Женщина и её роль в Исламе

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Всевышний Аллах говорит:

مَنْ عَمِلَ صَالِحاً مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

Это общее изречение, т.е. оно не ограничивается только вопросами имана или только праведными делами, а также не ограничивается только мужчинами или только женщинами.

Что касается праведных деяний, то напомним, что наиважнейшим из них является призыв к Аллаху; именно это и происходило в мекканский и мединский периоды. Призывать к Аллаху должны как мужчины, так и женщины в одинаковой мере. Никто не скрывает и не утаивает роль женщин в призыве к Аллаху в мекканский период. Женщины вместе с Посланником Аллаха ﷺ несли призыв, вместе с ним участвовали в деятельности по установлению Первого Исламского Государства в Медине. Женщины играли важную роль в исламском призыве с первых его дней.

Ибн Хиббан и другие упоминают ряд женских имён в списке первых женщин, принявших Ислам в Мекке. Также на страницах книг по истории Ислама они стоят во главе списка праведных женщин, поскольку они были сподвижницами и первыми в деле призыва. Каждая из этих женщин приложила максимум усилий в исламском призыве, они поддержали своих мужей, тем самым укрепив их позиции. Нам известны имена тех женщин, которые заняли сильную, бескомпромиссную позицию перед лицом тиранов, которые перенесли много страданий и унижений на пути призыва. Их позиции можно сравнить с позициями мужчин. Они стали хорошим примером для тех женщин, кто пришёл после них, для участия в деятельности по установлению Ислама на земле.

Мы упомянем лишь часть имён, чтобы они стали стимулом для сегодняшних мусульманских женщин в несении призыва и участии в деятельности по установлению Халифата:

● Хадиджа бинт Хувайлид (р.а.) была женой Посланника Аллаха ﷺ. Она (р.а.) была мудрой женщиной, первой, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника ﷺ, кто оказал ему помощь. Когда началось ниспосылаться Откровение, она (р.а.) сказала Посланнику ﷺ следующее: «Это хорошая весть, о сын моего дяди! Клянусь Тем, в чьей власти душа Хадиджи, я надеюсь, что ты — Пророк этой уммы» (Ибн Хишам). Как-то ангел Джибриль (а.с.) пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Передай Хадидже ас-салям от Аллаха и от меня и также радостную весть: для неё приготовлен дом в Раю». Когда Хадиджа (р.а.) услышала это, она ответила: «Аллах Сам ас-Салям, и от него исходит ас-салям. Пусть Аллах даст Джибрилю и тебе ас-салям, баракят и милость, о Посланник Аллаха».

● Сумайя бинт Хайят (р.а.) была непоколебимой в своей религии, она так же оказала поддержку своему мужу Ясиру ибн Амиру (р.а.). Они продолжали быть стойкими в своей религии, пока оба не покинули этот мир для встречи со своим Господом.

● Асма бинт Абу Бакр (р.а.) многим пожертвовала на пути призыва. Её героизм оказал большое влияние на успешное переселение Посланника ﷺ в Медину. Во время переселения Посланника ﷺ и Абу Бакра (р.а.) Асма (р.а.) приносила им еду в пещеру Саур. Для ношения к ним еды и питья Асма привязывала груз к двум поясам, за что получила от Посланника ﷺ титул «Зату-Нитакайн» (обладательница двух поясов).

● Нусайба бинт Кааб (Умму Аммара) (р.а.) и Асма бинт Амр (Умму Муни) (р.а.) были участницами во второй присяге при Акабе. Их роль в деле призыва была высока.

Также имеется высказывание Посланника Аллаха ﷺ о Хадидже (р.а.) и Аише (р.а.), которое является лучшим доказательством роли женщины в Исламе. Деятельность женщин в мекканский период наглядно свидетельствует об их искренности, политическом сознании и участии в деле призыва.

Что касается политической деятельности в составе сплочения, которое призывает к Исламу, приказывает одобряемое и запрещает предосудительное, то она не ограничивается лишь мужчинами, но распространяется и на женщин. Нет шариатского текста, который бы исключал женщину из политической деятельности. Женщины, как и мужчины, должны участвовать в деятельности призыва и установлении религии Аллаха на земле. Аллах сказал:

وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (9:71).

И в конце я хочу добавить, что в целом мужчины и женщины одинаковы перед шариатскими постановлениями. Поэтому сегодня женщины так же должны заниматься деятельностью по установлению Второго Праведного Халифата. Следовательно, опекуны женщин не могут препятствовать им в вопросе принятия участия в этой деятельности, если, конечно, не возникает необходимость предпочесть один фард над другим. Однако это должно происходить строго в соответствии с Шариатом. Женщины получат такую же награду, как и мужчины, поскольку в хадисе Посланника ﷺ нет указаний, что это касается только мужчин. Приводит ат-Тирмизи от Абу Сааляба (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ مِنْ وَرَائِكُمْ أَيَّاماً الصَّبْرُ فِيهِنَّ مِثْلُ الْقَبْضِ عَلَى الْجَمْرِ لِلْعَامِلِ فِيهِنَّ مِثْلُ أَجْرِ خَمْسِينَ رَجُلاً يَعْمَلُونَ مِثْلَ عَمَلِكُمْ قَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الْمُبَارَكِ وَزَادَنِي غَيْرُ عُتْبَةَ قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَجْرُ خَمْسِينَ مِنَّا أَوْ مِنْهُمْ قَالَ بَلْ أَجْرُ خَمْسِينَ مِنْكُمْ

«После вас наступят дни, во время которых проявить терпение будет подобно тому, как держать в руках раскалённые угли. В эти дни те, кто будет действовать подобно вам, получат награду пятидесяти тех, кто так действует». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! Награду пятидесяти из нас или из них?», — на что он ﷺ сказал: «Пятидесяти из вас!». Нужно понимать, что сегодня деятельность для установления Халифата — это историческая возможность вернуть то, что было уже разрушено. Приводит Ахмад от Хузайфы (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:

تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أ أَنْ يَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَإَ أَنْ يَرْفَعَهَا ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةٍ ثُمَّ سَكَتَ

«Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — а затем он ﷺ замолчал».

 

Газета «Ар-Рая»
Рула Ибрахим — Шам
5 Раджаба 1442 г.х.
17.02.2021 г.