Привлечение правителя к отчёту

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Аллах ниспослал и разъяснил Шариат, не оставив его лишь в виде ясных идей. Аллах пожелал, чтобы Шариат был реализован в жизни общества, поэтому ниспослал практические законы для его применения, устраняя все преграды на этом пути.

Методом и инструментом применения Шариата Аллах определил государство, повелев его установить ради сохранения Ислама. Для правителя Аллах установил ряд велений — приказов и запретов, требуя от него реализацию и защиту религии. От Уммы Аллах требует подчиняться правителю в этих вопросах и привлекать его к отчёту, если тот допускает упущения. Это требование касается как отдельных лиц, так и партий. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

سَيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَائِرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ

«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который стал перед несправедливым правителем, приказал и запретил, за что был убит» (Хаким),

أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ

«Лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем» (Ибн Маджа, Насаи),

وَاللَّهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً

«Обязательно должны вы побуждать к одобряемому, удерживать от порицаемого, хватать за руку притеснителя, склонять его к истине и удерживать его в пределах истины» (Абу Дауд, Тирмизи).

Склонять правителя к истине и удерживать его в пределах истины может только тот, кто обладает достаточной силой, а именно — группа или партия, а отдельные личности не в состоянии справляться с этой задачей.

Сподвижники и учёные после них говорили, что Исламское Государство — это залог сохранения Ислама. С наличием государства будут реализованы законы Шариата, а с исчезновением государства исчезнут и законы Шариата. Когда Абу Бакра (р.а.) спросили: «Сколько будем мы придерживаться благого дела, которое даровал нам Аллах после времён невежества?», — он ответил: «Вы будете придерживаться его столько, сколько будут придерживаться его ваши предводители». Шейх уль-Ислям Ибн Таймия сообщил, что Фудайль ибн Ияд и Ахмад ибн Ханбаль говорили: «Если бы мы располагали обращением, на которое непременно ответят, то мы направили бы его к султану».

Ислам — это религия для всех людей, и он несёт добро всему человечеству, а не определённым народам. Доктрина (акыда) и система Ислама пригодны и предназначены для всего человечества. В Исламе указан путь распространения религии по всему миру. Исламское Государство отвечает за применение и донесение Ислама до всех народов. С другой стороны, вопрос наличия Исламского Государства входит в число тех самых «одобряемых дел», и оно должно быть установлено, чтобы выполнить возложенные на него задачи. Какие же задачи стоят перед государством Ислама? Кто должен установить это государство, когда оно отсутствует? Кто выравнивает государство, когда внутри него происходят искривления?

Что касается задачи государства, то оно заключается в реализации религии Ислам полноценным образом. Государство отвечает за применение законов, связанных как с индивидуальной ответственностью, так и с коллективной. Также оно отвечает за практическое применение одобряемого и устранение порицаемого. Если кто-то из мусульман не совершает намаз, тогда государство приказывает ему вернуться к благоразумию, а если это не помогает, тогда государство применяет наказание. Точно так же государство поступает с тем мусульманином, который не выплачивает закят, или не совершает хадж, или не держит пост. Всё это относится к индивидуальной ответственности (фард айн) каждого мусульманина, но государство отвечает за реализацию этих законов и наказывает тех, кто не выполняет их.

Так же дело обстоит и с теми законами, которые относятся к коллективной обязанности (фард кифая). Если не обеспечиваются все услуги, необходимые для Уммы, например, медицина, инженерия и образование, которые зависят от политики, координации и распределения задач, если не выполняются обязательства, которые возложены на Умму, как джихад и иджтихад, то ведь все эти задачи Аллах привязал к халифу, возложив на него ответственность за реализацию этих дел. И за любое упущение в выполнении этих задач Умма должна привлекать халифа к отчёту, исправляя его поведение. Аллах установил ясные законы в этом отношении. Например, Аллах запретил мусульманам выступать против правителя, кроме как в случае проявления им явного неверия.

Правитель в Исламском Государстве опекает дела людей согласно законам Шариата. Он отвечает за устранение предосудительного, которое исходит как от индивидов, так и групп. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْإِمَامُ رَاعٍ وَهُوَ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Имам — пастырь, и он ответственен за свою паству» (Бухари, Муслим).

Аллах поручил халифу заставить людей и группы исполнять все обязанности, возложенные на них Шариатом. И если необходимо применить силу, чтобы заставить их выполнить это, он должен применить её. Также Аллах поручил халифу удерживать людей от совершения запретного, и если для этого потребуется применение силы, то он должен применить её. Государство является основой в исправлении порицаемого «руками», то есть силой, потому что оно несёт ответственность за реализацию Ислама и выполнение людьми его положений.

Однако бывает так, что предосудительное исходит от самого правителя, если он угнетает, или отнимает имущество людей не по праву, или нарушает их права, или недостаточно уделяет внимания заботе о делах людей, или делает упущение в любом из своих обязательств, или нарушает какой-либо закон Ислама и так далее. В таком случае мусульмане в общем, как на индивидуальном уровне, так и партиями должны привлечь правителя к отчёту и порицать его действия, стремясь исправить его. Молчание в этом положении будет грехом так же, как оставление порицаемого без внимания и нежелание исправить его.

Порицание и изменение правителя, когда он совершает предосудительное, должно происходить путём устного привлечения к отчёту. Приводится у Муслима от Умм Саламы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ فَقَدْ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ فَقَدْ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ

«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому и удержать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет спасён. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…».

Сообщается от Ибн Масуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَاللَّهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً

«Обязательно должны вы побуждать к одобряемому, удерживать от порицаемого, хватать за руку притеснителя, склонять его к истине и удерживать его в пределах истины» (Абу Дауд, Тирмизи).

В версии Абу Дауда говорится:

أَوْ لَيَضْرِبَّنَّ قُلُوبَ بَعْضِكُمْ بِبَعْضٍ ثُمَّ يَلْعَنُكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Или же Аллах разобщит ваши сердца, а потом проклянёт вас, как проклял их».

Когда Посланника Аллаха ﷺ спросили о том, какой джихад является наилучшим, он ответил:

كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ

«Слово истины, сказанное перед несправедливым правителем» (Ибн Маджа, Насаи).

Также есть много хадисов, запрещающих выступать против правителя с оружием в руках кроме одного положения — когда он проявил явное неверие, и есть доказательство от Аллаха, что это несомненно является неверием. То есть когда правитель стал явно править по законам неверия, оставив законы Аллаха в стороне. Сообщается от Ауфа ибн Малика аль-Ашджаи, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

خِيَارُ أئِمَّتِكُمُ الَّذِينَ تُحِبُّونَهُمْ وَيُحِبُّونَكُمْ وَتُصَلُّونَ عَلَيْهِمْ وَيُصَلُّونَ عَلَيْكُمْ وشِرَارُ أئِمَّتِكُمُ الَّذِينَ تُبْغِضُونَهُمْ وَيُبْغِضُونَكُمْ وَتَلْعَنُونَهُمْ وَيَلْعَنُونَكُمْ قَالَ قُلْنَا يَا رَسُولَ اللهِ أفَلاَ نُنَابِذُهُمْ قَالَ لاَ مَا أقَامُوا فِيْكُمُ الصَّلاَةَ

«Лучшими из ваших правителей станут те, которых будете любить вы и которые будут любить вас, за которых вы будете обращаться к Аллаху с мольбами и которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за вас, а худшими — те, которых будете ненавидеть вы и которые будут ненавидеть вас, которых вы будете проклинать и которые будут проклинать вас». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Так не надо ли будет нам противиться таким?». Он ответил: «Нет, до тех пор, пока они будут совершать среди вас намаз» (Муслим).

Сказав «до тех пор, пока они будут совершать среди вас намаз», Посланник Аллаха ﷺ имел в виду: «Пока будут применять Шариат», — поскольку с точки зрения красноречия арабского языка, иногда говоря о части вещи, имеется в виду вся вещь, т.е. говоря о намазе, имеется в виду весь Ислам.

Приводится у Муслима от Умм Саламы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ فَقَدْ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ فَقَدْ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ قَالُوا أَفَلا نُقَاتِلُهُمْ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ لا مَا صَلَّوْا

«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому и удержать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет спасён. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…». Люди спросили: «Разве мы не будем сражаться против них?». Пророк ﷺ ответил: «Нет, до тех пор, пока они совершают намазы».

Т.е. пока исполняют все законы Шариата, в том числе намаз.

Сообщается, что Убада ибн Самит сказал:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ والطَّاعَةِ في العُسْرِ واليُسْرِ والمَنْشَطِ وَالمَكْرَهِ وَعَلَى أثَرَةٍ عَلَيْنَا وَعَلَى أنْ لاَ نُنَازِعَ الأمْرَ أَهْلَهُ إِلاَّ أنْ تَرَوْا كُفْراً بَوَاحاً عِنْدَكُمْ مِنَ اللهِ تَعَالَى فِيهِ بُرْهَانٌ وَعَلَى أنْ نَقُولَ بالحَقِّ أيْنَمَا كُنَّا لاَ نَخَافُ فِي اللهِ لَوْمَةَ لاَئِمٍ

«Мы поклялись Посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву, если только не увидим проявлений очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого, полученными от Аллаха Всевышнего, и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались, не боясь порицания порицающего ради Аллаха» (Муслим).

Все эти хадисы запрещают выступать против правителя с оружием в руках кроме того положения, когда он правит не по законам Аллаха, а по законам неверия, относительно которых есть доказательства от Аллаха, подтверждающие, что они несомненно являются законами неверия.

Стоит отметить, что всё это касается того положения, когда был исламский правитель, и он стал допускать упущения. И если в таком случае дело дошло до того, что он начал явно править неверием, даже если применил всего лишь один закон неверия, тогда Умма, как по отдельности, так и группами, должна выступить против него и остановить, даже если придётся использовать оружие. Что же тогда говорить о том положении, когда исламского правителя нет вообще и нет территории Ислама (Дар уль-Ислям)?!

Естественно, в таком положении все законы, связанные с правителем, будут аннулированы, вся Умма погрузится в порок, дурные нравы и худшие взаимоотношения, распространится порицаемое, тогда как одобряемое исчезнет. В таком положении мусульмане станут ослабевать, теряя влияние и величие. Умма станет подобна льву, но без клыков и когтей. Она станет лишь образом без реальности, ни пищей насыщающей, ни львом устрашающим.

В таком положении, в котором находимся мы сегодня, Умма должна установить халифа, который правил бы по законам Аллаха, поскольку наличие халифа является обязанностью (фард) мусульман. Но кто и как должен установить халифа? Здесь необходимо провести исследование в области обязательности наличия исламских групп и их деятельности, связанной с приказом одобряемого и запретом порицаемого.

 


Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд