Как Халифат снимет налоговое бремя с людей?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ведение дел государства и Уммы нуждается в средствах. При капитализме данные средства привлекаются в основном за счёт ростовщичества, прямых и косвенных налогов. В Исламе государство обязано использовать средства для выполнения своих дел и обязанностей из государственной казны, которая называется «Байт уль-Маль».

Для осуществления своих обязательств Ислам предоставил государству право собирать некоторые доходы в Байт уль-Маль. Об этом упоминает Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта в своей книге «Экономические кризисы: их реальность и решения с точки зрения Ислама»:

«К постоянным источникам доходов Байт уль-Маль относятся:

— фай (то, что мусульмане захватывают в качестве имущества неверных без обращения к вооружённому конфликту и без необходимости перемещать вооружённые силы),

— джизья (то, что берётся у неверных, что говорит об их подчинении законам Ислама),

— харадж (то, что взимается с земли, которая была завоёвана у неверных либо путём применения силы, либо заключением мирного договора),

— 1/5 рикяза (имущество, спрятанное в земле (золото, серебро, драгоценности, жемчуг или оружие)),

— закят (то, что необходимо выплатить из определённого имущества мусульман),

— госсобственность (земля, здания, объекты инфраструктуры и их доходы),

— 1/10 с торговцев стран Дар уль-харб и торговцев-муахидов (человек, не принявший Ислам и живущий на территории государства на договорных основах),

— средства, полученные из общественной собственности (достояние, обладанием которого Законодатель одарил всех мусульман в общем),

— наследственное имущество того, у кого нет наследников,

— средства, незаконно добытые правителями и госслужащими (гулюль),

— средства, приобретённые не по праву,

— штрафы,

— имущество вероотступников,

— законные налоги» (конец цитаты).

• Имущества Байт уль-Маль более чем достаточно для выполнения всех обязательств государства. Шариатские доказательства ясно указывают на то, что налогообложение согласно западному значению запрещено (харам). Сказал Посланник ﷺ:

إِنَّ صَاحِبَ الْمَكْسِ فِي النَّارِ

«Сборщик налогов никогда не войдёт в Рай»,

إِنَّ دِمَاءَكُمْ وَأَمْوَالَكُمْ وَأَعْرَاضَكُمْ عَلَيْكُمْ حَرَامٌ كَحُرْمَةِ يَوْمِكُمْ هَذَا فِي بَلَدِكُمْ هَذَا فِي شَهْرِكُمْ هَذَا

«Воистину, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас, как запретен этот день в этом месяце, в этом городе…».

Эти и другие доказательства указывают на то, что Шариат запрещает властям облагать налогом мусульман. Этот запрет охватывает любой налог, будь то прямой или косвенный. Поэтому не берутся пошлины в пользу судов и департаментов, таможенные пошлины, сборы за выдачу разрешений и т.д. Об этом подробно описано в книге «Проект конституции. Шариатские доказательства».

• Исламскому Государству запрещено собирать с Уммы всё, что не является обязательным, даже если есть избыток средств у населения, а в Байт уль-Маль ничего не осталось. Государство может заимствовать излишек у богатых сынов Уммы, но при условии, что это относится к обязательству, которое возложено Шариатом как на Умму, так и на Байт уль-Маль, и при условии, что в Байт уль-Маль не осталось и дирхама. Только тогда Байт уль-Маль может собрать необходимую сумму, но не более. Поэтому, прежде чем просить у богатых сынов Уммы, государство должно использовать последний дирхам.

В своё время Али ибн Абу Талиб предложил Умару ибн аль-Хаттабу, чтобы в Байт уль-Маль ничего не оставалось: «Дели все богатства, поступающие к тебе каждый год, и ничего не удерживай из этого». Приводится, что Али ибн Абу Талиб сначала раздавал средства Байт уль-Маль настолько, что в конце не оставалось ничего, далее он подметал помещение Байт уль-Маль и усаживался там.

Хизб ут-Тахрир в книге «Проект конституции» пишет:

«Статья 147: в делах, выполнение которых Шариат возложил на Умму, если для их выполнения в казне нет средств, то государство вправе собрать эти средства с Уммы путём установления налога. Те дела, которые Умма не обязана выполнять по Шариату, — государство не может вводить из-за них налоги. Оно не вправе брать какие-то сборы и пошлины в судах и управлениях».

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта в своей книге «Экономические кризисы: их реальность и решения с точки зрения Ислама», а также в своём ответе на вопрос (19.05.2016) очень чётко разъяснил, когда государству разрешено взимать налоги с Уммы:

«Поэтому введение налога в Исламе должно соответствовать двум условиям, и только после этого вводится налог для реализации тех или иных проектов, и то — в размере не более, чем необходимом для покрытия этих расходов. Итак, условия следующие:

1) Проект должен быть вменён в обязанность Байт уль-Маль шариатским текстом, т.е. вменён государству и мусульманам. Например, наличие той или иной дороги, и нет другой в той местности, или наличие той или иной больницы, и нет другой. Или производство тяжёлой техники, или что-то похожее, отсутствие которых несёт вред Умме. Сказал Посланник ﷺ:

لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ

«Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!».

2) Если средств недостаточно в Байт уль-Маль для выполнения предписанного.

Если оба эти условия отсутствуют, то введение того или иного налога не допускается. Если проект является ваджибом только для государства из раздела заботы о делах людей, например, прокладка очередной дороги, т.к. одной недостаточно, постройка второй больницы и т.п., то в таких ситуациях тратят средства из Байт уль-Маль, когда они имеются. А если проект является обязательным для мусульман, но средств в Байт уль-Маль достаточно, то проект оплачивается из имеющихся средств без введения дополнительного налога» (конец цитаты).

Тем не менее, как мы уже упоминали ранее, существуют некоторые виды налогов, предписанных Шариатом, как, например, джизья, ушр, харадж. Они собираются Халифатом, т.к. на это указывают шариатские доказательства. Поэтому Хизб ут-Тахрир в своей книге «Проект конституции» затронул эти аспекты:

«Статья 144: джизья собирается с зиммиев. Она берётся с совершеннолетних мужчин в том размере, который соответствует их реальным возможностям. Она не берётся с женщин и детей.

Статья 145: харадж взимается с хараджий земли, исходя из её возможности. Что касается ушрий земли, то здесь берётся закят с фактического продукта.

Статья 149: постоянные доходы Байт уль-Маль — это все трофеи, джизья, харадж, 1/5 риказа (клад, скрытый человеком, или то, что имеется в ограниченном количестве и не является общественной необходимостью), закят. Эти средства берутся постоянно, независимо от того, есть в них необходимость или нет».

Более подробное рассмотрение этих доказательств можно посмотреть в книге «Проект конституции. Шариатские доказательства», II том.

• Харадж взимается в обмен на пользование, с учётом потенциальной производительности земель. Харадж является фиксированной величиной, т.е. не меняется в зависимости от урожая. Однако есть ряд факторов, которые следует учитывать при определении величины хараджа: необходимо учесть плодородие почвы, качество и количество продукции, получаемой с земли, методы полива (дождь, колодцы, каналы, реки, разбрызгиватели, техника и т.д.), расположение инфраструктуры и т.д. Всё перечисленное необходимо учитывать, чтобы защитить землю и земледельцев от вреда и перегрузки. Посланник ﷺ приказал учитывать любые трудности для земледельцев в лице стихийных бедствий и ущерба для сельскохозяйственных культур. Поэтому необходимо занижать объём получаемого имущества при оценке из-за холодного климата, ветров, падения урожая и стихийных бедствий.

Умар ибн аль-Хаттаб спросил Усмана ибн Хунайфа и Хузайфу ибн аль-Ямана после того, как они возвратились с оценки земли савада и установили размер хараджа: «Каким образом вы обложили землю хараджем? Возможно, вы возложили на людей больше, чем они могут выплачивать?». Хузайфа сказал: «Я оставил неучтённой некоторую дополнительную площадь». И Усман сказал: «Я оставил слабых. Если бы я захотел, я мог бы взять и у них» (книга «Имущество в Государстве Халифат», автор — шейх Абдуль-Кадим Заллюм). Дополнительные детали вы можете найти в публикациях, ссылки на которые приведены в конце статьи.

• Халифат не будет навязывать своим гражданам (мусульманам, зиммиям) то, что они не способны понести. Приводится, что Умар ибн аль-Хаттаб запретил жестоко обращаться с зиммиями, которые не могут выплачивать джизью: «Оставьте их и не облагайте их тем, что они не могут позволить себе, ибо я слышал, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:

لَا تُعَذِّبُوا النَّاسَ فَإِنَّ الَّذِينَ يُعَذِّبُونَ النَّاسَ فِي الدُّنْيَا يُعَذِّبُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Не мучайте людей. Тот, кто мучает их в этом мире, будет наказан Аллахом в Судный День». Затем Умар приказал, чтобы зиммии были освобождены».

Посланник Аллаха ﷺ назначил Абдуллаха ибн Аркама для сбора джизьи с зиммиев, и когда тот уезжал выполнять свой долг, он ﷺ подозвал его и сказал:

أَلَا مَنْ ظَلَمَ مُعَاهِدًا، أَوْ كَلَّفَهُ فَوْقَ طَاقَتِهِ، أَوْ انْتَقَصَهُ، أَوْ أَخَذَ مِنْهُ شَيْئًا بِغَيْرِ طِيبِ نَفْسِهِ، فَأَنَا حَجِيجُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Поистине, я буду свидетельствовать в Судный День против того, кто угнетает человека, имеющего соглашение (муахида), или налагает на него больше, чем он может вынести, и оскорбляет его или берёт что-нибудь у него силой» (книга «Имущество в Государстве Халифат»).

Такова справедливость экономической системы в Исламе. Халифат будет придерживаться приказов Всевышнего, следовательно, будет справедливое приобретение необходимых средств, без эксплуатации людей, окружающей среды, животных и т.д. Это гарантирует, что каждый будет находиться под опекой Халифата и что каждый получит удовлетворение своих нужд.

Для дополнительного чтения:

— «Экономические кризисы: их реальность и решения с точки зрения Ислама», автор Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта — амир Хизб ут-Тахрир.

— Вопрос-ответ: «Дозволяется ли правителю облагать дополнительными налогами мусульман?».

— «Проект конституции. Шариатские доказательства», II том.

 

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Зухра Малик
Член Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
17 Раджаба 1440 г.х.
24.03.2019 г.