Постящийся — это тот, кто кается в своих прегрешениях

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

С именем Аллаха — Милостивого и Милосердного

Постящийся в свете Корана и Сунны:

Муслим передал от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ لَمْ تُذْنِبُوا لَذَهَبَ اللَّهُ بِكُمْ وَلَجَاءَ بِقَوْمٍ يُذْنِبُونَ فَيَسْتَغْفِرُونَ اللَّهَ فَيَغْفِرُ لَهُم

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, то Аллах обязательно истребил бы вас и привёл таких людей, которые стали бы грешить и просить Аллаха о прощении, а Он стал бы прощать их!».

Данный хадис сообщает о наличии в природе человека такого качества, как склонность к греху, но не о наличии в человеке греха, потому что грех является нарушением Шариата и ослушанием Аллаха. Всевышний Аллах строго настрого и неоднократно предостерегает нас в Коране и Сунне от впадения в грех любой сложности, а также обещает суровое наказание для непокаявшегося грешника.

В силу того, что Аллах знает Свои творения и сущность человека, Он повелел совершать покаяние (тауба) и молить о прощении грехов (истигъфар). Ведь Аллах — ар-Рахман (Милостивый ко всем в этом мире) и ар-Рахим (Милующий на том свете только верующих), аль-Афувв и аль-Гъафур (Прощающий), ат-Тавваб (Принимающий покаяния) и аль-Хаким (Мудрый). По этой причине нами было сказано, что вышеупомянутый хадис сообщает, что в природе человека присутствует склонность к греховности и ослушанию, а вовсе не то, что человек находится в греховности. Шариат требует, чтобы грешник принялся за раскаяние, отрёкся от этого греха и твёрдо решил впредь не возвращаться к этому проступку, а иначе его ожидают мучение и наказание.

Шариат Ислама отменил все прежние религии, избавив человечество от выдумок, предрассудков и комплексов. В Исламе нет такого понятия, как первородный грех. Однако Аллах сотворил человека слабым и беспомощным, чтобы последний часто молил о прощении. Всевышний сказал:

إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلتَّوَّٰبِينَ وَيُحِبُّ ٱلۡمُتَطَهِّرِينَ

«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2:222).

Из-за того, что знания человека ограничены, он часто бывает забывчив и невнимателен, и порой его одолевают страсти. А поэтому он может впасть в сети Шайтана и совершить грех. Однако ему следует тут же покаяться и попросить у Аллаха о прощении. Аллах сказал:

إِنَّمَا ٱلتَّوۡبَةُ عَلَى ٱللَّهِ لِلَّذِينَ يَعۡمَلُونَ ٱلسُّوٓءَ بِجَهَٰلَةٖ ثُمَّ يَتُوبُونَ مِن قَرِيبٖ فَأُوْلَٰٓئِكَ يَتُوبُ ٱللَّهُ عَلَيۡهِمۡۗ وَكَانَ ٱللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمٗا

«Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах — Знающий, Мудрый» (4:17).

Очень важно не откладывать покаяние, так как человек не может знать, сколько ему ещё осталось жить. И в таком положении, отложив с покаянием, можно вообще лишиться возможности совершить его.

Но праведные рабы Аллаха не упорствуют в том, что совершили, они постоянно чувствуют на себе ответственность, чтобы избежать падения в грех, и спешат покаяться, если всё же впали в него.

Всевышний Аллах сказал:

وَٱلَّذِينَ إِذَا فَعَلُواْ فَٰحِشَةً أَوۡ ظَلَمُوٓاْ أَنفُسَهُمۡ ذَكَرُواْ ٱللَّهَ فَٱسۡتَغۡفَرُواْ لِذُنُوبِهِمۡ وَمَن يَغۡفِرُ ٱلذُّنُوبَ إِلَّا ٱللَّهُ وَلَمۡ يُصِرُّواْ عَلَىٰ مَا فَعَلُواْ وَهُمۡ يَعۡلَمُونَ

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:135),

أَلَمۡ يَعۡلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ هُوَ يَقۡبَلُ ٱلتَّوۡبَةَ عَنۡ عِبَادِهِۦ وَيَأۡخُذُ ٱلصَّدَقَٰتِ وَأَنَّ ٱللَّهَ هُوَ ٱلتَّوَّابُ ٱلرَّحِيمُ

«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный?» (9:104).

От Абу Зарра передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Аллах сказал в кудсий хадисе:

ابْنَ آدَمَ، إِنَّكَ مَا دَعَوْتَنِي وَرَجَوْتَنِي غَفَرْتُ لَكَ عَلَى مَا كَانَ فِيكَ. ابْنَ آدَمَ، إِنَّكَ إِنْ تَلْقَنِي بِقُرَابِ الأَرْضِ خَطَايَا لَقِيتُكَ بِقُرَابِهَا مَغْفِرَةً بَعْدَ أَنْ لا تُشْرِكَ بِي شَيْئًا. ابْنَ آدَمَ، إِنَّكَ إِنْ تُذْنِبْ حَتَّى يَبْلُغَ ذَنْبُكَ عنَانَ السَّمَاءِ، ثُمَّ تَسْتَغْفِرُنِي أَغْفِرْ لَكَ

«О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, поистине, если встретишь ты Меня с (таким количеством) грехов, (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя».

Разве постящийся мусульманин не достоин чести получить милость и прощение Аллаха?

5.06.2017 г.
11 Рамадана 1438 г.х.