Идеология (المبدأ)

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Идеология в терминологии всех людей – это основополагающая мысль, на которой строятся мысли. Например, один говорит, что его основа это честность, подразумевая этим, что основа, на которой построено его поведение – правдивость. 

Другой же говорит, что его основа – верность, имея в виду, что верность – это основа на которой он строит свои взаимоотношения и т.п.

Однако люди называют второстепенные мысли, на которых можно построить другие, также второстепенные мысли – основами, считая их основополагающими, и говорят, что правдивость – это идеология, что добрососедские отношения – это идеология, что сотрудничество и взаимопомощь – это идеология и т.д. Исходя из этого, они говорят: основы нравственности, основы экономики, основы права, социальные основы, имея в виду определённые мысли, например из экономики или права, на которых строятся мысли исходящие от них, говоря о них, что они экономические основы и правовые основы и т.д.

В действительности же, эти мысли не являются основами, а являются нормами или идеями, ибо идеология – это основополагающая мысль, а они не являются таковыми, напротив, они являются второстепенными. Сущность же того, что на них строятся мысли, абсолютно не делает их основополагающими, напротив, они остаются второстепенными, даже если на них были построены мысли или определенные мысли являются исходящими от них. Они продолжают быть второстепенными, и в действительности, являются исходящими из других мыслей, или исходящими из одной основополагающей мысли.

Честность, верность, сотрудничество и взаимопомощь – это второстепенные  мысли, ибо они взяты из основополагающей мысли. Честность является второстепенной частью по отношению к основе, и у мусульман это, например, закон шариата, взятый из Корана, а у немусульман – красивое и полезное качество, взятое из капиталистической мысли.

Основываясь на вышесказанном, можно сказать: какая-либо мысль не называется идеологией, если она не является фундаментальной основополагающей мыслью, из которой вытекают другие мысли. Основополагающая мысль – это мысль, перед которой абсолютно нет какой-либо мысли. Эта мысль ограничена полной идеей о вселенной, жизни, человеке; и нет кроме неё, какой-либо основополагающей мысли, так как эта мысль – есть основа в жизни. Если человек посмотрит на себя, то найдёт себя живущим во вселенной, и пока не будет образована у него мысль о себе, о жизни, о вселенной, с точки зрения существования и создания, невозможно чтобы он предоставил мысль, пригодную быть основой для его жизни. Поэтому жизнь человека продолжается без всякой основы, протекая в неустойчивой и непостоянной, до тех пор, пока не будет образована основополагающая мысль, т.е. полная идея о человеке, жизни, вселенной.

Исходя из этого, именно полная идея о человеке, жизни и вселенной – есть основополагающая мысль, и именно она – есть доктрина. Однако если эта доктрина не была мыслью, т.е. не была результатом разумного поиска, то невозможно чтобы из неё выходили или же на ней были построены мысли. Если же доктрина была просто переданной или полученной (без размышлений), то она не является мыслью и не называется полной идеей, даже если и было бы правильным назвать её доктриной. Поэтому необходимо, чтобы полная идея была идеей, которую человек достиг путём разума, т.е. чтобы она была результатом разумного поиска, лишь тогда она будет являться разумной доктриной, из которой исходят и на которой строятся мысли, являющиеся решением жизненных проблем, т.е. это законы, упорядочивающие жизненные дела человека. Когда же была найдена эта разумная доктрина, из которой вышли законы, решающие жизненные проблемы, то этим самым была найдена идеология. Поэтому идеология определена как интеллектуальная доктрина, из которой исходит система. Отсюда Ислам является идеологией, ибо он является интеллектуальной доктриной, из которой выходит система, представляющая собой законы шариата, которые решают все жизненные проблемы. Отсюда коммунизм является идеологией, ибо он является интеллектуальной доктриной, из которой выходит система, в виде мыслей, решающих жизненные проблемы. И капитализм также является идеологией, ибо он также является интеллектуальной доктриной, на которой строятся мысли, решающие жизненные проблемы.

В результате вышеприведенных доводов, становится ясно, что национализм, патриотизм, нацизм, экзистенциализм – не являются идеологиями, ибо ни одна из этих мыслей не является интеллектуальной доктриной, из них не исходит какая-либо система, и на них не строятся какие-либо мысли, решающие жизненные проблемы.

Что же касается религий, если их доктрина была разумной, т.е. достигнута разумным методом, и из этой доктрины выходит система, решающая жизненные проблемы, или на ней строятся мысли, то они являются идеологиями, к которым применимо определение идеологии. Если же их доктрина не является разумной, являясь внушённой, т.е. принятие которой требовалось без разумного исследования, а также если из неё не исходит система, и на ней не строятся мысли, то каждая религия такого – не является идеологией.

Из книги «Аль-фикру аль-ислямий»