Решение основной проблемы человека 16 ч.

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Мы продолжаем рассмотрение вопросов, связанных с сокровенным миром. Ранее мы говорили о первой стороне, как Ислам решает эту проблему, а именно — проведя различие между сокровенным и очевидным.

Что касается второй стороны, то она заключается в самом способе мышления человека. Человеческий разум может размышлять только о том, что находится в пределах его органов чувств, потому что ощущение реальности объекта является одним из условий процесса мышления. Если это условие нарушено, тогда процесс мышления не будет происходить. Джинны относятся к сокровенному миру, поэтому человек не может ощутить их органами чувств, и, следовательно, он не может размышлять об этом, опираясь на собственные ощущения. Он может выносить решения относительно мира джиннов, опираясь на категорические сообщения от Аллаха об их существовании, видах и природе. По причине того, что джинны непостижимы для органов чувств человека, он не может их видеть. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لاَ تَرَوْنَهُمْ

«Воистину, он (Шайтан) и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите» (7:27).

Это сообщение Аллаха подтверждает то, что человек не в состоянии ощутить Шайтана и джиннов; речь идёт о том, чтобы их видеть, слышать, трогать или почувствовать их запах, если предположить, что таковой имеется.

Согласно вышесказанному, единственная опасность, которая может исходить от джиннов и шайтанов, заключается в наущении и попытке ввести человека в заблуждение с их стороны. Когда возникает подобная ситуация, и человек распознаёт, что данное действие исходит от шайтана, тогда ему следует сторониться и не отвечать на его наущения. Ему следует опасаться зла шайтана и прибегать за помощью и избавлением к Аллаху, читая две последние суры Корана и другие мольбы, переданные от Посланника Аллаха ﷺ.

Утверждение о том, что человек может быть одержимым джинами — не что иное, как миф, который ничем не подтверждается при разумном рассмотрении этого вопроса или при правильном рассмотрении через призму Шариата. То, что называется одержимостью, на самом деле — психические расстройства. Суеверия, мифы и фантазии способствуют продвижению неправильных взглядов. В качестве примера своим домыслам, неправильного взгляда, люди приводят в пример процесс общения джиннов с людьми на человеческом языке. А если спросить их о доказательствах, то они отвечают, что у «поражённого джинном» человека во время приступа изменяется голос, и это указывает на то, что другой вместо него разговаривает его языком. В подобных вопросах эти люди впали в невежество, когда происходит привязка каких-либо событий к потусторонним силам из-за того, что они не видят разумной ощутимой причины, повлёкшей за собой определённые явления и события. Если открывается дверь в комнату из-за сквозняка, они начинают прибегать к Аллаху от проклятого Шайтана, полагая, что дверь открылась из-за него.

Наблюдаемая нами картина таких людей говорит о существовании мыслительного упадка, поскольку они в своих суждениях не опираются на правильную идейную основу и не используют разумный метод мышления. В основе, человеческий разум должен прибегнуть к поиску причины открытия двери в комнате точно так же, как и к поиску причины психического расстройства больного, а не относить происходящее к потусторонним силам или злым духам. Всевышний Аллах создал Вселенную и всё, что в ней находится. Так же для каждого объекта в этой большой Вселенной Он создал свои определённые качества и свойства. Человеческий разум должен прилагать усилия, чтобы познавать эти самые свойства в окружающих его объектах во Вселенной ради получения от них пользы или устранения от себя их вреда. Причинно-следственная связь в нашем материальном мире представляет собой неизменный закон Вселенной. В этой связи Первый закон Ньютона («Закон инерции») в некоторой степени говорит именно об этом: «Свойство тела сохранять скорость своего движения неизменной, когда на тело не действуют никакие силы». Отсюда мы говорим о неизбежности существования некой физической силы, которая приводила бы дверь в движение, как сквозняк или другие на то причины. Точно так же то, что называется одержимостью джиннами, на самом деле является душевной болезнью, приобретённой в результате какой-либо травмы. Возможно, находясь под сильным воздействием чего-либо, человек получил психическое расстройство, что открыло перед ним дверь фантазий и воображений, одним из которых стало вселение в него джинна и якобы управление его поведением, вследствие чего человек теряет здравый рассудок.

Следующим их доводом является то, что врачи не могут изучить эту болезнь — «одержимость джиннами» — и найти ей излечение, несмотря на то, что медицине сегодня известны причины и лечение даже самых страшных болезней. Сообщается от Абдуллаха ибн Масъуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يُنْزِلْ دَاءً إِلَّا وَقَدْ أَنْزَلَ مَعَهُ دَوَاءً، جَهِلَهُ مِنْكُمْ مَنْ جَهِلَهُ، وَعَلِمَهُ مِنْكُمْ مَنْ عَلِمَهُ

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё, кто-то знает о нём, а кто-то не знает» (Ахмад).

Помимо этого, страдающий от этого недуга человек говорит слова и совершает действия, которые нуждаются в оценке Шариата с точки зрения закона. Все законы Шариата вытекают из исламской акъыды и дают оценку действиям человека, а не джинна. В шариатских текстах не встречается ни одного шариатского закона, связанного с действиями одержимого джиннами человека, несмотря на то, что религия Аллаха совершенна. Всевышний Аллах говорит:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِينًا

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3),

وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً وَبُشْرَى لِلْمُسْلِمِينَ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).

Следовательно, не представляется возможным, чтобы некоторые действия человека оставались в стороне от оценки шариатских законов. В то же время не существует шариатского постановления относительно вопроса одержимости джиннами. Шариат совершенен, поэтому должны быть другие объяснения того, что называется «одержимостью джиннами», а именно — это душевная болезнь или психическое расстройство человека, которое можно излечить в психиатрических больницах или чтением Корана.

Так же есть другие вопросы, связанные с сокровенным, как страх за жизнь, за удел, за будущее, страх перед неизвестностью, страх перед Када и Кадаром. С дозволения Аллаха, в дальнейших темах мы разберём каждый вопрос по отдельности.

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
15 Джумада аль-уля 1438 г.х.
12.02.2017 г.