Позиция родителей в вопросе детского воспитания

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Скорее всего, не будет преувеличением сказать, что трудности, с которыми мы сталкиваемся в современном воспитании детей, вероятно, никогда не обретали подобных масштабов.

Мы видим, что испытания, с которыми приходится сталкиваться родителям, иногда тяжелее, чем любые другие жизненные испытания. Ваши дети на ваших же глазах практически тают, их моральная сторона исчезает, а они полностью утрачивают религиозные чувства, и вы, будучи родителями, не можете повлиять на них и расположить к себе. Если же вы попытаетесь принять более жёсткие меры, вплоть до физических, то на этот раз вы будете иметь дело с так называемыми «законами о противодействии насилию», которые возникли в результате деятельности организаций по «правам женщин и детей». Ваш ребёнок, возможно, подвергся изменениям своих концепций и понятий, находясь под влиянием школы, окружающих его людей или друзей, которых он приобрёл в социальных сетях, и вы, возможно, были вынуждены неоднократно вступить с ним в дискуссии, чтобы исправить данную ситуацию. Если же ребёнок устал от ссор с вами, то его с лёгкостью можно отнять у вас.

Таким образом, наши дети практически выскальзывают из наших рук. К сожалению, мы являемся свидетелями того, как некоторые семьи в страхе потерять своих детей вынуждены принять неприемлемые для себя идеи, поведение и отношение своих детей. А также мы являемся свидетелями того, что в некоторых семьях, где преобладают жёсткие меры в отношении детей при таких же проблемах, родители подпадают под уголовную ответственность, либо их дети убегают из домов и покидают свои семьи.

Отсюда мы приходим к тому, что необходимо влиять на мысли (концепции) наших детей, подпитывать их религиозные чувства, и, по крайней мере раз в неделю, обеспечивать их средой, в которой они могут дышать исламской атмосферой. Если же мы не можем повлиять на умы и чувства своих детей, то это сделает кто-то другой, но уже со злым умыслом и неисламскими намерениями. Поэтому позиция семьи в данном вопросе и демонстрация данной позиции детям имеет очень важное значение.

Запад и его приспешники прибегают ко всяким изощрённым планам, чтобы покорить умы и личности наших детей. К сожалению, мы знаем, что эти планы также поддерживаются технологическими гаджетами, которые вхожи в комнаты и миры мечтаний наших детей. Они пытаются произвести впечатление на детей через игры, романы, сериалы и фильмы. Все мы знаем, что инструментом США номер один является виртуальный мир и платформы, подобные «Youtube», где наряду с положительным контентом имеется немало негативного. Миллионы молодых блогеров отрывают наших детей от реального мира и окунают в виртуальное царство. Дети остаются в восторге от виртуального мира, а со временем подражают увиденному через одежду, манеру речи и поведение. Значительную часть своей жизни дети проводят в социальных сетях, таких как «Youtube», «Twitter», «Instagram» или «Facebook». Следует уделять особое внимание использованию подобных платформ, поскольку они представляют серьёзную угрозу при становлении личности в подростковом возрасте.

Дети семей, где не удалось вовремя обнаружить и отреагировать на ситуацию, достигая определённого возраста, покидают эти семьи и строят свою жизнь самостоятельно. Те родители, которые, как я упоминал, имеют пассивный характер, молча наблюдают за происходящим. Те же, кто имеет доминирующий характер, вынуждают детей сбежать с дома по причине оказываемого на них давления. Это тот самый замкнутый круг, о котором говорится в пословице: «Куда ни кинь — всюду клин». Тем не менее, есть решение по противостоянию всему этому, хотя оно весьма нелёгкое. Тут мы не ведём речи о коренном решении, поскольку коренное и окончательное решение, несомненно, возможно при установлении правил и законов Аллаха во всех возможных жизненных аспектах в рамках Исламского Государства, начиная от политики в области образования и заканчивая контролем социальных сетей и остальных веб-ресурсов. Конечно же, не следует воспринимать это как предложение подождать лучших времён сложа руки, а тем временем принять происходящее и согласиться с ним. Не дай Аллах такого, иначе наши дети один за другим сбегут от нас.

Прежде чем перейти к вопросу о решении, я хотел бы напомнить вам об отсутствии гарантии, что решение на 100 процентов подойдёт каждому в этом мире. Другими словами, решение, о котором будет говориться тут, может подойти не всем. Ведь данная жизнь полна испытаний, и никто не может сказать: «Если ты сделаешь так, то в итоге обязательно получишь это». Даже при всецелом доверии решению результат может быть отличным от ожидаемого, а человек, которому он доверился, мог ошибаться. Мы вынуждены были сделать данное напоминание, чтобы в результате не было сказано: «Я последовал рекомендациям, но ничего не вышло». Но следует подметить, что пока мы будем следовать согласно велениям Аллаха, нам не быть в числе проигравших. Даже будучи испытанными детьми, супругами, имуществом и возможностями, их утратой, но при этом мы будем продолжать находить в себе силы для терпения и борьбы — по воле Аллаха нам не быть проигравшими.

В качестве решения мы должны в равной степени акцентировать внимание на двух аспектах. Первое — это лишить ребёнка всех путей, ведущих к запретному, и воздействовать на разум и чувства своего чада. И второе — естественно же, будучи родителями, вы обязаны сами следовать тому, что мы говорим. Если ваши поступки будут расходиться с вашими же словами, то это уже в самом начале сулит вам проигрышем. В итоге мы можем получить шанс на перемены в своих детях лишь после того, как сами станем меняться. Родители, и в первую очередь — глава семьи, обязаны уделять как минимум пару часов в день, а по возможности — целый день в неделю и даже 6-7 часов ежедневно своей семье.

Опять же, как члены семьи мы обязаны обращать внимание на исламские чувства и делать эту атмосферу ощутимой для своих детей. После достижения детьми примерно 10-летнего возраста родителям следует уделять им хотя бы 30 минут для общения с ними. Дети должны чувствовать, что мы ценим их и уделяем им своё личное время. Мы не можем отрицать, что подобное поведение благоприятно повлияет на нашего ребёнка. Говоря, что общение о религии внутри семьи очень важно, параллельно с этим я считаю, что более важным фактором является создание кружков среди сверстников, которые не старше друг друга на 5-10 лет, но которые могут позаботиться о младших и чувствовать ответственность за них. Старшие в этих кружках должны вести беседы, включающие две важные темы.

Первой темой является обращение к разуму детей и затрагивание вероубеждения. На этих беседах ребёнок должен понять цель своего существования и появления. Необходимо, чтобы в результате данных бесед дети стали смотреть на человека, жизнь и Вселенную через другую призму. Каждый ребёнок должен начать относиться к смерти более серьёзно, чтобы усматривать события после неё. Также он должен ясно понимать существование Создателя как своё собственное. Он не должен испытывать никаких сомнений в данном вопросе и быть способным отвечать на любой вопрос, с которым он сталкивается по этому поводу.

За исключением тем об акыде, непременно важными являются беседы, направленные на поднятие чувств и на воспитание нафсии. Чтобы понять важность и этих бесед, мы можем привести следующий пример. Если вероубеждение подобно батарее мобильного телефона, то беседы, направленные на воспитание нафсии — это зарядное устройство. Итак, представьте, что у вас есть мобильный телефон и аккумулятор от этого телефона. Однако, если не подключать эту батарею периодически к зарядному устройству, то есть, если мы не будем подпитывать ребёнка идеями и действиями, которые укрепляли бы его нафсию, то он подобно мобильному телефону будет оставаться бездейственным. Этим детям будет сложно жить так, как они понимают. Почему? Да потому что их эмоции будут одерживать верх над их разумом. И такой ребёнок, вместо того, чтобы нацелиться на благополучный Ахират благодаря своему разуму, будет бродить потерянным в других мирах из-за слабого заряда батареи (веры) — он будет слабым в религиозном плане. По этой причине темы для укрепления нафса так же важны, как и темы об акыде.

Пока реализуется всё вышесказанное, важно не совершить следующую ошибку. Вполне возможно, что наши дети, особенно в подростковом возрасте, могут испытывать затруднения в понимании того, что правильно, а что нет. Также они могут оказаться под сильным влиянием друзей. Данное влияние может иногда негативно воздействовать на их решения. По этой причине хороший друг может влиять на нашего ребёнка положительно, а плохой — негативно. В связи с этим следует внимательно изучать окружение наших детей. По возможности мы должны попытаться привлечь к себе и их друзей. Другими словами, если окружение наших детей находится вдали от исламских чувств, наши дети обязаны привлекать их к Исламу. В случае невозможности повлиять на то окружение нам нужно в срочном порядке вывести своё чадо оттуда.
Подводя итоги, во спасение своих детей из лап Запада нам следует проживать и претворять Ислам внутри семьи, а также регулярно выделять время семье и детям. К тому же, по возможности, следует прислушаться к рекомендации нашего Пророка ﷺ и время от времени совершать путешествия:

سَافِرُوا تَصِحُّوا

«Путешествуйте, и будете здоровы». (Ахмад, 2/380; Аджлуни 1/445).

Эти самые путешествия можно совмещать с поддержанием родственных уз (сылат ур-рахм), но чтобы большую часть времени находиться с семьёй. И снова же атмосферу правильной акыды и нафсии дети должны видеть в членах своей семьи и в окружении знакомых, которые близки к ним по возрасту, чтобы иметь наглядные и очевидные примеры.

Да хранит Аллах каждого ребёнка Уммы Мухаммада ﷺ! Аминь!

 

Мехмет Айдын
20.12.2019 г.