Средства массовой информации

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

Приветствуем вас, дорогие слушатели, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом», и начнём её с наилучшего приветствия – Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

О Аллах, подкрепи его святым духом!

Передал Муслим в своём «Сахихе»: нам рассказали Амр Накъид, Исхакъ ибн Ибрахим и Ибн Абу Умар, что слышали, как Абу Суфьян сказал: Амр рассказал со слов Суфьяна ибн Уейна, который передал от Зухри, от Саида, от Абу Хурайры, что как-то Умар проходил мимо Хассана (ибн Сабита), когда тот декламировал стихи в мечети. Умар обратил на него внимание, на что тот ответил: «Я зачитывал стихи в мечети, когда в ней был тот, кто лучше тебя!». Затем Хассан обернулся к Абу Хурайре и сказал: «Я призываю тебя Аллахом, слышал ли ты от Посланника Аллаха (с.а.с.), как он сказал: «Ответь за меня. О Аллах, подкрепи его святым духом!»». Абу Хурайра ответил: «О Аллах, да!».

Нам рассказал Исхакъ ибн Ибрахим, Мухаммад ибн Рафиъ и Абд ибн Хумейд от Абдурраззакъа, который сказал: нам сообщил Маъмар от Зухри, от Ибн Мусаййаба, что Хассан произнёс в кругу, где присутствовал Абу Хурайра: «О, Абу Хурайра! Я призываю тебя Аллахом, слышал ли ты от Посланника Аллаха (с.а.с.)...», и упомянул нечто подобное.

В шархе (комментарии) имама Ан-Навави к «Сахиху» имама Муслима приводится:

Слова «Хассан декламировал стихи в мечети с разрешения Посланника Аллаха (с.а.с.)» указывают на дозволенность декламации стихов в мечети, если их смысл мубах (дозволенный). Также эти слова указывают на поощрение (мустахаб), если в них содержится похвала по отношению к Исламу и его носителям, или порицание в адрес неверных и побуждение к сражению с ними, или выражение презрения к ним, или нечто подобное, какими и были стихи Хассана. В этих словах также содержится поощрение в молитве за того, кто произносит стихи подобного рода. Святой дух – это Джибриль (с.а.с.).

Стихи являются средством влиятельной массовой информации в формировании общественного мнения, и Посланник Аллаха (с.а.с.) использовал это для защиты Ислама и мусульман и разоблачения неверия и неверных.

Передал Ахмад в «Муснаде»: нам рассказал Абдурраззакъ со слов Маъмара от Зухри, от Абдуррахмана ибн Каъба ибн Малика, что Каъб ибн Малик сказал Пророку (с.а.с.): «Всевышний Аллах открыл в стихах то, что открыл». На что Посланник (с.а.с.) сказал: «Поистине, верующий сражается своей душой и своим языком, и клянусь Тем, в чьей длани моя душа, то, чем вы сражаетесь (т.е. стихи), подобно стрелам».

В книге «Сияр а’лам ан-нубала» приводится, что Ибн Сирин сказал, что из сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.) поэтами были Хассан ибн Сабит, Абдуллах ибн Равваха и Каъб ибн Малик. Каъб в своих стихах упоминал сражения и войны, говорил о том, что мусульмане сделали и что сделают, и угрожал неверным. Хассан упоминал о недостатках неверных и об их великих днях. Ибн Равваха унижал их за их неверие. Так, испугавшись стиха, сказанного Каъбом, приняло Ислам племя Даус:

Мы поставим их перед выбором, а если они и заговорят, то скажут: их резцы достигнут Дауса или Сакифа!

Разглашение (информирование) о важных делах призыва или государства играло огромнейшую роль в прошлом, а сегодня оно ещё более развито, т.к. оказывает влияние на людей в формировании их склонностей и вкусов, в формировании убеждений, понятий и взглядов… А потому тема использования СМИ для оказания влияния на людей, а также влияния на общественное мнение известна издавна, и ничего не изменилось с тех пор, кроме средств. Так, в прошлом человек использовал обращение во всех его формах для связи с другими людьми и оказания влияния на них. Это были предания, проповеди, диалоги, дискуссии и споры, поэты декламировали стихи, полные гордости и похвалы, высмеивания и скорби, угроз и вызовов… Эти способы применялись в обращениях ради оказания влияния на людей и образования общественного мнения по различным вопросам и мыслям.

И потому СМИ в государстве Халифат будет отведена особенная роль, и они будут подчиняться непосредственно халифу.

Отсюда становится ясным, что государство Халифат – а это государство, несущее исламский призыв – нуждается в отличительной информационной политике:

1 – Необходимо представлять Ислам сильным и влиятельным образом, дабы побудить умы людей принять эту религию, изучать её и размышлять над ней, а также облегчить присоединение исламских земель к государству Халифат.

2 – Многие дела СМИ крепко связаны с государством. Некоторые из них нельзя разглашать, кроме как по приказу халифа. Это выражается в следующем:

– Всё, что связано с военными делами и тем, что относится к ним: передвижение армий, новости о победах или поражении, военном производстве и т.п.

– Новости о делегациях, перемириях и прениях, которые имеют место между халифом или тем, кто заменяет его, и представителями государств неверия.

Эти новости непременно должны быть непосредственно связаны с халифом, дабы он утверждал то, что должно быть утаено, а что должно разглашаться в эфире. Всевышний Аллах в суре «ан-Ниса» говорит:

وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِنَ الأمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُولِي الأمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (4:83).

3 – Новости, которые напрямую не отражаются на состоянии государства, такие как ежедневные новости, политические, просветительские и научные программы и события в мире, – эти новости совпадают в некоторых аспектах со взглядом на жизнь и со взглядом государства на международные отношения. А потому контроль государства за ними отличается от контроля за двумя предыдущими видами новостей.
Отсюда следует, что аппарат СМИ при халифе должен включать в себя два основных положения:

Первое: его работа – это непосредственный контроль за новостями, имеющими отношение к государству, такими как военные дела, военная промышленность и международные отношения. Эти новости не транслируются по государственным или частным СМИ, кроме как только после представления аппарату СМИ.

Второе: другие виды новостей – контроль за ними осуществляется опосредованно, и государственные или частные СМИ не нуждаются в дополнительном разрешении для их трансляции.

СМИ не нуждаются в лицензировании, напротив, каждый, кто имеет гражданство Исламского Государства, может основать какое-либо СМИ: газету, радио, телевидение и т.д. И они не нуждаются ни в чём, кроме как в знании и осведомлённости аппарата СМИ о том, что было организовано новое СМИ. А оно нуждается, как мы говорили раньше, в разрешении транслировать новости, имеющие отношение к государству. Что же касается других новостей, то они могут распространяться без предшествующего разрешения.

Владелец СМИ несёт полную ответственность за все материалы, опубликованные им. И несёт ответственность за любое шариатское нарушение, как и любой другой индивид государства.

Когда же установится государство Халифат, то оно издаст закон, определяющий информационную политику государства в соответствии с положениями Шариата, исходя из которого государство станет служить интересам Ислама и мусульман, построению сильного и крепкого исламского общества, придерживающегося верви Аллаха. В нём и от него станет распространяться добро. В нём не будет места для порочных идей и заблудших просвещений. Исламское общество отвергнет всю грязь и станет подчиняться лучшему, и станет прославлять Аллаха – Господа миров.

Дорогие слушатели, до новых встреч с очередным хадисом Посланника Аллаха (с.а.с.). Пусть Аллах хранит вас. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!


30 Раджаба 1435 х.
29.05.2014