27
Чт, апр

Интервью для портала "Філософія і Релігієзнавство"

Интервью
Функции
Вид

Интервью Фазыла Амзаева для портала "Філософія і Релігієзнавство" на тему: "Цель, вызовы и преспективы развития мусульманской партии Хизб ут Тахрир в Украине".

Що таке Хізб тахрір ? Мало хто з наших читачів чув про хізб до війни на Сході та анексії Криму?

Хизб ут-Тахрир — международная исламская политическая партия. Наша организация была основана более 60 лет назад в Иерусалиме выдающимся исламским ученым и мыслителем Такъыюддинном ан-Набхани. На сегодняшний день филиалы нашей организации действуют в более чем 40 странах Ближнего Востока, Европы и Азии. Целью Хизб ут-Тахрир является возобновление Исламского образа жизни, путем установления государства Халифат. В достижении данной цели, следуя примеру нашего Пророка Мухаммада (с.а.с.), мы ограничиваемся исключительно идеологической и политической работой, избегая любых форм насилия. В нашем понимании использование каких-либо физических или насильственных действий для достижения данной цели является таким же запретным действием в Исламе, как употребление спиртного, пропуск обязательной пятикратной молитвы и т. п.

Установление исламской формы правления возможно только путем идейного убеждения общества в правильности исламских мыслей и законов. Именно этот путь был указан Посланником Мухаммадом (с.а.с.). Идейно политический, ненасильственный характер нашей деятельности накладывает естественное ограничение на страны где он может быть претворен. Поэтому Хизб ут-Тахрир ставит целью установление исламской формы правления исключительно на мусульманских территориях, и это естественно, ведь именно народы этих стран верят в Ислам, в божественность, а значит справедливость исламских законов. Что касается немусульманских стран, то в обозримом будущем не предвидется ситуация, когда народы этих стран примут Ислам в своем большинстве. Поэтому в немусульманских странах, в Европе, Америке, России и Украине, Хизб ут-Тахрир не ставит политических целей, не ведет агитацию к изменению государственного устройства. Наша активность в немусульманских странах ограничивается исключительно просветительской деятельностью. Мы работаем с мусульманами и немусульманами над тем, чтобы осведомить их об Исламе, его принципах и законах.

Да, на самом деле, для широкой украинской общественности наша организация и ее деятельность в своем большинстве до событий 2014г. были неизвестными. Репрессии против нашей организации со стороны российских силовиков в Крыму привели к том, что по крайней мере название «Хизб ут-Тахрир» стало известно практически для каждого гражданина Украины. Однако, стоит отметить, что Хизб ут-Тахрир работает в Украине с середины 90-х годов, т. е. более 20 лет. В своем большинстве публичная деятельность нашей организации проявлялась на территории АР Крым. Мы проводили различные мероприятия, такие как конференции, семинары, уроки в мечетях, митинги, шествия и пресс-конференции. Это то, чем мы известны во всем мире. После аннексии Крыма вся эта деятельность по понятной причине в Крыму была свернута.

Чи є якісь мусульманській країні, де Хізб тахрір мав би своїх депутатів в парламентах ? Якщо має то в яких ?

Как я сказал выше, в достижении своей цели, Хизб ут-Тахрир ограничивается методом, который был показан Пророком Мухаммадом (с.а.с.). Анализируя путь, который он прошел до установления первого исламского государства в Медине, мы видим, что Пророк (с.а.с.) не соучаствовал в неисламских формах правления, несмотря на то, что подобные предложения со стороны Его политических оппонентов озвучивались неоднократно. Невзирая на все это, Он (с.а.с.) продолжил просвещать общество Исламом до тех, пор пока желание жить в соответствии с исламской формой правления не стало чаянием всего общества. На сегодняшний день систему правления ни одной из мусульманских стран к сожалению нельзя назвать исламской. Даже такие страны, как Саудовская Аравия, Пакистан и Иран, которые выдают свои режимы за исламские, по сути являются республиками или монархиями. Нахождение в парламентах этих стран означает соучастие в неисламских формах правления и соучастие в издании неисламских законов, что категорично запрещается текстами Корана и Сунны. Именно по этой причине Хизб ут-Тахрир не делегирует своих представителей в парламенты этих стран.

Коли був заснованих Хізб в Україні ? І хто був першим лідером в Україні ? Чи велика кількість членів Хізбу в Україні та світі ?

Мы не комментируем вопросы связанные с нашей численностью в силу того, что не протяжении всего своего существования наша организация сталкивалась с жесточайшими репрессиями со стороны деспотичных правителей мусульманских стран. Поэтому вопрос нашей численности и имена руководителей наших региональных отделений остается закрытым. Здесь я могу лишь сказать, что количество членов нашей организации среди граждан Украины на сегодняшний день исчисляется тысячами.

Де найбільші осередки вашої партії в Україні ?

Хизб ут-Тахрир — это исламская организация, поэтому, естественно, наше большее присутствие приходится на регионы Украины с большим мусульманским присутствием. Однако, это не означает, что членов нашей организации нет, например, на Западной Украине. Напротив, мы ведем деятельность во всех регионах страны.

Чи допомагає українська влада витягнути з російського полону ваших активістів ?

Украинская власть, президент, министерство иностранных дел, государственные депутаты и чиновники разных уровней резко критикуют каждый новый виток репрессий против крымских татар в Крыму, в том числе тогда, когда обыски и аресты проходят по обвинения в причастности к Хизб ут-Тахрир. Насколько мне известно, определенная работа по освобождению из плена мусульман обвиненных в причастности к Хизб ут-Тахрир ведется. Однако, следует понимать, что положение усугубляется тем, что преследование мусульман по линии Хизб ут-Тахрир со стороны российских силовиков не является чисто крымским феноменом. Подобные репрессии имеют место в Башкирии, Татарстане и других регионах России. Насколько эффективными окажутся эти усилия покажет время.

Чи беруть участь члени Хізбу у війні на Сході України ? Чи воюють ваші представники хізбу в Сирії та Іраку проти ІДІЛ ?

Хизб ут-Тахрир не принимает участия в вооруженных конфликтах. Хизб ут-Тахрир это политическая партия, ограничивающая свою деятельностью исключительно идеологической и политической работой. Поэтому Хизб ут-Тахрир не отправляет своих членов для участия в вооруженных конфликтах, не финансирует такое участие и не имеет военизированного крыла. Это касается любых вооруженных конфликтов, будь то в Сирии, Ираке, Афганистане или других странах. Данная позиция является общей для всех региональных отделений Хизб ут-Тахрир по всему миру. Украина и агрессия со стороны России не является исключением.

Ваша партія це – партія мусульман сунітів чи шиїтів ?

По факту большинство членов Хизб ут-Тахрир — сунниты. Однако, среди членов нашей организации есть также и шииты. Хизб ут-Тахрир — исламская политическая партия, поэтому любой мусульманин, вне зависимости от своей принадлежности к той или иной мусульманской школе или мазхабу может вступить в Хизб ут-Тахрир. Любой мусульманин, который соглашается и принимает взгляды, принципы и метод нашей организации становится ее частью и здесь не важно по какому мазхабу он совершает намаз и другие обряды поклонения.

На ваш погляд, чи має шанс іслам в Україні поширюватися, і чи будуть етнічні українці приймати його?

На сегодняшний день Ислам является самой динамично распространяющейся религией в мире. Случаи принятия Ислама со стороны представителей немусульманских народов стали не просто частыми, статистика говорит о десятках тысяч. Это связано с тем, что люди на Западе ощущают ту духовную пустоту, которую породила утилитаристская капиталистическая идеология. Всеобщая вседозволенность, упадок моральных и гуманных устоев, семейных ценностей вызывает отвращение и толкает население этих стран на поиск альтернативы.

Также, стоит упомянуть и об обратном эффекте от шквала исламофобии, который изливается из уст СМИ и маргинальных политиков. Многочисленны случаи, когда именно повсеместно распространяемая исламофобия толкнула людей к изучению Ислама, что в итоге привело к принятию нашей религии.

Ислам — это последнее послание Бога к человечеству, интеллектуальная доктрина, которая удовлетворяет разум и природу человека. Даже поверхностное изучение нашей религии со стороны немусульман ведет к тому, что большинство из них проникаются ее идеями и приходят в Ислам.

Подобные тенденции имеют место также и в Украине. Поэтому шансы Ислама на распространение среди украинцев довольно велики.

А тепер питання про окупацію та війну на Донбасі

Коли Ви прийняли рішення залишити Крим? Чи були вагання? Які аргументи були на користь переїзду?

Специфика моей деятельности в статусе главы Информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Украине требует постоянный доступ для СМИ, экспертов и государственных органов. В нынешних крымских реалиях это невозможно. Поэтому как только стало понятно, что российский сапог останется в Крыму надолго, было принято решение, чтобы я перебрался на материковую Украину и был доступен для всех желающих. Через неделю после подписания т. н. договора о вхождении Крыма в состав Российской Федерации я покинул территорию Крыма и перебрался в Львовскую область.

Каких-либо иллюзий относительно новоиспеченных российских властей в Крыму я не испытывал, для меня было ясно, что репрессии в отношении нашей организации в Крыму являются лишь вопросом времени.

Наскільки швидко вдалося адаптуватися на новому місці?

Адаптация на новом месте произошла довольно быстро. В течении нескольких месяцев получилось снять жилье и благодаря помощи от различных благотворительных организаций и волонтеров обустроить его предметами первой необходимости. Статус вынужденного переселенца позволил вне очереди устроить детей в детский сад и школу, а также оформить соответствующую социальную помощь от государства.

Чи були складнощі з місцевим населенням, як на новому місці сприймають кримських татар?

Местное население изначально с пониманием и чувством сострадания отнеслось к переселенцам из Крыма. Местное население было приятно удивленно религиозностью крымских татар, нашей неконфликтностью и уровнем культуры. Представители государственных органов социального обеспечения, соседи, знакомые по детскому саду и школе, и даже просто прохожие постоянно предлагали помощь в обустройстве. Поэтому хотелось бы выразить благодарность всем людям, которые оказали всестороннюю помощь крымским татарам, мусульманам в обустройстве.

Чи існують проблеми із забезпеченням релігійних прав кримських татар у нових місцях проживання (наявність мечетей та ін.); якщо так, як, на Вашу думку й хто може їх вирішити?

Появление значительного количества крымских татар на материковой части Украины является новым для украинского общества. Этот процесс, естественно, породил определенные вызовы, проблемы и даже опасения. Однако, стоит отметить, что являясь мусульманами крымские татары трудолюбивый народ, который привык самостоятельно решать свои проблемы, тем более те из них, которые имеют религиозную составляющую. Во многих городах Украины еще до появления крымских переселенцев студентами из мусульманских стран были организованы места для совершения пятничной и ежедневной пятикратной молитвы. Поэтому, крымские татары смогли без каких-либо проблем начать удовлетворение своих религиозных нужд в этих местах, т. к. Ислам не различает людей по национальному признаку. Там же где подобных мест до аннексии не было, места для молитвы были сразу организованы усилиями крымских переселенцев. Не стало проблемой и наличие в школьной программе уроков по христианской этике. Руководство школ и учителям с пониманием относятся к тому, что крымские татары не посещают данные занятия. В целом я бы отметил больший уровень религиозной терпимости для общества на материковой части Украины в сравнении с Крымом.

Розмовляв Ігор Дмитрук та Віталій Щепанський

Источник