Административный аппарат является способом управления, а не правлением

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приветствуем вас, дорогие братья, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом», и начинаем с лучшего приветствия – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Передаёт в своей книге Ибн Абу Шайба: «Нам рассказал Гъассан ибн Наср от Саида ибн Язида, от Абу Надыра, от Джабира, который сказал, что когда Умар занял пост халифа, он ввёл эффективную систему налогообложения, учредил диван и составил реестр авторитетных граждан. Передаётся, что Джабир говорил: «Он назвал мне имена моих сподвижников»...».

Дорогие братья!

Диваны (бухгалтерские учёты) относятся к административным аппаратам или интересам людей.

Административный аппарат относится к одному из способов осуществления дел.

Способ (услюб) является действием, которое характеризуется как ответвление от другого основного действия, по поводу которого приводится общее доказательство, тогда как в отношении этого же ответвления не приводится никакого частного доказательства. Таким образом, выходит, что общее доказательство на основное действие распространяется и на его ответвление. Следовательно, для законности наличия административного аппарата не требуется специального доказательства. Достаточно лишь общего доказательства, указывающего на его основу. В этой связи не совсем правильно будет говорить, что эти способы являются действиями человека, а потому должны выполняться исключительно согласно законам Шариата. Дело в том, что относительно этих действий существует шариатское доказательство, указывающее на их основу в общей форме, и это доказательство включает в себя все исходящие из этой основы действия. Но если по поводу какого-то из этих действий, исходящих из основы, существует отдельное шариатское доказательство, то тогда оно совершается в соответствии с этим доказательством. Например, Всевышний Аллах говорит:

وَآتُواْ الزَّكَاةَ
«выплачивайте закят» (2:43).

Это общее доказательство. Кроме него имеются доказательства на действия, которые исходят из закята, а именно – на размер нисаба для сборщиков закята, и на то, с чего берётся закят. Все они являются второстепенными действиями, исходящими из аята: «выплачивайте закят». Нет доказательств по поводу того, каким образом сборщики должны собирать закят. Должны ли они отправляться для его сбора пешим ходом или на транспорте? Могут ли они нанимать для себя помощников или нет? Должны ли они вести письменный учёт собранного закята или нет? Должны ли они определить специальное место, куда будут собираться люди? Должны ли они иметь хранилища, в которое будут складывать собранное? И должны ли эти хранилища быть подземными или должны сооружаться подобно амбарам? Деньги хранить в мешках или сундуках? Эти действия и им подобные являются второстепенными и выводятся из аята: «выплачивайте закят». Все они попадают под общее доказательство, ибо по их поводу нет специальных доказательств. И так обстоит дело со всеми способами (услюбами) и средствами. Действие, которое является ответвлением того действия, относительно которого имеется общее доказательство, называется способом (услюбом). И поэтому нет никакой необходимости приводить для него доказательства, ибо его доказательством является общее доказательство его основы.

А поэтому разрешается брать административные способы с любой другой системы, если нет частного запрещающего текста относительно этого способа. Всё, кроме этого отдельно запрещённого, если оно облегчает работу административных аппаратов и решает проблемы людей, можно брать. Так как административный способ не является законом, требующего доказательства. И Умар (р.а.) взял способ дивана (бухгалтерские учёты) у византийцев и персов, где были записаны имена воинов и граждан для распределения денег, размеры ежегодного содержания и т.д.

Абид ибн Яхья передаёт от Хариса ибн Нуфайля, что Умар просил совета у мусульман об организации диванов. Али ибн Абу Талиб сказал Умару: «Каждый год распределяй поступившие к тебе средства и ничего не удерживай». Усман ибн Аффан сказал: «Я вижу, что имеются большие средства, которые достаточны для людей. Если не вести учёт того, кто взял, а кто не взял, то боюсь, что дело выйдет из-под контроля». Валид ибн Хишам ибн Мугира сказал: «Будучи в Шаме, я видел, как их короли организовывают диван и набирают людей в армию. Организуй диван и набери людей в армию». Умар принял предложение Валида и, пригласив к себе Акъиля ибн Абу Талиба, Махрама ибн Навфаля и Джубайра ибн Мутъима (все они были курайшитами), сказал им: «Ведите учёт численности людей по месту их проживания».

После появления Ислама в Ираке, как и раньше, функционировал диван по уплате и сбору средств. В Шаме деятельность дивана велась на римском (греческом) языке, ибо Шам был из числа римских земель. В Ираке диван велся на персидском языке, ибо Ирак относился к землям персов. В 81-ом году по хиджре во времена Абд аль-Малика Ибн Марвана диван Шама перешёл на арабский язык. Затем диваны стали непрерывно учреждаться согласно необходимости и требованиям интересов народа. Диваны, касающиеся армии, занимались делами учёта военнослужащих и выплаты им зарплаты. Были организованы диваны, занимающиеся налогами, делами назначения и увольнения валиев и областных амиров, учётом доходов и расходов и т.д.

Для дивана назначался руководитель и служащие. Иногда полномочие назначения служащих дивана предоставлялось самому руководителю дивана, а иногда они назначались халифом.

А поэтому при организации административных отделов или так называемого «дивана» следует принимать те способы и средства, которые требуются для выполнения поставленной задачи. Эти способы и средства могут меняться с изменением времени и места.

Это с точки зрения организации административных отделов или «дивана». Если же говорить об ответственности его служащих, то они являются наёмными работниками, и в то же время гражданами государства. Как наёмные работники они ответственны перед своим руководителем в отделах (даира), т.е. перед руководителем администрации. Будучи же гражданами государства, они ответственны перед правителями (хакимами): валиями и амилами, муавинами, а также перед халифом, и ограничены в своих действиях законами Шариата и административными порядками.

Вывод: административный аппарат (или интересы людей) не относится к области правления, а является одним из способов, используемых правителем для осуществления своих функций. Учреждение дивана зависит от надобности в нём. С изменением способов и средств, из века в век, меняется и способ организации дивана.

Дорогие братья, до новой встречи вместе с нашей программой и очередным хадисом Пророка ﷺ. Пусть Аллах вас хранит, вассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


24 Раджаба 2435 г.х.
23.05.2014 г.