Приверженность идеологии в идее и методе

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Когда неверный Запад смог навязать мусульманам свой образ жизни, они стали жить в незавидных идейных, социальных, экономических и политических условиях.

Мусульмане стали жить идеями, которые противоречат их убеждениям (акыде). Они потеряли правильную идейную ориентацию и потеряли видение исламской личности, когда попытались объединить идеи, вытекающие из своих убеждений, с представлениями о жизни, которые вытекают из чуждой мысли, ранее не признаваемой Уммой. Этот удушающий дым вошёл в дом Исламской Уммы из-за собственного невежества, а также по причине того, что Умма при решении проблем перестала опираться на свои основы. Умма согласовала две противоположности — Ислам и то, что противоречит ему. Она стала видеть цель Шариата в том, в чём сама определила интерес, а затем начала принимать каждое толкование и оправдывать каждое искажение. В результате социальная и экономическая жизнь людей стали полны противоречий, а политическая ситуация обеспечила концентрацию в людях посторонних идей вместо исламских.

В свете такой крайне плохой ситуации начали появляться исламские группы и партии, чтобы противостоять ошибочным идеям, неправильным концепциям, искажённым чувствам и плохой политической ситуации, при которой мусульмане связаны с иностранными силами.

Партия или группа должна иметь противоядие и лечебный бальзам, а затем провести прямую линию, по которой хочет повести за собой людей, в противовес кривой линии, которая ведёт их к гибели, и повторять им слова Аллаха:

وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ

«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» (6:153).

Группа или партия должна иметь то, что позволит ей достичь этой цели, например, ясность в идее, желание перемен, подготовка сознательной группы, подготовка Уммы и соблюдение положений метода.

Идея же должна занять первое место в группе. В глазах членов группы идея должна стать истиной, необходимой для всех людей, стать верным руководством, которое освещает человечеству путь, стать милостью, дарованной Аллахом людям, и стать светом, который выведет человечество из тьмы прихотей. Эта идея подходит человеку, соответствует его природе, убеждает разум и успокаивает сердце. Она привносит счастье в жизнь и даёт новый импульс надежды. В этой идее достаточно глубины и полноты, что позволяет ей отвечать на все вопросы жизни человека. Она даёт человеку ответ на вопрос о том, что было до этой жизни и что будет после неё, как и связывает его с Создателем так, что он осознаёт цель своего существования и остаётся счастливым до конца своих дней.

Когда группа или партия верит в эту идею, она также верит и в то, что если её идея не будет доминировать среди людей, то станет главенствовать ложь, будет распространяться зло, а их главной целью будет следование своим прихотям, наступит свобода для несправедливости и восторжествует тьма. Вслед за этим людей поразит тяжкая жизнь, их сердца не будут спокойны, их души не будут удовлетворены, а их умы не будут расчётливы.

Первый вопрос, на который группа должна обратить своё пристальное внимание, — это правильность идеи, которая станет её душой и смыслом существования. Далее группа берёт на себя эту идею и сохраняет её чистоту, устраняя всё, что не из этой идеи, предотвращая её смешение с другими посторонними идеями и определяя свою позицию к другим призывам и идеям. Чистота идеи требует ясного видения в группе, а ясное видение заключается в правильном понимании шариатского решения, появившегося в процессе правильного приведения доказательств, то есть в процессе, основанном на исламской акыде.

Когда идея теряет чистоту и ясность, группа теряет свою специфику и больше не является светом, верным руководством и милостью. Затем она теряет смысл существования и, как и другие движения, уступает перед лицом реальности. Она оказывается под влиянием реальности вместо того, чтобы самой влиять на неё, и формируется в рамках реальности вместо того, чтобы придать ей необходимую форму.

По мере того, как идея кристаллизуется среди членов группы, кристаллизуется и метод её воплощения в жизни. Ясность цели исходит из ясности идеи, а метод по достижению цели состоит из конкретных решений Шариата, подобных остальным шариатским решениям.

Идеологическая группа или партия — это та, которая в каждом своём движении и воздержании придерживается идеологии. Это связано с тем, что идеология запрещает своим приверженцам брать что-то у других без её одобрения, а также связано с тем, что идеология в исследовании вещей начинает с их основ и чётко разъясняет смысл существования человека в этом мире. Каждая подмысль берётся из этой основной мысли и исходит из неё. Представления о жизни, представления о вещах и оценка действий — всё это в группе исходит из главного взгляда.

Строение Ислама — полноценное, в нём нет ни малейшего недостатка. В нём всё находится в полной гармонии друг с другом, потому что исходит из единой твёрдой идейной основы, которая сочетается с законами жизни и природой творения.

У всякого, кто верит в Ислам, мерой действий и взглядов на вещи становится критерий халяль и харам, а не выгода, поскольку выгода согласуется с идеей, что именно человек разрабатывает законы, а не Аллах. Счастье мусульманина заключается в том, что он получает довольство Аллаха, а не максимально возможное удовольствие. Жизнь мусульманина основана на служении Аллаху и подчинении Его приказам, а не на идее свободы, которая избавляет человека от всех ограничений. Кто принимает основу, тот принимает и то, что исходит из этой основы. Кто хочет измениться, тот должен начать с основы и обратить внимание на неизбежную согласованность между подидеями и основой.

Таково понимание идеологической мысли и идеологического призыва, от которого должна отталкиваться группа. Следовательно, для мусульман, исламских систем и групп неприемлемо смешивать Ислам с посторонними идеями. Подобно тому, как для существующих систем неприемлемо признавать Ислам источником законодательства наряду с другими нешариатскими источниками, такими как обычаи, или признавать Ислам основным источником, точно так же для исламских групп неприемлемо такое смешение, например, если они будут основываться на Исламе наряду с некоторыми чуждыми Исламу западными идеями. Такая изначально проигрышная позиция не будет принята ни Аллахом, ни верующими.

Следовательно, всем исламским группам, акыда которых основана на том, что «нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха», то есть «нет достойного поклонения и подчинения, кроме Аллаха», запрещено смотреть на Восток и на Запад в поисках решений для жизненных проблем. Каждая идея должна исходить из акыды, и её нужно принимать из надёжных шариатских источников и выводить вместе с подробными доказательствами.

Как убеждение «нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» может согласоваться с убеждением о том, что социализм, основанный на идее «нет Бога, а жизнь есть материя», исходит из Ислама?! Как это убеждение может согласоваться с убеждением о том, что демократия, основанная на идее отделения религии от жизни, исходит из Ислама?! Как наше убеждение может согласоваться с убеждением о том, что национализм и патриотизм, основанные на слепой приверженности, исходят из Ислама?!

Как убеждение «нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха», означающее признание Аллаха Единственным Законодателем, согласуется с тем, что мы участвуем вместе с другими в законодательстве или другие участвуют с нами?!

Как убеждение «нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха», основанное на покорности, подчинении и поклонении Господу миров, может согласоваться с идеей свобод, имеющейся в западных системах, которые признают человека господином во всех отношениях и подчиняющимся Богу только в той мере, в какой это подчинение соразмерно его желаниям и интересам?!

Забота об исламской акыде требует заботы обо всём, что исходит из неё. В противном случае идентичность группы будет потеряна в море компромиссов, которые не радуют ни Аллаха, ни верующих.

Для того, чтобы идея оставалась чистой и ясной, она должна быть ограждена от влияния реальности и обстоятельств, а также от искажений, изменений и компромиссов.

Как призывающий хочет изменить общество в соответствии со своим восприятием, точно так же общество со своими ошибочными идеями и концепциями, политическими позициями и социальным укладом оказывает давление на призывающего и на группу, с которой он движется к переменам.


Из книги «Призыв к Исламу» Ахмада Махмуда