Многожёнство в Исламе

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Мыслители, социологи и многие другие раздули из темы «многожёнство» огромную проблему, вокруг которой не утихают споры, и это будет продолжаться, пока идёт борьба с Исламом и его нормами.

Многожёнство стало излюбленной темой для критики и атаки на Ислам и мусульман; помимо этого, людей стали вводить в заблуждение, утверждая, что многожёнство существует только в Исламской Умме. Однако реальность такова, что многожёнство известно многим народам мира, и это было распространено до и после миссии Посланника (с.а.с.).

До появления Ислама многожёнство преобладало у многих народов. Например, у китайцев, индейцев, персов, древних египтянин, евреев, арабов, германцев, живших в Восточной и Западной Европе. Сегодня там расположены такие страны, как Германия, Австрия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, Норвегия и т.д. Ислам — не первый, кто заговорил о многожёнстве, он лишь упорядочил этот вопрос, он не обязал женитьбу на нескольких жёнах, он лишь сделал это дозволенным. Он установил правила, которые регулируют многожёнство, дабы уменьшить вред и ущерб, который существовал в человеческих обществах, где практиковалось подобное.

О законности многожёнства упомянуто в Коране:

فَٱنكِحُواْ مَا طَابَ لَكُم مِّنَ ٱلنِّسَآءِ مَثۡنَىٰ وَثُلَٰثَ وَرُبَٰعَۖ فَإِنۡ خِفۡتُمۡ أَلَّا تَعۡدِلُواْ فَوَٰحِدَةً أَوۡ مَا مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُكُمۡۚ ذَٰلِكَ أَدۡنَىٰٓ أَلَّا تَعُولُواْ

«Женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете [одинаково] справедливы к ним, то [довольствуйтесь] одной или [невольницами], которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (4:3),

وَلَن تَسۡتَطِيعُوٓاْ أَن تَعۡدِلُواْ بَيۡنَ ٱلنِّسَآءِ وَلَوۡ حَرَصۡتُمۡۖ فَلَا تَمِيلُواْ كُلَّ ٱلۡمَيۡلِ فَتَذَرُوهَا كَٱلۡمُعَلَّقَةِ

«Вы не сможете относиться к жёнам [одинаково] справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью [к одной], оставляя [другую] словно висящей [не уделяйте всё внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней]» (4:129).

Эти два аята содержат в себе шариатские законы, связанные с многожёнством в Исламе.

Первый аят был ниспослан Пророку (с.а.с.) в восьмом году по хиджре; в нём говорилось об ограничении четырьмя жёнами. До этого момента количество жён не ограничивалось каким-либо пределом. Смысл аята: о мужчины, женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Два, три, четыре — эти цифры идут одна за другой для того, чтобы желающий жениться человек в обязательном порядке ограничился не более чем четырьмя.

Аят дозволяет (мубах) многожёнство, но при этом ограничивает количество четырьмя жёнами. Муж должен быть справедливым в отношении всех своих жён. Смысл слов Всевышнего:

فَإِنۡ خِفۡتُمۡ أَلَّا تَعۡدِلُواْ فَوَٰحِدَةً

«Если же вы боитесь, что не будете [одинаково] справедливы к ним, то [довольствуйтесь] одной» (4:3), —

таков: если вы опасаетесь оказаться несправедливыми к большому количеству жён, то выбирайте одну. Аят поощряет ограничиться в браке одной женой в случае опасения перед несправедливостью. Ведь ограничить себя одной женой из-за опасений перед несправедливостью — это возможность быть ближе к тому, чтобы не совершить эту самую несправедливость. Мусульманин должен избегать качества несправедливости. Поэтому слова:

ذَٰلِكَ أَدۡنَىٰٓ أَلَّا تَعُولُواْ

«Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (4:3), —

означают находиться вдали от несправедливости.

Однако следует знать, что справедливость здесь не является условием, которое разрешает многожёнство, а является законом, определяющим то, каким должен быть мужчина в положении, когда он женится на определённом количестве женщин. А также она является законом, который стимулирует ограничиться одной женой в положении, когда опасаешься несправедливости. Ведь сказанное в аяте:

فَإِنۡ خِفۡتُمۡ

«Если же вы боитесь», —

не является условием, т.к. не имеет никакой связи с первым предложением:

فَٱنكِحُواْ مَا طَابَ لَكُم مِّنَ ٱلنِّسَآءِ مَثۡنَىٰ وَثُلَٰثَ وَرُبَٰعَ

«Женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх» (4:3).

Поэтому «Если же вы боитесь» будет новым предложением, т.е. новой речью. Таким образом, в самом начале аята Аллах разрешил женитьбу на четырёх женщинах без всяких условий и мотивации (таълиль), а далее в аяте идёт новый закон: лучше ограничиться одной, если человек видит, что женитьба на нескольких женщинах приближает его к несправедливости.

Что касается требуемой справедливости к нескольким жёнам, то это не абсолютная справедливость, а та справедливость, которую человек может осуществить. Ведь Аллах не возлагает на человека то, что ему не по силам:

لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَا

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

Слово «تَعۡدِلُواْ» (справедливо относиться), упомянутое в первом аяте, приходит в общей форме, однако это ограничивается тем, на что способен человек. Об этом упоминается во втором аяте:

وَلَن تَسۡتَطِيعُوٓاْ أَن تَعۡدِلُواْ بَيۡنَ ٱلنِّسَآءِ وَلَوۡ حَرَصۡتُمۡۖ فَلَا تَمِيلُواْ كُلَّ ٱلۡمَيۡلِ فَتَذَرُوهَا كَٱلۡمُعَلَّقَةِ

«Вы не сможете относиться к жёнам [одинаково] справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью [к одной], оставляя [другую] словно висящей [не уделяйте всё внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней]» (4:129).

В этом аяте Аллах разъясняет, что невозможно быть абсолютно справедливым между жёнами в чувствах, чтобы не склониться в чью-либо сторону. Так, например, человек не может любить всех одинаково; доказательством этому служит хадис от Аиши: «Посланник Аллаха (с.а.с.) справедливо распределяя, говорил:

اَللَّهُمَّ إِنَّ هَذَا قِسْمِي فِيمَا أَمْلِكُ فَلَا تَلُمْنِي فِيمَا تَمْلِكُ وَلَا أَمْلِكُ

«О, Аллах! Это — мой удел в том, чем я владею, и не порицай меня за то, чем владеешь Ты, но не владею я», — имея в виду своё сердце» (передали аль-Хаким и Ибн Хиббан).

Аллах велел избегать симпатий в пользу только одной жены, что с другой стороны говорит о дозволенности симпатизировать некоторым своим жёнам в большей степени, нежели другим. Запрет направлен на то, чтобы не склоняться в пользу одной женщины в полной мере, что, в свою очередь, не отменяет склонность как таковую. Склонность в полной мере в пользу одной жены бросает другую в подвешенное состояние, словно она не замужем, но в то же время и не разведена. Абу Хурайра передал от Пророка (с.а.с.) следующие его слова:

مَنْ كَانَتْ لَهُ امْرَأَتَانِ يَمِيلُ لِإِحْدَاهُمَا عَلَى الْأُخْرَى جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَجُرُّ أَحَدَ شَقَّيْهِ سَاقِطًا أَوْ مَائِلاً

«Тот, у кого были две жены, к одной из которых он был склонен, в отличие от другой, появится в Судный День, волоча за собой одну свою половину в упавшем или наклонённом состоянии» (Ибн Хиббан в своей книге «Ас-Сахих»).

Вот о таком многожёнстве говорится в шариатских текстах. Что касается происходящего сегодня, то это — преднамеренное изменение сути данного закона. Данный закон выставляется в свете несправедливости по отношению к женщинам, в нарушении всех её прав. Такое действие направлено, дабы запятнать правление Шариатом, выставить его в свете призыва к разрушению стабильности семейного очага. Все обсуждаемые проблемы, с которыми сталкиваются сегодня семьи в виде угнетений, практики насилия, оставления одинокими детей, разрушения семей, якобы проявляются там, где есть вторая жена.

Те, кто фальсифицирует факты, упускают из вида, что при многожёнстве отсутствует проблема любовниц, а там, где многожёнство запрещено, эта проблема прогрессирует. Кроме того, наблюдая за последствиями многожёнства, видно, что в обществе людей, в котором дозволено многожёнство, нет места большому количеству любовниц, а там, где многожёнство находится под запретом — обратная картина. Кроме этого, многожёнство решает многие проблемы общества, решение которых находится именно в этом. В качестве примера приведём некоторые из них:

1) Бывает, что женщина бесплодна. Если мужу не позволить жениться на второй жене, то ему придётся либо развестись со своей первой женой, следствием чего будет разрушение семьи, её благополучия и счастливой супружеской жизни, либо он будет лишён возможности наслаждаться потомством и детьми, следствием чего будет являться подавление проявления отцовства, исходящего из инстинкта рода.

2) Может быть, что у жены есть такая болезнь, при которой невозможны половые отношения или забота о доме, муже и детях. В то же время она дорога и любима своим мужем, который не желает разводиться с ней, но и с ней лишь одной его жизнь не может длиться долго без второй жены.

3) Иногда случаются войны или революции, при которых гибнут тысячи и даже миллионы мужчин, в результате чего нарушается численный баланс между мужчинами и женщинами, как это произошло при Первой и Второй мировых войнах. Так, в Германии поощрялось многожёнство, поскольку число погибших на войне мужчин было просто огромным, что, естественно, привело к демографическому дисбалансу среди населения.

Эти проблемы реальны в обществе, и если наложить запрет на многожёнство, то проблемы не решатся, поскольку они разрешимы лишь при узаконивании многожёнства. Также необходимо знать, что проблемы, подобные этим, как и другие проблемы не являются мотивом (иллятом) для многожёнства и не являются условием для него.

Ислам сделал многожёнство дозволенным делом (мубахом), но не ваджибом (обязательным). Многожёнство является шариатским законом, об этом явно свидетельствуют аяты Корана. Что касается капиталистического просвещения и западной пропаганды, то они целенаправленно ведут атаку на Ислам, при этом не трогая другие религии. Они демонизировали закон о многожёнстве, выставив его как некий порок. К сожалению, эта пропаганда повлияла на мусульман, некоторые из них оставили позицию «защитников Ислама» и стали неправильно разъяснять закон о многожёнстве, следуя за идеями плюрализма. Кто-то ненамеренно занял позицию врагов, выдвигая лозунги, поднимаясь на минбары, дабы заявить об этом, запуская кампании о «равенстве обоих полов» и «прав женщин», которые стали международным требованием о проведении конференций и принятия соответствующих законов в мусульманских странах.

Поэтому необходимо указать мусульманам на то, что красивым (хусн) является лишь то, что посчитал красивым Шариат, а мерзким (кубх) — то, что посчитал мерзким Шариат. Что Ислам сделал мубахом (разрешил) — оно красиво, а что запретил Ислам — оно мерзко. Многожёнство является мубахом (разрешённым), при этом не важно, ощутима ли его красота или нет, решает оно проблемы в обществе или нет. В Коране многожёнство описывается как красивый поступок, а что касается запрета на многожёнство — это мерзость, т.к. он выступает нормой у неверных. Дозволенность многожёнства и в то же время его необязательность делают из него наиболее эффективный метод в решении проблем, связанных с людьми и обществом.

 

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Рана Мустафа
12 Сафара 1440 г.х
21.10.2018 г.