Джизья

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Приветствуем вас всех, дорогие братья во всех частях земного шара, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Передаётся от Ибн Шихаба, который сказал: «Мне дошло от Пророка Аллаха ﷺ что он брал джизью с огнепоклонников Бахрейна».

Джизья — это средства, которые взимаются с немусульман из числа зиммиев (ими являются «Люди Писания» (христиане и иудеи), неарабы многобожники, и другие неверующие). Всевышний Аллаха говорит:

قَاتِلُوا الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلَا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَلَا يَدِينُونَ دِينَ الْحَقِّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حَتَّىٰ يُعْطُوا الْجِزْيَةَ عَنْ يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ 

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить джизью, оставаясь униженными» (9:29).

Приводится от Кайса ибн Муслима, от аль-Хасана ибн Мухаммада, который сказал: «Пророк Аллаха ﷺ отправил послание к огнепоклонникам Хаджра с призывом принять Ислам. Тот, кто войдёт в религию, от того примется, а тот, кто откажется – будет должен выплачивать джизью. И мусульмане не будут употреблять их мясо и не будут заключать с ними брачные союзы» (передал Абу Убайд).

Приводится от Джаъфара ибн Мухаммада, от его отца, который сказал, что слышал, как Умар говорил: «Как же поступить с огнепоклонниками, они ведь не относятся к Людям Писания»? Тогда Абдуррахман ибн Ауф сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поступайте с ними так же, как с Людьми Писания»» (передал Абу Убайд).

Сообщается от Ибн Шихаба: «Пророк Аллаха ﷺ брал джизью от огнепоклонников Хаджра», так же Умар брал джизью от огнепоклонников персов, и никто из сподвижников не противился этому. Усман брал джизью от берберов, и никто из сподвижников не возражал этому. Что же касается многобожников арабов, то от них не принимается договор о мире и им не предоставляется покровительство. Их призывают к Исламу и, если они принимают новую религию, тогда их оставляют в покое, в обратном же случае с ними ведётся сражение. Всевышний Аллах сказал:

سَتُدْعَوْنَ إِلَىٰ قَوْمٍ أُولِي بَأْسٍ شَدِيدٍ تُقَاتِلُونَهُمْ أَوْ يُسْلِمُونَ ۖ

«Вас ещё призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в Ислам» (48:16).

Смысл аята гласит о том, что необходимо вести сражение, пока они не обратятся в Ислам. Аят касался тех, против кого Пророк Аллаха ﷺ вёл сражение, а именно – арабов идолопоклонников. Аят указывает, что с ними требуется вести сражение до тех пор, пока они не обратятся в Ислам. Также передаётся от аль-Хасана, который сказал: «Пророк Аллаха велел сражаться с арабами из-за Ислама и ничего другого от них не примется. Так же он велел сражаться с Людьми Писания, пока те не согласятся выплачивать джизью, оставаясь униженными». Абу Убайд сказал: «Из слов аль-Хасана мы понимаем, что в данном случае он подразумевал арабов идолопоклонников, а не тех, кто относился к Людям Писания».

Говоря же о Людях Писания, то Пророк ﷺ принимал о них джизью, что разъяснено в различных хадисах. Нет ни одной подтверждающей передачи о том, что Пророк ﷺ принимал от идолопоклонников арабов джизью. После ниспослания аятов из суры «Фатх» и суры «Тауба» Пророк ﷺ от них ожидал только принятия Ислама или войны. А то, что передаётся, как Пророк ﷺ брал джизью от арабов, проживающих в Йемене и Наджране, то она взималась с христиан и иудеев, он не принимал джизьи от арабов-идолопоклонников. Таким же образом халиф должен будет обнародовать, от кого будет приниматься джизья, величина джизьи, время выплаты и т.д. Он должен будет известить население, что джизья выплачивается один раз в год. Взимается она с богатого в одном размере, с тех, кто обладает меньшим достатком – в другом размере. С бедных джизья не берётся, потому как Всевышний Аллах сказал:

عَنْ يَدٍ
«собственноручно»,

другими словами – от имеющих возможность. Также джизья не взимается с детей и женщин. Только достигший совершеннолетия, способный выплачивать джизью мужчина подпадает под данный вид налога. Приводится от Нафиъ, от Асляма, слуги Умара (р.а.), что Умар написал главнокомандующим войск, чтобы те вели сражение на пути Аллаха и не вступали в бой с теми, кто не сражается против них. Не убивали женщин и детей. Не убивали никого, кроме тех, в ком проявились признаки половой зрелости. Так же он написал главнокомандующим войск взимать с населения джизью и не облагать ею женщин и детей, а только взрослых совершеннолетних мужчин. Абу Убайд говорит: «Данный хадис является почвой и служит основанием в вопросе категорий людей, которые обязаны платить джизью и которые не обязаны её платить. Разве не видно, как из хадиса следует, что джизью выплачивает только совершеннолетний способный мужчина, исключая женщин и детей?». Никто из сподвижников не возразил Умару, отсюда следует иджма. Также подтверждением этому служит послание Пророка ﷺ Муазу в Йемен:

إِنَّ عَلَى كُلِّ حَالِمٍ دِينَاراً

«На каждом совершеннолетнем мужчине лежит выплата динара». Пророк ﷺ обозначил совершеннолетнего мужчину, исключив женщину и ребёнка. А что касается передачи:

الحالم والحالمة

«совершеннолетних мужчину и женщину», то эта передача не приводится в записях мухаддисов. В имеющихся достоверных версиях хадиса не упоминаются женщины. А если предположить, что передача про женщин достоверна, то это имело место в период зарождения Ислама, когда женщины и дети многобожников выходили на сражение вместе с мужчинами. Это действительно имело место, однако затем произошла отмена в связи с тем, что Пророк ﷺ не брал с женщин и детей джизьи, этому же следовал Умар после Пророка ﷺ. Джизья должна выплачиваться неверующими на условиях подчинения власти Ислама. Упоминаемая в аяте униженность:

حَتَّىٰ يُعْطُوا الْجِزْيَةَ عَنْ يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ

«пока они не станут собственноручно платить джизью, оставаясь униженными».

несёт смысл, что на них должна распространяться власть Ислама и они не должны открыто проявлять своё неверие, особенно те его моменты, которые противоречат Исламу. Выше Ислама в стране не должно ничего возвышаться, потому как Пророк ﷺ сказал:

 الإِسْلاَمُ يَعْلُو وَلَا يُعْلَى عَلَيْهِ

«Ислам возвышается и ничто не возвышается над ним».
 

Дорогие братья, до новой встречи вместе с очередным благородным хадисом Пророка Аллаха ﷺ. Пусть Аллах вас хранит, вассаляму алейкум ва рахматуллахи ва барякятуху.

29 Джумада ас-сани 1435 г.х.
29.04.2014 г.