28
Ср, окт

Шариат запрещает приостанавливать проведение пятничных и коллективных намазов в мечетях

Иордания
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ اللَّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ

«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его» (2:114).

Накануне министр по делам религии, вакуфов, религиозных дел и святынь Ислама Иордании Мухаммад аль-Халайя объявил, что запрет на посещение мечетей в Иордании будет продолжаться в течение всего Рамадана. Министр подчеркнул, что пятничные и таравих намазы, обычно совершаемые в мечетях, должны проводиться дома, чтобы обеспечить социальное дистанцирование. Это делается для соблюдения целей Шариата и защиты жизни людей.

Касательно этого заявления мы скажем следующее:

1) Запрет на посещение мечетей в очередной раз подчёркивает, что иорданский режим решил воспользоваться пандемией COVID-19, дабы укрепить свой путь борьбы против Ислама и мусульман, не позволить Исламу и его законам присутствовать в жизни общества. Режим делает всё, чтобы соответствовать хадису Посланника (с.а.с.):

لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ

«Узлы Ислама будут развязываться один за другим. Каждый раз, когда будет развязываться один узел, люди будут цепляться за следующий. Первым развязанным узлом будет правление, а последним — намаз» (Ибн Хиббан).

Режим Иордании и так далёк от правления на основе Ислама, а сегодня он запретил проведение намазов в мечетях.

2) Было видно, как режим посредством Национального центра по вопросам безопасности и кризисного управления стремится нормализовать разные секторы общества, в частности, речь идёт о крупных рынках и налаживании общественной жизни в ряде провинций, где нет эпидемии, таких как Акаба, но наряду с соблюдением необходимых мер предосторожности. И здесь речь не идёт об интересах людей, ведь если речь шла об этом, то запрет на посещение мечетей не был бы продлён, а были бы приняты необходимые меры по предотвращению распространения COVID-19.

И мы бы не услышали ничтожные аргументы министра по делам религии, вакуфов, религиозных дел и святынь Ислама, мы бы не увидели, как режим устраивает торги жизнью людей, как манипулирует нуждами людей, дабы закрыть мечети. Режим, который позволяет людям посещать рынки и предприятия, где отсутствует чистота и гигиена, мог бы позволить посещать дома Аллаха, где главенствует чистота и гигиена.

3) В Шариате нет запрета на проведение пятничного и коллективного намаза во время пандемии, однако имеется запрет на посещение мечетей тем, кто болен. Что касается здоровых людей, то они продолжают совершать намазы в мечетях, как и раньше, но при этом должны быть приняты все меры гигиены и дезинфекции.

4) Шариатские доказательства касательно пятничных и коллективных намазов не говорят о полном и долгосрочном приостановлении этих намазов. Напротив, в них говорится о том, что для их проведения не нужно большое количество людей. Причина этого заключается в том, что проведение коллективного намаза относится к категории фард кифая, а значит, он должен публично проводиться, поскольку Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал следующее:

مَا مِنْ ثَلَاثَةٍ فِي قَرْيَةٍ وَلَا بَدْوٍ لَا تُقَامُ فِيهِمْ الصَّلَاةُ إِلَّا قَدْ اسْتَحْوَذَ عَلَيْهِمْ الشَّيْطَانُ، عَلَيْكَ بِالْجَمَاعَةِ فَإِنَّمَا يَأْخُذُ الذِّئْبُ مِنَ الْغَنَمِ الْقَاصِيَةَ

«Если в поселении или среди бедуинов будет три человека, и при этом не станет среди них проводиться коллективный намаз, то шайтан обязательно возьмёт верх над ними. Проводи коллективную молитву, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется (от остальных)» (Абу Дауд).

5) Пятничный намаз относится к категории фард айн, поэтому неучастие в нём может быть лишь при наличии шариатского оправдания (узра), так как Аллах и Его Посланник (с.а.с.) сказали:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (62:9),

اَلْجُمُعَةُ حَقٌّ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ فِي جَمَاعَةٍ إِلَّا أَرْبَعَةً مَمْلُوكٌ وَامْرَأَةٌ وَصَبِيٌّ وَمَرِيضٌ

«Пятничный намаз обязателен для всех мусульман, кроме четырёх: рабов, женщин, детей и больных» (Абу Давуд).

6) Срочность, с которой министр по делам религии, вакуфов, религиозных дел и святынь Ислама объявил о продлении запрета на посещение мечетей, указывает на сильное желание режима под любыми предлогами не допустить мусульман к мечетям, хотя наряду с этим имеет место отсутствие эпидемии в ряде провинций, а где-то происходит её спад. Что касается разговоров о том, что, возможно, все люди будут подвержены заражению COVID-19 и нет возможности предохраниться от него, то они имеют под собой слабые основания. Особенно если учесть, что минимально необходимым количеством людей для коллективного намаза являются двое, а для пятничного — трое. Собрать столь малое количество людей вполне по силам. Предосторожность не означает полное оставление фарда, фард должен выполняться наряду с необходимыми мерами предосторожности.

7) Настойчивость режима в запрете посещения мечетей свидетельствует лишь об одном: борьбе против обрядов Ислама, в частности — с проведением пятничного намаза, который является символом единства мусульман, местом обсуждения проблем общества, местом, где обращаются к Аллаху, где взывают к Нему Одному, где просят у Него избавить Умму от страданий и пандемии COVID-19.

8) Для мусульман является ваджибом порицать правителей мусульманского мира за то, что они следуют по стопам колонизаторов, не отходя от их пути ни на шаг. Ведь если колонизатор обеспокоен лечением какой-либо болезни, то правители мусульман не отстают от них. Если колонизатор предлагает решение, даже если оно неправильное, правители мусульман рукоплещут ему. Колонизатор стал источником здоровья и исцеления! Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ قَالُوا أَفَلا نُقَاتِلُهُمْ قَالَ لا مَا صَلَّوْا

«В скором будущем будут такие правители, (деяния) которых вы будете одобрять и ненавидеть. Кто из вас будет признавать (их деяния порочными), тот будет чист. Кто из вас будет ненавидеть (их порочные деяния), тот сохранит себя. Однако это не коснётся тех, кто согласился (с их порочными деяниями) и последует за ними». Люди спросили: «В таком случае, разве нам не нужно начать сражение против них?». На что он (с.а.с.) сказал: «Нет, до тех пор, пока они совершают намаз» (Муслим).

О мусульмане! О народ Иордании!

Появление Второго Праведного Халифата по методу пророчества, с дозволения Аллаха, не за горами. Вы не должны следовать по стопам колонизаторов в решении своих проблем. Напротив, вы должны пойти по пути своего Посланника (с.а.с.). Вы не должны одобрять и поддерживать запрет на посещение мечетей, поскольку лишь больные и имеющие шариатское оправдание (узр) люди могут оставаться в своих домах, а те, кто здоров, должны продолжать выполнение своих обязанностей и просить Аллаха об избавлении от зла постигшей болезни, об избавлении от бедствий и эпидемий. Аллах сказал:

فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلَّا الضَّلَالُ

«Что может быть за истиной, кроме заблуждения?» (10:32).

 


Информационный офис Хизб ут-Тахрир в Иордании
№ 09/1441
Пятница, 24 Шаъбана 1441 г.х.
17.04.2020 г.