Роль разума в Исламе

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Известно, что разум — это передача реальности через восприятие в мозг и последующий её анализ посредством уже имеющейся информации.

Ислам во множестве аятов обращается к разуму, к обладателям разума, к «способным вникнуть в суть (أُولِي الْأَلْبَابِ)», к «способным осознать результат (أُولِي النُّهَى)», быть может, они «поразмыслят (يَتَفَكَّرُونَ)» или «уразумеют (يَعْقِلُونَ)». Ислам — это разумная доктрина (акъыда), которая выступает источником для практической системы для жизни (низам). Разумная акъыда — та, что основана на разуме, образована в результате озаряющего мышления, глубокой проникновенной умственной деятельности о вещах, обо всём, что их окружает и связывает между собой.

Основа исламской акъыды заключается в существовании Аллаха, что неоспоримо утверждается разумом, и что Он — вечный Создатель, не имеющий ни начала, ни конца. Аналогично разум приходит к тому, что люди нуждаются в посланниках от Аллаха для того, чтобы упорядочить отношения между Создателем и созданными. Пророческая миссия Мухаммада ﷺ так же подтверждается разумом. Из всего этого следует, что необходимо быть уверенным, решительно уверовать (الْإِيمَانُ) в то, к чему пришёл разум, в итоговый результат разумного метода мышления. Всё это касается исламской акъыды. Говоря же о законах, которые исходят из этой акъыды, то здесь разуму предоставлено две роли:

1) понимание (الفَهْمُ), выведение законов (الِاجْتِهَاد), проведение аналогии (القِياسُ).

2) манат ут-таклиф (مَنَاطُ التَّكْلِيف) — условие для несения ответственности перед Создателем. Иными словами, «конечным адресатом», к которому обращены шариатские обязанности, выступает человеческий разум.

У многих мусульман охарактеризование (оценка) поступка красивым или уродливым вызывает путаницу. Одни отнесли эту задачу разуму, а другие — Шариату. Суть в том, что охарактеризование поступка красивым или уродливым не связано с самим поступком, а обусловлено конъюнктурой и конечными значениями, к которым приводит поступок — а это не что иное, как поступок. Поступок возможно оценить либо разумом, либо разумом при последующем подкреплении Шариатом, либо Шариатом при последующем подкреплении разумом, либо же только Шариатом. Рассмотрим каждое из них:

1) Охарактеризовать поступок только на основе разума крайне несостоятельно, т.к. разум подвержен противоречивому (тафавут — تَّفَاوُت), различному (ихтиляф — اختلاف), подчас — полностью противоположному предыдущему (танакуд — تَنَاقُض) пониманию. Разум так же находится под влиянием той атмосферы, в которой живёт человек, его способности оценивать меняются год за годом, эпоху за эпохой. То, что одна группа людей считает уродливым, у другой — красиво, или то, что люди считали уродливым в одну эпоху, в другую они считают красивым. Ислам же, являясь мировой и неизменной идеологией, определяет, чтобы оценка поступка красивым или уродливым происходила у всех людей во все времена одинаково, что неизбежно требует, чтобы охарактеризование исходило из силы, стоящей выше разума, т.е. из Шариата.

2) Оценивать на основе разума при последующем подкреплении Шариатом означает, что разум характеризует поступок красивым или уродливым, и несостоятельность этого уже разъяснена выше.

3) Оценивать на основе Шариата при последующем подкреплении разумом означает, что разум указывает на то, будет ли сформулирован шариатский закон или нет. Однако источником шариатского закона выступают только шариатские тексты, а не разум.

4) Как указано выше, задача разума состоит в том, чтобы понять шариатский закон. Это не даёт разуму функции подкреплять, доказывать и выводить решение касательно шариатского закона. Следовательно, охарактеризование поступка красивым или его неодобрение возможно только со стороны Шариата, а не разума.


12.02.2019