"Тадаррудж" (постепенность) в претворении Шариата

Устаз Мустафа Сулейман

https://redirects.live/video/redirects/4290

Устаз Мустафа Сулейман

Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахийм! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахийм! С именем Аллаха! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто оказал ему помощь!

Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахиим! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, не изменявшему законов Господа миров, не шедшему на компромиссы со спонсорами ради их довольства и не претворявшему постепенным образом законы Ислама, а наоборот, сразу же исполнявшему приказы Аллаха ﷻ, как и его благородные сподвижники! Аллах ﷻ говорит в Коране:

«Правь (суди) между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (5:49).

В связи с этим возникают вопросы: «Может ли тадаррудж, т.е. постепенное претворение исламских законов, называться правлением по Шариату, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте? Считается ли правлением по Шариату то, когда частично исполняются законы Ислама, а частично — законы неверия? Затем, могут ли пропагандисты идеи тадарруджа найти хоть один аят в Коране, который дозволяет правление не по Шариату Аллаха ﷻ? Разве тадаррудж не значит, что тебя призывают править местами по законам неверия, а местами — по законам Ислама под предлогом неподходящих для полноценного исполнения Шариата условий? Как вообще разумный мусульманин может сказать: «Я хочу править по законам неверия определённое время, а потом, когда обстоятельства станут подходящими, буду править полностью по Шариату»? Неужели правитель, частично исполняющий законы Шариата, вводящий половину законов Шариата, а вторую половину — законов ООН и прочих искусственных законов, может надеяться, что после смерти с него не будет особого спроса за вторую половину?

Сказал Всевышний:

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).

Почему, после того, как мы слушаем этот аят из Благородного Корана, мы замечаем, как многие мусульмане всё-таки находят стеснение в своих душах, и им сразу же становится неудобно претворять законы Аллаха ﷻ, как только они приходят к власти? Более того, им после этого неудобно даже слышать сам призыв к полноценному претворению законов Шариата Аллаха ﷻ! Кто-то, желая дать нам ответ на эти вопросы, говорит: «Благородный Коран ниспосылался частями, время от времени». Другой вертит текстами Шариата как ему вздумается и говорит: «Хамр был запрещён постепенно, а поэтому нет проблем в том, чтобы придерживаться тадарруджа в претворении законов Шариата». Третий не стесняется обвинять пророка Юсуфа (а.с.) в претворении законов неверия, законов правителя Египта. Четвёртый не отстаёт от них и говорит, что «Посланник Аллаха ﷺ утвердил правление Наджаши, т.е. вводимые им законы неверия в Эфиопии». Он говорит, что нам позволено руководствоваться местами законами неверия, а местами — законами Шариата, потому что Посланник Аллаха ﷺ утвердил за Наджаши законы неверия, пока тот был правителем в Эфиопии».

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо задать иные, риторические, дополнительные вопросы, которые сами по себе, частично, уже дадут нам ответ на вышеупомянутые вопросы, а именно: «Разве постепенное ниспослание тестов Шариата является той же самой постепенностью в их претворении?», «После того, как завершилось ниспослание текстов, после того, как Аллах Всевышний сказал в Коране: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3), — есть ли у пропагандистов тадарруджа хоть какое-то право призывать к некой постепенности?». Как я сказал, приходят некоторые и говорят, что хамр был запрещён постепенно, а значит, аналогичным способом мы можем постепенно вводить и весь Шариат. Такого человека мы спрашиваем: «Разве сподвижники Посланника Аллаха ﷺ постепенно отказывались от хамра, когда он был запрещён?». Если ответ будет «да», то мы можем смело сказать, пропагандисты тадарруджа действительно исполняют Сунну Посланника Аллаха ﷺ. Но давайте обратим внимание на слова и поступки одного из сподвижников, который, услышав о поступившем запрете хамра, тут же спросил Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха! Я могу вернуть его тому, у кого купил?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет!». Потом он спросил: «О Посланник Аллаха! Может, я его подарю?». Он ответил: «Нет!». Потом он спросил: «О Посланник Аллаха! В этот хамр вложены деньги сирот и в общем людей!». Но Посланник Аллаха ﷺ снова ответил отрицательно, сказав, что нужно придерживаться закона Шариата таким, каким он был ниспослан, без какой-либо постепенности в его исполнении, после чего указал, что всем этим сиротам и остальным людям будет возмещено из казны, как только она пополнится. Тогда сподвижники встали и пошли сразу же исполнять закон Шариата, вылив хамр на улицы.

Затем можно добавить ещё один вопрос: «Согласился ли Посланник Аллаха ﷺ на тадаррудж, на частичное, постепенное соблюдение законов Шариата, шёл ли он на компромисс хоть в одном законе Шариата, будучи при этом в самых стеснённых обстоятельствах, в самых жестоких притеснениях и репрессиях со стороны курайшитов? Ведь к нему приходили курайшиты и предлагали пойти на ряд таких компромиссов, которые бы сегодня считались очень даже выгодными! Они пришли и сказали ему: «Если ты хочешь женщин, то мы тебя женим на десяти лучших женщинах! Если хочешь денег, то мы тебе дадим! Если ты хочешь власти, то мы тебя сделаем правителем!». Всё это было предложено ему взамен на отказ от Шариата. Когда он отказался, ему сделали иное предложение: «Давай ты будешь поклоняться один год нашим богам, а на следующий год мы будем поклоняться твоему богу». Т.е. они предложили ему совместную, попеременную власть. Это, казалось бы, очень выгодное предложение. Кто-то мог прийти и сказать: «Это прекрасная возможность, которую нельзя упускать. Нужно дождаться, пока они станут поклоняться нашему Богу один год, в течение которого мы поменяем обстоятельства жизни вокруг и склоним их к Исламу так, что по прошествии года полностью и без труда введём Шариат».

Однако посмотрите, что ответил Посланник Аллаха ﷺ, не говорящий по пристрастию: «Клянусь Аллахом, дядя! Даже если они дадут мне в правую руку солнце, а в левую луну за то, чтобы я оставил это дело, то я не оставлю его, пока Аллах не завершит его полностью или я не погибну!». Затем был ниспослан ответ Всевышнего: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). У вас есть ваша религия, а у меня — моя!» (109:1–6) Поэтому наша религия — это религия полноценного претворения Шариата Аллаха!

Есть ещё один известный пример полноценного претворения Шариата, теперь уже из биографии праведного халифа Абу Бакра. Когда некоторые из арабских племён отказались выплачивать закят, он заявил: «Если они не захотят отдавать мне хоть плётку для верблюдов, которую отдавали Пророку Аллаха ﷺ, то я буду сражаться с ними из-за неё!». Абу Бакр отказался идти на компромисс даже в одном законе Шариата под предлогом тадарруджа, или под предлогом того, что византийцы угрожают вторжением из Шама, а персы — из других регионов.

Разве пропагандисты идеи тадарруджа не слышали слов Аллаха ﷻ в Коране, обращённых к Пророку ﷺ: «Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (17:74,75)?! И вот мы слышим эти аяты, а затем видим, как некоторые рядовые мусульмане, шейхи и проповедники склоняются к законам неверия не то чтобы немного, а в значительной мере, заменяя твёрдые (къатый) тексты Шариата, что перед ними, на иные, частичные, слабые и болезненные законы и понятия... и не с целью найти тем самым шариатский закон, выведя его правильным образом, а с целью лишь оправдать свои действия. Тем самым они выполняют то, что требуют некоторые люди, а не то, что требует Аллах.

Сверх того, когда пропагандисты идеи тадарруджа не находят оправдания своему малодушному отступлению от законов Всевышнего и шаткости своей позиции, которую они заняли ради своего собственного довольства и довольства своих господ, то они начинают криво толковать биографии выдающихся деятелей этой Уммы, как, например, Умара ибн аль-Хаттаба, во времена которого произошли грандиозные завоевания. Они говорят: «Умар приостановил закон наказания воров». Они говорят так, зная, что Умар конкретно этим поступком не останавливал действия никакого закона о наказании, а наоборот, исполнил закон Шариата, гласящий: «Нет отсекания рук во время голода». Однако те, кто привык играться законами Аллаха, не стесняются приводить подобные примеры, ибо забывают слова Всевышнего:

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям» (2:85).

«Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:50).

Мы просим Аллаха ﷻ оказать нам честь полноценного претворения Шариата в государстве Праведного Халифата, о котором нам поведал Посланник Аллаха ﷺ, ведь это не сложно для Аллаха. Пусть для этого стараются мусульмане. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!