Как Халифат защитит политические права женщин?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

• Ислам обязывает женщин играть активную роль в жизни общества и политике государства: проявлять заботу о делах Уммы, не молчать перед несправедливостью и порочностью, приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, отчитывать правителей.

Ведь шариатские доказательства требуют, чтобы мусульмане (мужчины и женщины) были политически активными. Всевышний Аллах говорит:

وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (9:71).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَاللَّهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً

«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя! Вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, схватите за руку несправедливого и направите его к истине» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

• Под сенью Халифата женщины имеют те же политические права, что и мужчины. Статья 6 конституции гласит: «Все граждане государства имеют равные права, независимо от религии, расы, цвета кожи и тому подобного. Запрещается любая дискриминация граждан государства, независимо от того, связано ли это с вопросами правления, касается ли это правосудия или управления других дел общества» (из книги «Проект конституции»).

• Подотчётность и прозрачность являются неотъемлемой частью исламского правления. Таким образом, Халифат предоставит женщинам ряд возможностей для подачи жалобы на государство или для отчёта правителя. Это будет стимулировать женщин выражать свои политические взгляды. Статья 20 гласит: «Правом всех мусульман, а также их коллективной обязанностью (фард кифая) является требование отчёта от правителей за их действия …» (из книги «Проект конституции»).

• Исламская система даёт женщине право избирать своих представителей и халифов. В действительности, Ислам был первым, кто предоставил женщине право выбирать себе правителя. Так в составе делегации мусульман Ясриба, во время Второй присяги при Акабе, находились две женщины (Насиба бинт Каб ибн Умар и Асма бинт Амр ибн Ади). Эта присяга была залогом политической поддержки и военной защиты Пророка, а также принятия его ﷺ как лидера и правителя своего государства.

Когда Абдуррахман ибн Авф стал советоваться с гражданами государства о том, кому они бы хотели присягнуть в качестве халифа после смерти Умара ибн аль-Хаттаба, он пытался узнать мнение не только мужчин, но и женщин, в равной степени.

Статья 115 гласит: «Женщина … имеет право принимать участие в выборах халифа и приносить ему присягу, избирать членов Маджлис уль-умма, а также сама быть избранной членом маджлиса» (из книги «Проект конституции»).

• В Халифате женщина может быть членом политических партий, высказывать свои взгляды в СМИ, быть журналистом, создавать своё СМИ без необходимости получения лицензий.

• Женщине будет предоставлено право быть избранной представителем в маджлис уль-вилаята или Маджлис уль-умма, которые консультируют валиев и халифа по вопросам государства. Статья 107 гласит: «Каждый гражданин государства имеет право стать членом Маджлис уль-умма и маджлис уль-вилаята при условии, что он или она являются совершеннолетними и находятся в здравом уме. Эти условия одинаково распространяются как на мусульман, так и на немусульман …» (из книги «Проект конституции»).

• В Исламе учитываются политические взгляды женщин. Например,

— Посланник ﷺ советовался со своей женой Умму Саляма, когда столкнулся с серьёзным политическим кризисом во время заключения Худайбийского договора.

— Умар ибн аль-Хаттаб, когда был халифом, собирал мужчин и женщин в мечети, чтобы вместе с ними найти решения из сложившихся ситуаций. Также он советовался с женщиной по имени аш-Шифа бинт Абдуллах в разных политических вопросах по причине её интеллекта и проницательности, при этом он часто отдавал предпочтение её мнению, нежели мнению других.

На одном публичном собрании халиф Умар ибн аль-Хаттаб потребовал не завышать махр (брачный дар невесте), на что пожилая женщина сказала ему: «О Умар! Ты не имеешь на это права. Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха:

وَآتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنطَارًا فَلاَ تَأْخُذُواْ مِنْهُ شَيْئًا

«и если одной из жён подарили кинтар (несметное количество), то не отбирайте из него ничего» (4:20)?».

Тогда Умар сказал: «Правду сказала женщина, и ошибся Умар».

— Нафиса бинт аль-Хасан была известным исследователем IX века в Египте во время Аббасидского Халифата. Она активно участвовала в политической жизни общества, поэтому, когда у людей возникали разногласия с валием Египта, они просили её разрешить ситуацию и добиться соблюдения их прав.

• Халифат позволил женщинам подавать жалобы на правителей или должностных лиц государства в махкамат аль-мазалим (суд по вопросам несправедливости). Данный суд специализируется на расследовании халатности или несправедливости со стороны властей. Такое положение позволяет женщинам отчитывать правителей без страха за себя. Статья 87 гласит: «Судья по вопросам несправедливости назначается для устранения любой несправедливости, которая происходит со стороны государства в отношении любого человека, проживающего под властью этого государства, независимо от того, является ли он гражданином данного государства или не является таковым. Также не имеет разницы то, исходила ли несправедливость со стороны халифа или других нижестоящих правителей и государственных служащих» (из книги «Проект конституции»).

Абдуллах аль-Мамун, один из аббасидских халифов, сделал воскресенье днём для рассмотрения жалоб населения. Так мужчины и женщины, начиная с раннего утра и до полудня, могли свободно подать свою жалобу, которая рассматривалась на месте. Однажды пожилая женщина пожаловалась на то, что её имущество отобрал один мужчина. Халифа спросил: «Кто этот человек?». На что она ответила: «Он сидит рядом с тобой», — и указала на его сына по имени Аббас. Аббас попытался оправдать свои действия дрожащим голосом, но голос женщины становился всё громче и громче. Халиф сказал, что именно её правота сделала её смелой, и вынес решение в её пользу.

• Согласно нормам Шариата, женщина не может быть руководителем страны, халифом, однако это никоим образом не лишает её возможности участвовать в политической жизни общества. Кроме того, Ислам не рассматривает пост правителя как привилегию, напротив, это — большая ответственность, связанная с отчётом в Судный День. Но при этом Ислам позволил женщине быть должностным лицом или представителем, который не участвует в правлении. Например, быть руководителем того или иного отдела, быть пресс-секретарём.

Когда Посланнику Аллаха ﷺ сказали о том, что персы провозгласили своим королём дочь Хосроя, он сказал:

لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُم امْرَأَة

«Никогда не преуспеет народ, который назначил женщину своим правителем» (Бухари).

Статья 98 гласит: «Любой гражданин государства, мужчина или женщина, мусульманин или немусульманин, имеющий соответствующую компетенцию, может быть назначен главой учреждения, управления или быть служащим в них» (из книги «Проект конституции»).

Статья 115 гласит: «Женщина может быть назначена на государственную должность, на должность судьи, за исключением должности судьи махкамат аль-мазалим (суда по вопросам несправедливости) …» (из книги «Проект конституции»).

Таким образом, Халифат представляет собой истинную модель политических прав женщин. Это позволит им в полной мере участвовать в политической жизни общества, которой они лишились, находясь под сенью диктаторских режимов в мусульманском мире.

 

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Назрин Наваз
Глава женского отдела Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
20 Раджаба 1440 г.х.
27.03.2019 г.