Административный аппарат. Госаппараты Халифата, 17 урок

Под сенью книги «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)» 17 урок: Административный аппарат, Рамадан, 1435 год по хиджре.

https://hizb.org.ua/video/redirects/826

Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Во имя Аллаха – Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Дорогие братья и те, кто следит за выпусками медиа-офиса Хизб ут-Тахрир, я приветствую вас, ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.

Мы снова встретились с вами для того, чтобы поговорить и рассмотреть следующий аппарат из аппаратов государства Халифат, а именно – административный аппарат. От вашего имени мы приветствую дорогого брата, устаза Мухсина аль-Азамата. Добро пожаловать!

Административный аппарат: огромное государство, или развивающееся государство, без разницы, нуждается в административном аппарате, который облегчит обеспечение услуг и осуществление интересов людей. Как Ислам относится к этому аппарату?

Аль-устаз Мухсин аль-Азамат: В действительности, как уже известно, Ислам пришёл милостью для миров, милостью, наставляющей на путь истины, милостью в законах, взаимоотношениях, решениях. Ислам пришёл с законами, которые облегчают жизнь людям, поэтому мы находим, что административный аппарат, который в основе является задачей, возложенной на халифа, предназначен для осуществления и реализации интересов людей. Этот аппарат предназначен для облегчения решений проблем людей.

И один из самых ярких примеров из жизни Пророка Мухаммада ﷺ – это вопрос обучения, когда он ﷺ определил выкупом для каждого пленного обучение десяти мусульман. Следовательно, обеспечение людей обучением относится к интересам мусульман, которое необходимо обеспечить.

Так же – относительно медицины. Мы видим, как Посланнику Аллаха ﷺ подарили лекаря, и он ﷺ назначил его лекарем для всех мусульман. Это является доказательством того, что медицина относится к интересам мусульман, и государство обязано обеспечивать эти интересы.

Так же – и относительно дорог. Посланник Аллаха ﷺ упорядочил дороги в его время, при спорах он ﷺ определял их ширину в семь локтей. И это является административным упорядочиванием того времени, но если есть необходимость, то ширине дороги уделяется больше, как это сказал Шафии.

Пророк ﷺ наблюдал за всеми жизненно важными делами и проблемами мусульман, так как в основе государство обязано обеспечивать решением всех проблем мусульман и всех граждан, предоставлять им услуги и обеспечивать их интересы, и поэтому существует аппарат для обеспечения интересов людей, и этот аппарат делится на три основные части: это учреждения – высшие административные органы среди всех отраслей государства, это отделы и администрации.

Например, такие учреждения и ведомства, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность и другие: таких ведомств может быть много. Нужды людей множественны, поэтому и эти ведомства могут быть разными, их в какое-то время может быть больше или меньше в соответствии с множественными интересами людей, поэтому изначально халиф выбирает достойного управляющего интересами людей, который будет возглавлять этот аппарат и облегчит ношу халифа. Его задача – обеспечить интересы, заботиться, возглавлять, сообщать халифу о том, что он выбрал для реализации интересов людей.

И, как мы уже сказали, брат Абу Умар, этот аппарат состоит из учреждений (масалих) – это высший административный орган, который возглавляет мудир, управляющий, который управляет подчинёнными ему отделами и администрациями, и соответствующие управляющие так же возглавляют филиалы и отделения.

Эти учреждения, отделы и администрации формируются для развития дел государства и осуществления интересов людей.

Необходимо отметить, что эти административные аппараты и органы, обеспечивающие интересы людей, в основе не являются органами власти, и это – важный фактор, который необходимо понимать. Этот аппарат относится к способам, а способы, как известно, мы можем брать из любых источников, с условием того, чтобы они не противоречили Исламу и осуществляли желаемую цель.

Эти два условия должны соблюдаться при принятии того или иного способа, а именно – способ должен осуществлять достижение цели, а это – интересы граждан и правильная забота о них, и также этот способ не должен быть харамом в Исламе.

Следовательно, административный аппарат – это аппарат, который может быть заимствованным у кого угодно, вне зависимости от приватного взгляда на жизнь, так как это является способом для обеспечения интересов людей.

Ведущий: другими словами, государство должно постоянно следить за тем, достаточен ли этот аппарат в деле удовлетворения интересов людей или нет, следовательно, если его не достаточно, то государство увеличивает и преобразовывает его, чтобы он был в состоянии неотложно обеспечивать интересы людей, а если достаточно – он остаётся таким же.

Мухсин аль-Азамат: Совершенно верно. Таким образом, центром внимания для халифа и других аппаратов, ответственных за административный аппарат, является обеспечение интересов людей.

Например, если появились жалобы или если не обеспечиваются интересы людей, это говорит о том, что существуют недостатки и упущения. В таком положении должна проводиться работа по преобразованию способов, если они безрезультатны, или необходимо менять тех, кто ответственен за осуществление и исполнение этих способов, так как его работа – безуспешна.

Следовательно, тут критерием является обеспечение интересов людей, и поэтому мы видим, что мы установили три столпа или основы, если можно так назвать, в политике административного аппарата в государстве Халифат.

Этими тремя столпами или частями, или это ещё можно назвать общей политикой административного аппарата, являются:

1) простота порядка, системы, ибо это ведёт к удобству и лёгкости.

2) мобильность при выполнении дел.

3) наличие способности и квалификации у человека, которому поручается выполнение дела.

Потому что, дорогой брат Абу Умар, эти три базы, основы, могут превосходно осуществить выполнение дел и реализовать поставленные задачи.

Шариат обязывает нас выполнять все наши дела лучшим образом (ихсану-ль-амаль). Ислам побудил нас превосходным образом выполнять какое-либо дело. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах предписал превосходное выполнение (ихсан) во всём. Если убиваете, то убивайте наилучшим образом, если закалываете животное, то закалывайте наилучшим образом…».

Если нам приказано наилучшим образом закалывать животное, то что уж там говорить об интересах граждан, о решении их проблем, об их времени… Для нас дороги интересы людей, их время, нельзя никоим образом делать упущения в этих вопросах.

За всё это халиф несёт ответственность перед народом, поэтому были установлены эти три правила, и необходимо подчеркнуть, что каждое из этих правил имеет шариатское доказательство.

Когда мы говорим о простоте системы, мы приводим хадис Посланника Аллаха ﷺ: «Облегчайте, а не усложняйте, радуйте, а не отвращайте».

Когда мы говорим о мобильности при выполнении дел, мы также вспоминаем хадисы Посланника Аллаха ﷺ, где он побуждал правителей к тому, чтобы они не были «акърад», и у него спросили: «Кто они, о Посланник Аллаха ﷺ?», – и он описал их, сказав, что это те правители, к дверям которых приходят бедные и нуждающиеся люди, а они не решают и не рассматривают их проблем и оставляют их ожидать безрезультатно у дверей. Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ побуждал к мобильности при выполнении дел.

Что касается третьего правила, а именно – наличия способности и квалификации у человека, которому поручается выполнение дела, то передаётся от Умара ибн аль-Хаттаба, что однажды во время прекрасного собрания (подобно нашему, о брат Абу Умар) он сказал сподвижникам: «Чего бы вы пожелали, расскажите о своих желаниях»

Он сказал им: «Расскажите свои мечты». Один из них сказал: «Я бы хотел, чтобы весь этот дом был наполнен золотом, и я израсходовал бы его на пути Аллаха». Другой человек сказал: «Я бы желал, то-то и то-то (относительно мирских дел)»… Потом спросили у Умара, да будет доволен им Аллах, и тогда Умар сказал: «Я же мечтаю, чтобы в моей армии были мужчины, подобные Абу Убайде ибн аль-Джарраху, Муазу ибн Джабалю и Салиму, вольноотпущеннику Абу Хузайфы, и я мог рассчитывать на их поддержку в деле возвышения Слова Аллаха».

Следовательно, когда мы говорим о наличии способности и квалификации, брат Абу Умар, знай, что халиф – это правитель, за которым стоят тысячи мужей, которые способны, квалифицированы и выполняют своё дело лучшим образом, в результате чего и халиф выполняет своё дело лучшим образом.

И поэтому мы ищем подобным мужей, которые наилучшим образом выполняют свою работу, чтобы наше государство было подобно тому, как описал Посланник Аллаха ﷺ государство на основе метода пророчества.

Ведущий: да вознаградит тебя Аллах самым наилучшим. Это то, что касается административного аппарата, теперь об аппарате Байт уль-Маль. Деньги и имущество – это всегда проблема людей, и, следовательно, необходимо особое отношение к ним, и Ислам тщательным образом отнёсся к этому вопросу, в нём имеются отдельные законы относительно имущества. Однако относясь к Байт уль-Маль как к аппарату, мы хотели бы иметь общий взгляд на этот аппарат, расскажите нам вкратце о нём.

Мухсин аль-Азамат: Слово «Байт уль-Маль», как видите, состоит из двух слов – «Байт» и «Аль-Маль», это изафетное сочетание слов. Здесь имеется в виду одно из двух вещей: либо это место, то есть помещение, где складывается имущество, либо имеется в виду сторона, которая является ответственной за это имущество.

После рассмотрения истории Посланника Аллаха ﷺ, которая является примером для нас и источником выведения законов Шариата, мы видим, что у Посланника Аллаха ﷺ было отдельное место, где Посланник Аллаха ﷺ хранил имущество Исламского Государства.

Часть его дома была хранилищем, и также для этого было отведено место в мечети. Так же и праведные халифы отводили отдельное место для имущества: так, у Абу Бакра ас-Сыддика было место «Байт уль-Маль», и он повесил замок на двери этого хранилища.

Или наш господин Али ибн Абу Талиб: он раздавал всё, что было в Байт уль-Маль, опустошал его и спал там, потому что он был спокоен, что он раздал имущество Байт уль-Маль по назначению.

Следовательно, Байт уль-Маль – это либо место, то есть помещение, где складывается имущество, либо имеется в виду ответственная сторона, которая контролирует доходы, расходы и распределение имущества.

Во-первых, должен быть человек, уполномоченный халифом, являющийся ответственным за распределение имущества, это «хазин Байт уль-Маль» – «хранитель, казначей», он и является ответственной стороной за доходы и расходы государства Халифат.

Так же должны быть филиалы Байт уль-Маль мусульман, относящиеся к казначею. Они называются «сахиб уль-Байт уль-Маль» и они находятся в вилаятах.

И, как Вы знаете, брат Абу Умар, как мы говорили раньше, что тремя частями напрямую управляет халиф: это финансовая часть, армия и судопроизводство, и поэтому мы находим, что хазин Байт уль-Маль напрямую связан с халифом, он расходует и принимает доходы по приказу халифа.

Естественно, существуют и другие подробности относительно вопроса Байт уль-Маль, например, существуют доходы, которые ограничены тремя источниками: это доходы от трофеев, доходы садакъата и закята и третий вид доходов – от общественного имущества, такого как нефть, реки, земли и т.п. Это то, что касается доходов.

Что же касается расходов, то существует группа диванов: диван уль-хиляфа, диван уль-масалих – интересов мусульман – и т.п. На все эти диваны расходуется по известной мере ответственными лицами, которых контролирует халиф, так как он является ответственным перед Аллахом за то, что Аллах дал ему.

Ведущий: да вознаградит тебя Аллах наилучшими благами. В действительности, мы попытались приложить усилия, чтобы наше описание было достаточным, а именно – чтобы мы осознали, что государство Халифат выполняет практические действия для того, чтобы решать проблемы людей, и в результате эти аппараты осуществляют эти цели, и вопрос совсем не стоит так, что мы хотим Халифата для наказания людей, а наоборот – для того, чтобы соблюдать их интересы, и для этого ниспосланы законы Шариата.

Эти встречи с вами были прекрасны, и мы просим Всевышнего Аллаха о том и надеемся на то, что это послание было доведено до вас. Мы благодарим вас за внимание. Да благословит вас и нас с вами Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!