Можно ли говорить о провале исламских СМИ?

Новости и комментарии
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Новость:

Арабская информационная сеть «Мухит» разместила на своем сайте беседу Раби Шабана с бывшим телеведущим канала «Аль-Хафиз» Хани Абд ар-Рахимом. Хани Абд ар-Рахим подал в отставку в эфире за 48 часов до закрытия «религиозных» каналов, накануне военного переворота Сиси 30 июня 2013 года. В беседе он говорил о своей отставке, о канале и о том, что он называет религиозными СМИ.

Отвечая на вопрос «Думаете ли вы, что так называемым исламским СМИ не удалось достичь своих целей и интересов?», бывший телеведущий сказал: «Исламские СМИ или религиозные каналы не смогли сориентировать общественное мнение, и самым ярким доказательством этому является революция 30 июня. В своей работе религиозные каналы должны вернуться исключительно в поле призыва».

Он также сказал: «Некоторые религиозные каналы значительно перешли черту и способствовали созданию духа неприязни между представителями египетского народа. Ссылаясь на некоторые фетвы, напрасно проливалась кровь революционеров. Эти фетвы способствовали возникновению определенного раздора, не говоря уже о фетвах с обвинениями в неверии. Но я не поддерживаю закрытие каналов, которые отвечают требованиям профессионализма и этике. Религиозным каналам не нужно заниматься политикой. Им нужно ограничиваться исключительно призывом, потому что они не смогли играть политическую роль».

Комментарий:

На самом ли деле потерпели провал так называемые исламские СМИ?

Прежде чем ответить на этот вопрос мы вправе спросить: были ли вообще исламские СМИ на спутниковых каналах до 30 июня или их не было?

Телеведущий говорит, что религиозные каналы должны вновь вернуться в поле призыва, а не заниматься политикой, потому что они не смогли сыграть политическую роль. В видеозаписи во время интервью телеведущий рассказывал о том, как лидеры «Братьев-мусульман» говорили ему «немного политики, немного религии, немного политики, немного религии и так до того времени, пока мы, по воле Аллаха, не перестроим Египет в Исламское Государство».

Но разве политика это что-то иное, нежели религия, чтобы можно было говорить такие слова?! Разве политика не означает заботу о делах граждан?! Мы понимаем, что если мировоззрение какого-то политика является исламским, то и забота о делах людей происходит на основе Ислама, а в ином случае – этого нет!

Большая проблема телеведущего и многих движений, и даже широкой общественности, состоит в том, что они в действительности разделяют между религией и политикой. Широкий сектор общественности считает, что религия – это отношение человека с Творцом, и что она не имеет никакого отношения к государству, управлению, экономике, социальной сфере, внешней политике и так далее.

Это нарушение в понимании заставило исламские движения соглашаться с гражданским государством, со светскостью и демократией, соглашаться со свободной рыночной экономикой, соглашаться с конституциями, которые не имеют ничего общего с Исламом, соглашаться с такой внешней политикой государства, которая служит интересам неверных колонизаторов. Эти движения в своих высказываниях и действиях продвигают такую точку зрения, которая не имеет ничего общего с Исламом. Кроме того, они понимают политику как ведение споров с оппозиционерами в соответствии со своими личными временными интересами. Для них политика – это всего лишь забота об интересах движения, или партии, и создание общественного мнения в его пользу с использованием для этой цели медиа-трибун, не давая настоящей альтернативы для Исламской Уммы, которая основывается на исламской идеологии.

Да, для них важно кто правит, и неважно чем он правит. Их информационные средства демонстрируют правителя, но не правление на основе Ислама.

По причине всего этого на спутниковых телеканалах мы видели шейхов и многих бородатых людей, которые спорили по самым отдаленным от политики и правления вопросам. Когда же тема касалась исламского правления и политики, которая выражается в заботе о делах людей на основе Ислама, а также использования информационной трибуны для демонстрации исламских взглядов в различных сферах жизни, то мы становились свидетелями позора. Это идейная грязь, светские блуждания, униженность и оттягивание, длинные списки отговорок, временные корыстные оправдания, которые были совершенно далеки от Ислама. Эта информационная трибуна превратилась, за исключением редких случаев, в лжесвидетеля.

На спутниковых телеканалах в прямом эфире обсуждалось множество самых относительно незначительных вопросов, и каждый канал ставил перед собой одну единственную цель: как увеличить количество своих зрителей.
Такой-то шейх получает, к примеру, десять тысяч долларов за одно выступление, другой семь, третий – пять, и постоянно происходит неотрывное слежение за показателем зрителей, количеством сообщений и звонков в программу – ведь от этого поступают большие деньги!

Бывший телеведущий канала «Аль-Хафиз» Хани Абд ар-Рахим показывает свою лояльность путчистам и армии, и принадлежит к той группе журналистов, которые, как правило, склоняются на сторону преобладающей силы. Его разговоры о провале исламских СМИ абсолютно не являются доказательством провала, потому что никаких реальных исламских СМИ, к сожалению, не существовало.

  • Не было СМИ, которые ставили бы Ислам превыше всего;
  • Не было СМИ, которые принимали бы сторону судьбоносных проблем Исламской Уммы;
  • Не было СМИ, которые представляли бы Ислам как модель жизненного устройства, как реальную идеологическую альтернативу всем идеям неверия, не только в отношении индивида, но также в отношении общества и групп в государстве;
  • Не было СМИ, которые были бы трибуной для контроля за правителем на основе Ислама;
  • Не было СМИ, которые предлагали бы людям исламскую экономическую модель в рамках детального представления формы государства с его различными системами;
  • Не было СМИ, которые рассказывали бы зрителям, например, историю справедливого халифа Умара с матерью осиротевших детей, и связывали бы эту мысль с нынешней реальностью, чтобы объединять людей идеей единого государства для единой исламской Уммы.

Да, верно, привлекать людей к урокам исламского права, толкования Корана и хадисов на этих спутниковых каналах – это лучше, чем оставлять людей легкой добычей для распутного и пошлого телевидения. Но когда люди уже подходят к чистому источнику и потом лишаются его, это, клянусь Аллахом, уже великий грех!

Вместо того чтобы выражать любовь людей к Исламу, объясняя его таким каким он есть и каким должен быть в жизни людей, государства и общества, мы видим как работники СМИ и так называемые «шейхи спутниковых каналов» ограничивают его в самых узких рамках, оставляя все важные сферы жизни без исламского просвещения.

Вопрос: сделают ли они выводы из сказанного?

Для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Хусамуддин Мустафа
23 Джумада аль-уля 1435 г.х.
14.03.2014