17
Вт, сен

Все разногласия по вопросу «къада ва къадар» исчезают во время практического применения законов Шариата

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В исламской истории со стороны различных школ проводилось множество исследований на тему «къада ва къадар» и человеческих поступков.

Выдвигались различные противоречивые друг другу мнения. Мутазилиты утверждали, что Аллах не вмешивается в действия человека и что каждый по своей воле и выбору сам создаёт свои поступки. Джабариты утверждали, что создателем всех поступков человека является Аллах и что никто не обладает выбором при совершении действий подобно перу, летящему по воздуху. Ашъариты же приняли компромиссную примирительную позицию, сказав, что человек обладает волей и приобретением (касб), однако поступки, которые он вознамерился совершить или приобрести, создаются Аллахом.

Однако Хизб ут-Тахрир исправил ошибки предыдущих мнений относительно вопроса «къада ва къадар» и детально разъяснил эту тему, построив свой взгляд на двух основах: первая — категоричные божественные тексты, вторая — их соответствие реальности, в которой живёт человек. Таким образом, Хизб ут-Тахрир положил конец многолетним идейным спорам среди Исламской Уммы. Он выдвинул своё мнение, которое мы кратко упомянем здесь. В книге «Система Ислама» пишется:

«Внимательное рассмотрение действий и поступков человека показывает, что он живёт в двух сферах:

1) Сфера, в которой человек все действия совершает по своей инициативе, то есть все поступки зависят от его решения и выбора.

2) Сфера, в которой человек находится в подчинённом положении, то есть все действия, совершаемые им или в отношении него, случаются помимо его выбора.

Действия, происходящие в сфере, доминирующей над человеком, к существованию которых он не имеет никакого отношения и вмешательства, бывают двух видов:

1) Действия, которые являются следствием проявления естественных законов Вселенной.

2) Действия, которые не являются следствием проявления естественных законов Вселенной, но они не подвластны человеку, а сам он не имеет возможности влиять на них…

Все эти действия человека, осуществляющиеся в пределах сферы, доминирующей над человеком, называются къада, поскольку сам Аллах решил, чтобы они осуществились…

Къадар — это неотъемлемые свойства вещей, вложенные Всевышним Аллахом в свои творения. Все действия, происходящие в обеих сферах, напрямую привязаны к объектам материи Вселенной, человеку и жизни. В каждое из творений Всевышний Аллах вложил неотъемлемые качества (свойства). Так, например, Аллах создал для огня свойство сжигать, для дерева — свойство гореть, а для ножа — резать, а также привёл эти свойства в соответствие с естественными и неизменными законами Вселенной. Если случается, что эти особенности вещей исчезают либо изменяются, то это значит, что сам Всевышний Аллах у данных вещей отменил эти свойства, что бывает необыкновенным делом. И это будет называться чудом, которые происходят только с пророками. Подобно тому, как созданы неотъемлемые особенности у вещей, Аллах так же создал в человеке инстинкты и органические потребности, наделив их определёнными свойствами. Например, для инстинкта продолжения рода Он создал такое свойство, как половое влечение, а для органических потребностей — такие свойства, как голод, жажда и тому подобное, при этом определив их обязательными для инстинктов и органических потребностей в соответствии с законами Вселенной…».

Что касается значения слова «къадар», упомянутого во многих аятах Корана и в некоторых хадисах, в том числе — известный сахих хадис, который повествует о том, как Джибриль спросил об Исламе, имане и ихсане, то во всех этих текстах слово «къадар» означает безграничное знание Аллаха, которое записано в Хранимой скрижали и в которое должен верить каждый мусульманин.

Известно, что мысль — это оценка и решение на определённую реальность. Что касается этих многочисленных идейных школ, то они изучали вопросы, связанные с акъыдой, в отрыве от реальной действительности и строили свои мысли на комплексе ошибок, в том числе:

1) они последовали неправильному методу мышления мутакаллимов, т.е. логическому мышлению, согласно которому одни мысли строятся на других, что приводит к теоретическому изучению;

2) они опирались на предположения (занн) в вопросах акъыды, когда приводили тексты в качестве доводов;

3) они не придавали значения соответствию своих мыслей реальности.

Все эти факторы в совокупности (или некоторые из них) подвергают мысль вероятности ошибки, приводят к нерешительности убеждений и становятся поводом для сомнений.

Всё это стало причиной того, что их мысли и мнения были лишь теоретическими, не связанными с реальностью и не полагающимися на категоричные доказательства. Их исследования превратились лишь в поиск значений слов, не говоря уже о том, что они были полностью выстроены на логике. Поэтому их мысли стали теоретическими и замкнутыми в представлениях, подобно теориям, не имеющим никакой связи с поведением человека. Однако рассмотрение вопроса «къада ва къадар» связано с реальностью и категорическими доказательствами, а не предположительными, поскольку исламские мысли имеют крепко связанные с реальностью значения, которые становятся понятиями человека. Эти понятия непосредственно влияют на поведение человека, не являясь лишь теорией или информацией.

По этой причине Хизб ут-Тахрир озадачился изучением реальности «значений мыслей» и «значений слов», а также разницы между ними. В книге «Исламская личность. Том первый» пишется: «Понятия — это значения мыслей, а не значения слов. Слова — это речь, указывающая на какие-то значения, которые могут существовать в реальной действительности, а могут и не существовать… Что касается значения мысли, то оно заключается в следующем: если значение, которое содержится в слове, имеет ощутимую органами чувств реальность или оно представляется в сознании человека как ощутимая вещь, и человек утверждает её, то это значение будет понятием у того, кто ощущает её или представляет и утверждает её…».

Хизб ут-Тахрир провёл различие между значениями слов и между понятиями, представляющими собой крепко связанные с поведением человека значения мыслей, на основе которых исправляется реальность. Мыслями в Исламе считаются понятия, т.е. информация, связанная с реальностью, или реальность, связанная с информацией. При этом связь происходит согласно правилу или нескольким правилам, на основе которых происходит сопоставление информации с реальностью. Исходя из этого мы видим, что теоретические исследования и разногласия мутакаллимов в разъяснении мыслей по логическому пути и значений слов исчезают при применении законов Ислама в жизни.

Мы видели их разногласия в теоретическом и логическом разъяснении некоторых мыслей, но они сошлись в реальной жизни в практических положениях и мыслях, связанных с поведением, которые представляют собой значения мыслей акъыды и шариатских законов. Причиной тому служит то, что практическая сторона положений Ислама толкает все разногласящие стороны в вопросе «къада ва къадар» и в других вопросах следовать практическим решениям, независимо от мнений, будь то гласящих об отсутствии свободы или гласящих о наличии выбора. Как будто разногласий вовсе и не было!

Джабариты утверждают, что человек и его поступки подобны перу, летящему по ветру, и что они созданы Аллахом, а люди не имеют никакой воли при совершении действий. Однако в практических вопросах они занимают ту же позицию, что и мутазилиты, которые утверждают, что человек по своей воле и выбору сам создаёт свои поступки. Оба течения занимают одинаковую позицию в отношении наказания за воровство, за приобретение запретного имущества, за прелюбодеяние и т.д. Такого же мнения придерживаются ашъариты и остальные школы, придерживающиеся других мнений в вопросе «къада ва къадар». Все они одинаково понимают и трактуют значение «ослушания».

На это же указал имам Ибн Таймия, когда рассматривал разногласия в определении слова «иман». Он пояснил, что разногласия между теми, кто вводит действие человека в область имана, и теми, кто не вводит, наподобие мурджиитов, — всё это лишь словесные расхождения. По его словам, обе стороны сошлись на том, что совершивший великий грех является грешником, а не кяфиром (неверным), и что он будет наказан в этом мире или последующем, но не будет вечно гореть в Аду. Имам Ибн Таймия исключает из этих словесных разногласий крайних хариджитов и крайних мурджиитов, как это объясняется в восьмой главе книги «Маджмуъ аль-Фатава».

Приведём другой пример, связанный с теми, кто разногласит между собой в вопросе «къада», говоря о свободе выбора, о принуждённости человека и так далее. В вопросе поиска и приобретения ризка (жизненного удела) все они сошлись на одном мнении. Мы нашли, что все эти стороны порицают того, кто сидит дома, не стремясь приобрести свой удел, и считают его грешником, поскольку он не заботится о тех, кто находится на его иждивении, как об этом сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

كَفَى بِالْمَرْءِ إِثْمًا أَنْ يُضَيِّعَ مَنْ يَعُوْلُ

«С человека довольно греха, если он не заботится о тех, кто находится на его иждивении» (Насаи, Хаким).

Мы не хотим этим самым умалять важность изучения значения каждой мысли и важность определения их значений, исходя лишь из шариатских доказательств. Мы лишь хотим сказать, что шариатское определение должно быть исчерпывающим, исключительным и браться из подробных доказательств, потому что, по своей сути, это закон Шариата, но применяющийся в различных обстоятельствах. Другими словами, шариатское определение во многом является всеобъемлющим правилом (каида куллийя).

Всякая ошибка в кристаллизации любой исламской мысли неизбежно приведёт к путанице в понимании и ошибке в мышлении и суждении. То, что создаёт путаницу в теоретическом мышлении, иногда может привести к ошибкам в действиях. Тем не менее, Ислам является политической акъыдой, из которой вытекают решения всех жизненных дел. Это стало причиной исчезновения разногласий при практическом применении законов Ислама со стороны государства, имеющего свои органы в правительстве и администрации.

Например, судья в Исламском Государстве, будь он джабаритом или другим, лишь применив законы Шариата в нужном месте решает проблемы, основываясь на обращении Законодателя, связанного с делами людей. Он выносит решение, решает споры и тяжбы между ними во всех жизненных делах.

Единогласие в практических вопросах между теми, кто имеет теоретические разногласия, происходит из-за того, что Ислам — это политическая акъыда, из которой вытекают практические законы и мысли. И они исправляют испорченную реальность и решают все проблемы, возникающие перед человеком до Судного дня, путём претворения системы, которая упорядочивает отношения людей и общества во всех сферах жизни, будь то политическая, экономическая или социальная.

Ислам посредством своей божественной акъыды и практической системы, претворяемой в Исламском Государстве, объединяет всю Исламскую Умму, не смотря на различие их цветов, языков, течений и школ. Всевышний Аллах говорит:

وَٱعۡتَصِمُواْ بِحَبۡلِ ٱللَّهِ جَمِيعٗا وَلَا تَفَرَّقُواْۚ وَٱذۡكُرُواْ نِعۡمَتَ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ إِذۡ كُنتُمۡ أَعۡدَآءٗ فَأَلَّفَ بَيۡنَ قُلُوبِكُمۡ فَأَصۡبَحۡتُم بِنِعۡمَتِهِۦٓ إِخۡوَٰنٗا وَكُنتُمۡ عَلَىٰ شَفَا حُفۡرَةٖ مِّنَ ٱلنَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنۡهَاۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ لَكُمۡ ءَايَٰتِهِۦ لَعَلَّكُمۡ تَهۡتَدُونَ

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём» (3:103).

Также Он говорит:

إِنَّ هَٰذِهِۦٓ أُمَّتُكُمۡ أُمَّةٗ وَٰحِدَةٗ وَأَنَا۠ رَبُّكُمۡ فَٱعۡبُدُونِ

«Воистину, эта ваша религия — религия единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92).

 


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абдуль-Азиз Мухаммад
13 Джумада ас-сани 1440 г.х.
18.02.2019 г.