Диктатура и система правления в Исламе

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

При рассмотрении известных человечеству систем правления можно обнаружить их деление на два типа:

Первый тип: система правления, ниспосланная пророкам от Аллаха для управления обществом людей. Именно к этому типу относится система правления в Исламе. Пророк ﷺ сказал:

كَانَت بَنُو إسرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الأَنْبياءُ، كُلَّما هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبيٌّ، وَإنَّهُ لا نَبِيَّ بَعدي، وسَيَكُونُ بَعدي خُلَفَاءُ فَيَكثُرُونَ

«Сыны Израиля управлялись пророками, и каждый раз, как умирал один пророк, ему на смену приходил другой. Однако после меня пророков не будет, а будут халифы, и будет их много».

Законодателем в этой системе является Создатель человека, жизни и Вселенной, обладающий совершенными качествами и охватывающий знанием каждую вещь. Он не имеет недостатков и ограничений. Поэтому такое законодательство позитивно для людей до Судного дня, свободно от страстей и благоприятно как для верующих, так и для неверных.

Второй тип: система правления, разработанная человеком. Автором такой системы является сам человек, со всеми присущими ему капризами и страстями. Поэтому основой такого правления будут страсти и произвол. Всевышний Аллах говорит:

وَلَوِ اتَّبَعَ الْحَقُّ أَهْوَاءَهُمْ لَفَسَدَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ وَمَن فِيهِنَّ

«Если бы истина последовала за их капризами, то пришли бы в расстройство небеса и Земля, и то, что в них» (23:71).

Эта система, по своей сути, представляет диктатуру. Независимо от того, провозглашается ли публично, что вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в одних руках, обладающих неприкосновенностью, как в монархической форме правления. Или же общество обманывают иллюзией свободы, а в действительности оно пребывает под властью произвола, как обстоит дело с капитализмом, прикрывающимся демократией.

Для полной ясности проведём краткое и беглое рассмотрение понятия диктатуры:

Диктатура — одна из форм правления, в которой отдельное лицо, или отдельная группа лиц, или отдельная партия обладают абсолютной властью. Это слово взято из латинского языка. Диктатор в этом языке означает временно назначенного лидера, наделённого исключительным полномочием для урегулирования кризиса, который переживает государство. Однако это слово превратилось в термин, употребляемый в отношении правителя, обладающего абсолютной законодательной и исполнительной властью, который неподотчётен никому и не позволяет инакомыслия. Капитализм же употребляет это слово в отношении любого несогласного с демократией, даже если речь идёт о божественной системе.

Бесспорно, что абсолютная монархия подходит под определение этого термина. Но можно ли сказать, что демократическая система правления так же является диктатурой?

При внимательном изучении демократической системы мы обнаруживаем, что её внешне можно назвать демократической, но по сути она является той же диктатурой.

Как это понимать? Давайте по порядку:

— Говорится, что власть принадлежит народу и что он является источником власти: её законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Но в действительности народ не издаёт законов, не приводит их в исполнение и не назначает судей.

То, что происходит в действительности — так это процедура выборов, проведение которых нуждается в многомиллионных вложениях, которыми не располагает масса обычных людей. Поэтому проведение выборов ложится на плечи обладателей крупных капиталов. Они создают партии, прокачивают огромные средства через СМИ, чтобы воздействовать на людей и сбывать обманчивые обещания массам людей. Они превратились в реальных правителей и законодателей, поэтому назвать эту систему капиталистической более подходяще, чем демократической.

— При президентской форме демократического правления все полномочия сосредоточены в руках президента, и он назначает себе советников, министров и других лиц администрации без какого-либо вмешательства народа в эти решения.

— При парламентской форме правления лидирующая партия владеет всеми полномочиями. Она формирует правительство и реализует его программу. Опираясь на числовое большинство в парламенте, эта партия принимает то законодательство, которое желает. И эти решения не связаны с народом. У представителей народа нет такого права голоса относительно принятия законов, который выходил бы за рамки одного из предложенных и одобренных вариаций со стороны реального правителя, будь это президент или лидирующая партия (глубинное государство). Человечество не знает более дикого и алчного режима правления, чем капиталистический, где маленькая кучка капиталистов определяет законодательство и ценности, служащие реализации их интересов за счёт гуманизма, морали и уничтожения народов.

В соответствии с их определением диктатуры мы приходим к выводу, что капиталистическая система правления представляет собой отвратительную диктатуру в обманчивом камуфляже демократии. Её наружность выглядит милостью, но содержание — это мерзость, бедствие и преступления. Капиталисты приветствуют демократию, когда она приносит им дивиденды, но когда она противоречит их интересам, они просто топчут её.

Возвращаясь к исламской системе правления, становится ясно, что она отличается от всех остальных рукотворных систем. Она — не демократическая, где народ считается законодателем, и не диктатура. Наоборот, эта система — божественная, исходящая из Откровения, то есть из того, что установил Аллах для Своих рабов:

— Господство в этой системе принадлежит Шариату, который продиктован Аллахом. Исламское вероубеждение является основой государства, и из этого же вероубеждения вытекает конституция и прочие законы. Государство проводит заботу о мирских делах, оберегая религию, и смотрит на своих граждан единым взглядом, невзирая на цвет кожи, происхождение или религию (прим.: это касается общих гражданских прав людей в обществе, не затрагивающих вопросы правления).

— Государственная власть в этой системе принадлежит Умме, и она приносит присягу своему халифу. Человек не может стать легитимным халифом, пока Умма не даст ему присягу с довольством и без принуждения. Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) сказал в своей хутбе: «Если кто-то присягнул мужчине, не посчитавшись с мусульманами, то пусть не считают эту присягу действительной ни тот, ни этот, если не хотят быть убитыми». И это было сказано в присутствии сподвижников (р.а.) и считается их Иджма (единогласным одобрением).

История не знала более прогрессивной формы выбора правителя, чем исламский метод назначения халифа. Он обязан обладать условиями заключения и дальнейшего пребывания на посту халифа присяги, к числу которых относятся: Ислам, справедливость, способность нести это бремя. Затем имеются предпочтительные условия, к числу которых относятся способность к иджтихаду и т.д. Также допустимы дополнительные, не противоречащие Шариату условия, выдвигаемые людьми в адрес кандидата на пост халифа.

Халиф обладает исключительным правом на табанни (утверждение государственным законом вывода правоведа из шариатских текстов), опираясь на силу доказательства. Подчинение халифу обязательно, пока он не приказывает греховное. Его приказ выполняется явно и тайно, устраняя разногласия. Абу Бакр (р.а.) говорит: «О люди! Я был назначен над вами, хотя я — не лучший из вас. Помогите же мне, если я поступаю правильно, и исправьте меня, если поступлю неправильно. Говорить правду — означает верность, а говорить ложь — означает предательство. Незначительный человек из вас будет сильнее меня, пока я не верну ему то, что он заслуживает по праву. А влиятельный человек из вас будет подчинён мне, пока не отдаст то, что он обязан отдать по праву. Подчиняйтесь мне, пока я подчиняюсь Аллаху и Его Посланнику. А если я ослушаюсь Аллаха и Его Посланника, то вы не должны мне подчиняться».

Исламское Государство — человеческое, а не божественное, и Аллах вменил мусульманам в обязанность контролировать действия правителей так, чтобы вся Умма была с ним, когда он совершает должное, и чтобы вся Умма встала перед ним и поставила на место, если он совершает недостойное. Если обстоятельства требуют этого, то Умма должна устранить правителя, а если он проявил положение неверия, то она обязана поднять меч против него. Эти действия проводятся через следующие учреждения:

— Маджлис уль-Умма (собрание представителей Уммы) представляет Умму, выражая её волю, берёт отчёт и призывает к ответу.

— Махкамат аль-Мазалим (суд по делам превышения полномочий) обладает компетенцией судить правителей и их валиев (ответственных за управление регионом), а также смещать их с занимаемых должностей, когда они того заслуживают.

— Политические партии, за которыми стоят широкие массы. Они проводят контроль за действиями правителя и призывают его к ответу, помогают ему в благом и исправляют его отклонения.

— Обязательная деятельность по осуществлению амр биль ма'руф ва нахий 'аниль мункар (приказ одобряемого и запрет порицаемого по Шариату), а также по принуждению узурпатора к возврату в рамки права.

— Всё вышесказанное должно исходить из сознательности масс в своей религии и в своих правах, а также из семени Ислама в возвышенных душах, не смиряющихся с несправедливостью и не боящихся осуждения на пути Аллаха.

Что касается Шуры в Исламе, то Всевышний Аллах обязал правителя советоваться с мусульманами, сделав это их правом и хваля их за это, как в следующих Словах Всевышнего:

وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ

«И советуйся с ними в деле» (3:159),

وَأَمْرُهُمْ شُورَى بَيْنَهُمْ

«Они советуются друг с другом в своём деле» (42:38).

Однако Шура не означает законодательство, но является спрашиванием мнения. Она узаконена в следующих положениях:

— Правовое мнение, выведенное из текстов Шариата иджтихадом. Это мнение берётся с учётом силы его доказательства, невзирая на большинство или меньшинство высказывающих его.

— Идейное и научное мнение. Оно принимается в расчёт, учитывая мнения соответствующих специалистов, невзирая на большинство, как это произошло при битве у Рва и при Бадре, где Посланник ﷺ принял позицию специалистов военного дела, оставив своё мнение в пользу более верного.

— Мнение, связанное с делом, затрагивающим общественные интересы. В подобных вопросах учитывается мнение большинства.

Шура служила освещению прямого пути и верного подхода, объединяющим сердца и ряды мусульман фактором, способствуя сохранению Уммы, её сущности и государства, а также сохранению славы тех, кто прибегал к её помощи:

لِمِثْلِ هَذَا فَلْيَعْمَلِ الْعَامِلُونَ

«И ради такого пусть трудятся усердствующие» (37:61).

 

Газета «Ар-Рая»
Саид Ридван, Абу Авад
01.09.2021