Фард айн и фард кифая

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Индивидуальная и коллективная обязанности

Рассматривая божественные веления (фарды), можно заметить, как они делятся на два вида: индивидуальные обязательства (фард айн) и коллективные (фард кифая). Фард айн с арабского языка означает обязанность каждого мусульманина в индивидуальном порядке. Каждый мусульманин в индивидуальном порядке должен выполнять свой фард айн, даже если этот фард выполняется или выполнен другими лицами. Если мусульманин выполнил свой фард айн в индивидуальном порядке, а остальные мусульмане не выполнили его, то его долг перед Аллахом спадает. Поэтому каждый мусульманин в отдельности должен изучать свои индивидуальные обязанности и соблюдать их, чтобы иметь оправдание перед Создателем. Всё, что касается индивидуальных обязанностей, так же касается и запретов, т.е. все запреты являются индивидуальными.

Мусульманин должен совершать молитву, поститься, совершать хадж (если есть возможность), выплачивать закят при наличии нисаба, хорошо относиться к родителям, употреблять в пищу только дозволенное, избегать употребления запретного, отдаляться от прелюбодеяния, лжи и клеветы (гыйбата), а также многое другое из того, что должен соблюдать каждый в отдельности мусульманин, приступая к исполнению дела, если речь идёт о благодеянии, и отстраняясь от предосудительного.

Фард кифая:

Фард кифая — это обязанность, которая должна быть выполнена независимо от того, кто из мусульман выполнит её. Выполнение фарда кифая не требуется от каждого мусульманина в отдельности. Главное, чтобы фард кифая, само дело, было выполнено. Он может быть выполнен как малым количеством мусульман, так и большим. Если фард кифая не выполнен, то все мусульмане остаются в грехе до тех пор, пока не произойдёт его выполнение. Когда же он ещё не выполнен, то грех спадает только с тех, кто взялся за его выполнение. И пусть мусульманин не считает, что всеобщее невыполнение мусульманами фарда кифая облегчит его грех, и пусть не пренебрегает им, поскольку в Судный день он будет нести ответ перед Аллахом один и не будет находить оправдание своему греху. Всевышний Аллах говорит:

وَكُلُّهُمْ آتِيهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَرْدًا

«Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» (19:95).

Пребывание в грехе всей Уммы (и его — в том числе), может, и даст ему некоторое моральное спокойствие в этом мире, однако это ничем не поможет ему в Судный день. Пусть каждый, допускающий упущение относительно невыполненных фардов кифая, поторопится к их выполнению, чтобы снять с себя долг перед Аллахом до наступления того дня, когда перевернутся сердца и взоры. Мусульманин, который верит в Аллаха, страшится Его наказания, желает осуществления Его обещаний, стремится к довольству Аллаха, к получению Рая и отдалению от Ада — такой мусульманин находит в выполнении фардов кифая необходимость. Пока он не приступит к их выполнению, он будет продолжать оставаться в грехе. Если же фард кифая был исполнен, то грех спадает со всех, ведь дело уже было выполнено, даже если кем-то другим из числа мусульман.

Но, чтобы иметь оправдание перед Аллахом, мусульманин должен озадачиться выполнением фардов кифая так же, как озадачился фардами айн. Правление на основе религии Аллаха, джихад на пути Аллаха, совершение иджтихада, приказ одобряемого и запрет предосудительного — всё это фарды кифая, которые должны выполняться мусульманами в целом, ибо, в противном, случае грех ляжет на их плечи. Например, при отсутствии иджтихада в Умме все мусульмане совершают грех, кроме тех, кто усердствует в этом направлении.

Наличие тех, кто работает над образованием муджтахидов, не снимает греха с остальных до тех пор, пока не появятся муджтахиды. Когда возобновится иджтихад, тогда грех спадёт со всех. Таким же образом — образование Исламского Государства. Все, кто воздерживается от деятельности по установлению государства, являются грешниками перед Аллахом. Наличие тех, кто работает на этом пути, не снимает греха с остальных, пока не возникнет государство.

В книге «Исламская мысль» в теме «Фард кифая — это фард для всех мусульман» пишется: «При любых обстоятельствах фард не снимается до тех пор, пока не выполнится требуемое дело, и кто оставил фард — заслуживает наказания и продолжает оставаться грешником до тех пор, пока не приступит к его выполнению. В этом нет разницы между фардом айн и фардом кифая, оба из которых — равнозначные обязанности для всех мусульман. Слова Всевышнего Аллаха:
 

انفِرُوا خِفَافًا وَثِقَالًا

«Выступайте лёгкими и тяжёлыми» (9:41), —

это фард кифая.

Каждое из подобных требований выполнить определённое действие является решительным. Попытка же разделить между фардом айн и фардом кифая с точки зрения обязательности выполнения определённого действия является грехом перед Аллахом, отступлением от Его пути и введением людей в заблуждение, что говорит о попустительстве в выполнении фардов Всевышнего Аллаха. Если же посмотреть с точки зрения снятия фарда с того, на кого было возложено его выполнение, то между этими двумя видами фардов так же нет разницы. По сути обязанность фарда не снимается до тех пор, пока не выполнится само дело, требуемое Законодателем, равно требовалось ли его исполнение от каждого мусульманина в отдельности, как пятикратная молитва, или от всех мусульман в целом, как присяга халифу.

Ни одно из обязательств в выполнении этих фардов не снимается до тех пор, пока не выполнится само дело, т.е. пока не придёт в исполнение молитва, пока не будет установлен халиф и не будет принесена ему присяга. Ни с одного мусульманина не снимается обязательство выполнения фарда кифая. Всё же, если одна часть мусульман выполняет его, то именно с них снимается грех, пока само дело не придёт в исполнение. Отсюда существует ошибка в словах некоторых, кто считает, что при выполнении частью мусульман фарда кифая обязанность снимается со всех остальных. Неправильно.

Фард кифая снимается с остальных только в том случае, когда выполнено требуемое дело, когда на исполнении дела поставлена точка и к нему возвращаться более исчезает всякий смысл, дело выполнено и не осталось места для пребывания фарда. Таков фард кифая, и он так же, как и фард айн, означает решительное требование. Отсюда установление Исламского Государства — фард для всех мусульман, т.е. для каждого мусульманина в отдельности. Ни с одного мусульманина не снимается обязанность этого фарда, пока не установится Исламское Государство, и если некоторые заняты подобной деятельностью, это не означается что с остальных мусульман снимается подобная ответственность. Пока государственность отсутствует, все в ответе.

Фард остаётся на каждом мусульманине и грех остаётся на каждом мусульманине, пока не осуществится установление государства, и грех не снимается ни с одного из мусульман, пока они не будут постоянно заниматься тем, посредством чего устанавливается государство, вплоть до тех пор, пока оно не будет установлено. И так в отношении каждого фарда кифая: он остаётся на каждом мусульманине и не снимается до тех пор, пока не выполнится требуемое дело».

Теперь выяснилось, что означает фард айн и фард кифая. Для мусульманина стало ясным, как относиться к выполнению фардов айн и как присоединяться к числу других мусульман в выполнении фардов кифая, чтобы иметь оправдание перед Всевышним Аллахом в день, когда придётся держать ответ одному.

 

Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд