Виталий Рядинский: «Хизб ут-Тахрир в странах постсоветского пространства»

Доклады конференции
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Виталий Рядинский член Хизб ут-Тахрир Россия.

Деятельность Хизб ут-Тахрир на постсоветском пространстве началась спустя десятилетия после основания партии. Так, если Хизб ут-Тахрир начал свою работу в 1953 году в Аль-Кудсе (Иерусалим), то на наши земли этот благородный призыва пришел в середине 80-х годов минувшего столетия.

Говоря о мусульманских народах, проживающих в странах постсоветского пространства, следует заметить, что они, мало того, что долгое время ещё до развала Халифата находились под гнетом различных государств неверия, так ещё и после этого в течении 70-ти лет подвергались дичайшей атеистической пропаганде коммунистического режима. В процессе насильственной деисламизации со стороны, сначала, царской, а после, и советской власти, эти народы были лишены арабской письменности, из их языков были убраны не только исламские термины, но даже просто многие слова арабского происхождения. Все это было нацелено на одно – отделить эти народы от Уммы и Ислама.

Но, несмотря на все это, после развала Советского Союза мусульмане стран СНГ, будучи верными Исламу, с новой силой ринулись к изучению и претворению своей религии. Ко всему прочему следует заметить, что исламские народы данных территорий на самом деле представляют огромную силу, и насчитывают собой почти 100 миллионов человек, 20 из которых проживает на территории России.

Итак, первым к мировому идеологическому призыву присоединился благородный народ Узбекистана, породивший таких великих исламских ученых, как аль-Бухари, ат-Тирмизи и Аз-Замахшари. И хотя работа в Узбекистане началась ещё в середине 80-х годов, наибольших успехов Хизб ут-Тахрир начал достигать в 1990-х годах, т.е. после развала Советского Союза.

Узбекский народ, имеющий глубокую исламскую историю, очень тепло откликнулся на призыв Хизб ут-Тахрир, и за короткий срок деятельность партии развернулась по всему Узбекистану. Хизб в Узбекистане располагал десятками тысяч своих членов и сторонников, распространил миллионы книг исламского просвещения. Ситуация доходила до того, что некоторые населенные пункты целиком всем составом обучались в Хизб ут-Тахрир. Распространение Хизб ут-Тахрир в Узбекистане было настолько стремительным, что многие преподаватели вынуждены были давать уроки с раннего утра и до поздней ночи, поток желающих учиться на уроках Хизба не иссякал. В эти годы к Хизб ут-Тахрир в Узбекистане присоединились многие известные ученые, имеющие большой авторитет среди народа, что сильно облегчило распространение исламского призыва.

Однако, к сожалению вышеописанная тенденция была грубо прервана. Дело в том, что после падения СССР к власти в Узбекистане, как, впрочем и в остальных странах Центральной Азии, пришли диктаторские режимы, позиционировавшие себя как национальные. В Узбекистане к власти пришел Ислам Каримов, который начал репрессии против мусульман, и в особенности в отношении последователей Хизб ут-Тахрир.

Первые аресты ребят из Хизба начали происходить в 1998 году, а после устроенных спецслужбами взрывов в Ташкенте, репрессии усилились и приобрели массовый характер. Первоначально государственные СМИ протрубили о том, что взрывы были организованы членами Хизб ут-Тахрир, и хотя, впоследствии эта версия была публично опровергнута самими же силовиками, тем не менее, Каримов, таким образом, создал повод для усиления репрессий в отношении активистов Хизба, в частности, и мусульман, в общем.

Эта страшная несправедливость и сильнейшие репрессии, сопровождаемые присущему диктаторским режимам беззаконию, вынудила многих носителей исламского призыва покинуть родные края в поисках безопасности и возможности исповедовать свою религию, носители исламского призыва начали переезжать в другие страны постсоветского пространства.

Таким образом, Каримов, начав жесточайшие репрессии в отношении членов Хизб ут-Тахрир, на самом деле сделал два значимых дела:

a) Он был первым в мире руководителем страны, который вслух публично произнес название партии Хизб ут-Тахрир, а также сила его репрессий вызвала шок у всего цивилизованного мира. И тогда, Хизб ут-Тахрир, известный ранее в основном в исламских странах Ближнего Востока и средиземноморья, стал известен по всему миру, о нем повсюду заговорили политики, журналисты и правозащитники.

b) Также репрессии Каримова в отношении членов Хизба спровоцировали массовое их переселение в страны СНГ, что стало причиной быстрого и эффективного распространения деятельности партии в остальные страны. Особенно призыв прижился в таких странах, как Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и Россия. Эту ситуацию как нельзя лучше описывают слова Всевышнего Аллаха (перевод):

«Они ухитрялись, и ухитрялся Аллах, но ведь поистине, Аллах – лучший из ухищряющихся!»

В других странах постсоветского пространства призыв Хизб ут-Тахрир был принят не менее тепло, чем в Узбекистане. Так, примерно к концу 90-х годов призыв достаточно сильно распространился в Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане. Но, репрессии отсутствовали здесь лишь небольшой промежуток времени, и тираны этих стран, сначала открыли свои границы для узбекских спецслужб, а позже и сами начали репрессии вслед за Каримовым. К началу 2000-х все страны Центральной Азии объявили большую охоту на членов Хизб ут-Тахрир.

Примерно в это время и началась деятельность Хизб ут-Тахрир в России. Призыв шел хорошо, и многочисленные исламские народы Кавказа и Поволжья легко принимали идеи Хизба, подхватывая исламский призыв. Но и здесь репрессии не заставили себя долго ждать. Россия в 2003 году постановлением Верховного Суда запрещает деятельность Хизб ут-Тахрир. Более того, она признает организацию террористической.

Тут начинаются репрессии и в России, первые громкие аресты были в Москве, Уфе. Спецслужбы не стеснялись подбрасывать при обысках наркотики, боеприпасы и взрывчатку, пытать на допросах, а также инкриминировать совершенно разные статьи УК, поэтому первые жертвы российского режима получили большие сроки – до 8 лет лишения свободы.

После первых уголовных дел 2003-2004 гг. долгое время репрессии имели не такой жестокий характер, однако с 2008 года, постепенно репрессии начали обостряться, и репрессивная машина начала вновь набирать обороты. И вот, теперь к 2013 году репрессии в отношении членов Хизб ут-Тахрир в России приобрели такой оборот, что Россия по степени беззакония практически уравнялась со странами Центральной Азии. В отношении мирных проповедников применяются жесточайшие пытки, инкриминируются серьёзнейшие статьи уголовного кодекса. Кроме того, в сентябре 2013 года в дагестанском городе Кизляр силовики после неоднократных угроз застрелили члена Хизб ут-Тахрир Абдуллу Гаппаева.

Также среди стран постсоветского пространства, в которых работает Хизб ут-Тахрир, можно также отметить и Украину. Однако Украина является единственной постсоветской страной, на территории которой пока отсутствуют репрессии в отношении мусульман, и потому я не буду подробно останавливаться на деятельности партии в этом государстве, предоставив возможность рассказать о данной теме следующему докладчику.

Следует также заметить, что деятельность Хизба в странах, где его члены подвергаются репрессиям, абсолютно идентична работе там, где гонения отсутствуют. И деятельность в каждой стране на всех этапах, как до начала репрессий, так и после, также одинакова. То есть Хизб в течение 60-ти лет со дня своего основания придерживается ненасильственного метода работы, а на постсоветском пространстве и в странах Европы не ставит целью свержение неисламских правительств. Потому наличие репрессий в ряде стран объясняется не отличиями в работе самого Хизба, а разницей в отношении властей и степени беззакония, творящегося в том или ином режиме.

Разнообразие, коварство и жестокость преследований в отношении членов Хизб ут-Тахрир в странах постсоветского пространства поражает воображение. Сегодня можно однозначно сказать: репрессии в отношении активистов Хизба на постсоветском пространстве – самые жестокие в мире. Страны постсоветского пространства составляют половину от всех стран, где члены Хизба преследуются. Однако сам характер репрессий в странах постсоветского пространства требует отдельного рассмотрения.

На данный момент в лагерях Узбекистана сидят десятки тысяч активистов Хизба, большинство из которых были арестованы ещё в конце 90-х годов. Режим Каримова не выпускает мусульман на свободу, добавляя прямо в колониях новые сроки лишения свободы. Но ещё ужаснее то, что делают сотрудники пенитенциарной системы Узбекистана с членами Хизба, чтобы они отказались от своих взглядов: опускание человека в бочку с фекалиями, заражение туберкулезом, вырывание ногтей и обваривание кипятком – это далеко не самые страшные издевательства, которым подвергаются последователи Хизба в Узбекистане. Система колоний, в которых содержатся мусульмане Узбекистана по жестокости сравнима только со сталинским ГУЛАГом, а работа спецслужб организована в лучших традициях НКВД.

Говоря об особенностях репрессий в отношении активистов Хизб ут-Тахрир в Таджикистане, следует сказать, что сроки, которые даются изначально членам Хизба в Таджикистане очень большие, в приговорах часто фигурируют 25 лет лишения свободы. Также Рахмон активно преследует женщин-членов Хизб ут-Тахрир, например, буквально недавно таджикские спецслужбы одновременно арестовали 17 женщин за причастность к Хизб ут-Тахрир.

В Кыргызстане репрессии начались с того, что спецслужбы Узбекистана выкрадывали и убивали переехавших туда мусульман. После 2003 года, когда деятельность Хизб ут-Тахрир в Киргизии была официально запрещена репрессии начались уже со стороны киргизских спецслужб.

В Казахстане репрессии также начались с подачи Узбекистана. Сначала режим Н.Назарбаева выдворял за пределы страны приезжих активистов Хизба, а после начал преследовать и местных членов партии. На сегодняшний день в тюрьмах Казахстана сидят сотни ребят, десятки стали шахидами.

В России члены партии также повергаются жестким репрессиям со стороны властей. Преследования активистов Хизба в разных частях страны: в Калининграде и Владивостоке, Уфе и Казани, Москве и Санкт-Петербурге, Махачкале и Магасе, Нижнем Новгороде и Тюмени, огромные сроки лишения свободы, страшные пытки – таковы реалии гонений российского режима в отношении призывающих мусульман.

Однако, не подумайте, что пытки, смерть и лишение свободы смогли остановить мусульман. Итогом жесточайших репрессий в отношении носителей исламского призыва являются: продолжение усилий в доведении мыслей до людей, самопожертвование и стойкая позиция. В каждой из вышеописанных стран продолжают регулярно арестовывать членов Хизб ут-Тахрир, что в первую очередь указывает на то, что работа продолжает активно вестись, и властям не удалось запугать искренних призывающих.

Вообще, следует заметить, что Хизб ут-Тахрир столкнулся с репрессиями на постсоветском пространстве не впервые. Репрессии были и раньше, многие арабские режимы жестоко расправлялись с носителями призыва, и эти события совершенно не придавались огласке средствами массовой информации, замалчивались. Однако именно репрессии в отношении Хизба на постсоветском пространстве стали самыми жестокими, массовыми и резонансными.

Разнообразие способов противодействия нашей организации в странах постсоветского пространства также поражает воображение. Силовики применяют весь спектр инструментов борьбы:

А) спецслужбы активно используют служителей мечетей и имамов для дискредитации активистов Хизба, это достигается посредством шантажа и давления на религиозных деятелей;

Б) Спецслужбы стран СНГ освоили все виды фабрикаций – у них отработанная методика выбивания показаний, шантажа и пыток. Этому всему подвергаются не только сами носители исламского призыва, но и даже их родственники, друзья и знакомые, а порой и посторонние люди, которых силовики решили сделать свидетелями обвинения;

В) В чем только государственные СМИ не обвинили носителей исламского призыва, и в том, что Хизб использует методы гипноза, и в том, что окуривают специальными смесями, чтобы навязать свои мысли.

Также одной из уловок которые применяют власти – это обвинения в попытке переворота. Ярким примером этого были андижанские события, когда режим Каримова инсценировал попытку переворота в Андижане и надеялся приписать это действие Хизбу. Такой же ход начали использовать и российские спецслужбы, ещё вчера вменявшие экстремизм, санкцией которого является штраф, а уже сегодня начавшие обвинять членов Хизба в насильственном захвате власти, за что мусульманам грозит до 20 лет лишения свободы;

Г) Отдельно следует отметить эволюцию обвинений в адрес мусульман из Хизб ут-Тахрир, что также указывает на то, что власти, не имея оснований к привлечению к уголовной ответственности, придумывают новые и новые обвинения. Например, в Узбекистане в отношении членов Хизба за всю историю преследований применялось 14 статей уголовного кодекса, в России – 10. Добавим, что в России к 2013 году власти предприняли попытку ввести новые статьи УК специально для членов Хизб ут-Тахрир.

Относительно отношения народа к Хизб ут-Тахрир в странах постсоветского пространства следует заметить, что планы властей по дискредитации носителей исламского призыва не удались. Всем совершенно ясно, что мы являемся мирными проповедниками, и все ярлыки, которые вешаются нам – лишь клевета и фабрикации. Люди видят, что мы проводим конференции и проповеди, митинги и автопробеги с исламской символикой, издаем литературу и просвещаем людей коллективно и концентрированно. И когда власти обвиняют нас в силовых действиях или попытках захвата власти – эта ложь становится очевидной любому!

Единственная причина, по которой народы позволяют расправляться режимам с членами Хизба – это страх, который внушили тираны людям. Ведь широко известна практика преследования людей даже за обычные контакты с членами Хизба. Однако важно то, что народ все равно очень сочувствует угнетаемым мусульманам, и доказательством этому являются демонстрации, протесты, публичные обращения в защиту членов Хизба, а также массовые шествия на похоронах членов Хизба, кроме того, всем известно, что обычные люди стремятся материально помогать семьям членов Хизба, которые находятся в неволе.

Потому правителям этих стран следует понять – народ будет молчать только до определенной степени, и уже недалёк тот день, когда терпение народа закончится.

Вообще репрессии в отношении членов Хизб ут-Тахрир в странах постсоветского пространства – это в первую очередь признание идейной беспомощности властей этих государств. Сначала они объявляют Ислам злом, исламский призыв – угрозой, а после, вместо того, чтобы бороться с идеологией в мыслительной плоскости, начинают силой подавлять мусульман. Подобное поведение демонстрирует явную несправедливость и коварство властей, а исламские народы, являясь свидетелями этого, прекрасно понимают, что невиновных людей подвергают жесточайшим репрессиям лишь за их убеждения.

И мы здесь и сегодня открыто и смело говорим тиранам, преследующим мусульман в России, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане:

«Вы – трусливые преступники, раз боретесь посредством силы с безоружными призывающими – мужчинами и женщинами! Знайте, что ваше беззаконие – это только с дозволения Аллаха ﷻ, который сказал:

وَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ غَافِلًا عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الْأَبْصَارُ

«Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры» (14:42).

Ваши репрессии не останавливают нас и только укрепляют нас в том, что мы на верном пути!

А доказательством вашего поражения в борьбе с Хизб ут-Тахрир является постоянные усиления репрессий, которые вы вынуждены предпринимать, надеясь заглушить слово истины! Нет! Ваши потуги в этом направлении обречены, ибо Сам Господь Миров сказал:

يُرِيدُونَ أَن يُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللَّهُ إِلَّا أَن يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ

«Они хотят затушить свет Аллаха своими устами, но Аллах не допускает иного, как только завершить Свой свет, хотя бы и ненавидели это неверные» (9:32).