характер. Мухаммад (с.а.с.) изначально имел намерение изменить существующие порядки и общественно политический строй. Язычники Мекки хорошо это понимали. «Он желает отвратить нас от всего того, на чем застали мы своих предков», - говорили они тогда. Именно по этой причине, не осталось в Мекке того, кто был бы безразличен к делу Мухаммада. Те, кто приняли призыв Пророка, выступили на стороне Ислама, все остальные стали бороться против этого дела.

2) Мухаммад (с.а.с.) и его сподвижники действовали исключительно средствами убеждения. В этом периоде наш Пророк (с.а.с.) принципиально отвергал возможность силового противостояния. Неоднократно сподвижники просили Мухаммада (с.а.с.) разрешить им применить силу. Но каждый раз они получали отказ. Пророк (с.а.с.) говорил, что это нам еще не велено.

3) Целью этой борьбы было достижение власти для Ислама. На это указывают множество фактов. В частности, истории обращения Пророка к племенам Таиф, Канда, Абу Ханифа, Кальб, Бану амир ибн Съасъа. Пророк (с.а.с.) призывал их к единобожию и просил их помощи в деле защиты, претворения и распространения Ислама. Тогда, вожди Таифа в грубой форме отвергли это предложение. Они отправили своих безумцев обкидывать Мухаммада камнями, когда он возвращался назад. Племя Бану амир ибн Съасъа приняли предложение Пророка (с.а.с.), но поставили условие. Они потребовали, что бы после него власть над арабами перешла к ним. Мухаммад (с.а.с.) решительно отверг это.

Были и другие примеры, и так продолжалось до тех пор, пока Мухаммад (с.а.с.) не встретил делегацию из Медины. Как обычно, он (с.а.с.) призвал их к Исламу и обратился к ним за помощью. По воле Аллаха, эти люди приняли призыв. Тогда, Мухаммад (с.а.с.) отправил с ними своего сподвижника Мусаба ибн Умайру. Этой молодой сподвижник под защитой новообращенных мединских мусульман стал призывать общество Медины к Исламу. Спустя всего один год эта деятельность принесла искомые плоды. Жители Медины возжелали жить согласно законам Ислама. Тогда влиятельные представители мединских племен отправились к Пророку (с.а.с.). Они желали присягнуть Ему и пригласить его в Медину для осуществления задуманного. И после известного события у горы Аккаба, когда Мухаммад (с.а.с.) получил от них клятву верности, Пророк и его сподвижники переселились в Медину. Так образовалось первое Исламское государство, которое с первых дней своего существования стало практическим воплощением Ислама и центром распространения этой идеологии по миру.

Дорогие единоверцы!

Несомненно, сегодня исламская Умма должна повторить этот путь. Этап сплочения, этап идеологического противостояния, претворение и призыв к Исламу посредством государства – все это законы шариата, которые должны быть претворены без какого либо сомнения.

Аллах в Коране говорит:

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ ۚ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ١٠٤

«Пусть будет среди вас группа, которая призывает к Исламу, приказывает одобряемое и запрещает предосудительное» (3:104).

В этом священном аяте содержится совершенно четкое указание на то, что бороться за Ислам и контролировать его исполнение нужно не в одиночку, а группой. И что бы там не говорили, невозможно изменить порочное общество, не имея крепкой связи с единомышленниками.

Дорогие единоверцы!

Сегодня, с дозволения Аллаха, мы будем говорить о деятельности политической партии Хизб ут Тахрир в мире и в регионах постсоветского пространства. Мы надеемся, что та информация, которую вы здесь получите, станет полезной для вас и других мусульман. Но прежде чем я завершу свою речь, и передам слово другим нашим братьям, позвольте мне напомнить всем нам еще об одном очень важном аспекте нашей религии. Пророк (с.а.с.) сказал: «Каждый из вас находится на одном участке границы Ислама, так пусть же через вас не пройдет зло».

Знайте, что каждый из нас в ответе за Ислам, в ответе за его исполнение и распространение! Присоединяйтесь к сплочению Хизб ут-Тахрир и отдайте должное Аллаху.

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

О Форуме Хизб ут-Тахрир


7-8 октября в Крыму, в городе Симферополе прошел международный форум Хизб ут-Тахрир. Организатором мероприятия выступил информационный отдел Хизб ут-Тахрир в Украине (Крым, Симферополь) при поддержке центрального информационного офиса партии (Ливан, Бейрут). Целью организации данного мероприятия стало стремление рассказать общественности о партии Хизб ут-Тахрир.

Участие в форуме приняли общественные и религиозные деятели, правозащитники, журналисты и эксперты из ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Всекрымская общественно-политическая газета "Возрождение" о Форуме