Приближение к Аллаху

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Чтобы дело было благим, необходимо, чтобы оно было искренним ради Аллаха и чтобы соответствовало Шариату. А потому праведные имамы (да смилостивится над ними Аллах) совмещали две эти основы, как это передаётся в словах Фудейля ибн Иййяда к словам Всевышнего:

لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلا

«чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:2).

Фудейль так прокомментировал это: «Т.е. – искреннее и правильнее». Ему сказали: «О Абу Али, что значит: искреннее и правильнее?». На что он ответил: «Если дело было правильным, но не искренним – оно не будет принято. Так же, как если было искренним, но неправильным – тоже не будет принято. Пока дело не станет искренним и правильным. Искренним – значит ради Аллаха, правильным – значит будет соответствовать Сунне». Передаётся от Саида ибн Джубейра, что он сказал: «Не принимается слово, кроме как с делом. И не примется слово и дело, кроме как с намерением. И не примется слово, дело и намерение, кроме как с соответствием Сунне». Передаётся, что мольбой Умара ибн аль-Хаттаба было: «О Аллах! Сделай все мои поступки праведными, сделай их искренними ради Твоего Лика и не делай в них доли ни для кого». Передаётся от Имама Малика, что он сказал: «Сунна подобна ковчегу Нуха: кто вошёл в него – спасся, кто отошёл – потонул».

Носитель призыва должен быть предельно осторожным в благом выполнении своих дел, чтобы не преследовать своим призывом удел в мирской жизни. А иначе пропадут его поступки, и он окажется потерпевшим убыток, как об этом передаётся в благородном хадисе: «Тот, кто приобрёл знания для того, чтобы соседствовать с учёными, спорить с глупцами и стремиться тем самым произвести впечатление на людей, того введёт Аллах в Огонь».

И суть благородных дел не в их большом количестве, потому и сказал Всевышний: «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:2). Он не сказал: «чтобы испытать вас и увидеть, чьих деяний окажется больше». Передаются от Малика ибн Динара следующие слова: «Скажите тому, кто не был правдив (в своих делах): не утруждайся». От Абу Умамы передаётся, что он проходил мимо человека, который находился в земном поклоне, и он сказал ему: «О какой же прекрасный поклон! Вот только если бы он был совершён у тебя дома!». От Фудейля ибн Иййяда передаётся, что он сказал: «Сколько же таких, кто совершает обход (таваф) вокруг этого Дома, в то время как другой, находясь вдалеке от него (от Каабы), гораздо выше наградой (чем совершающий таваф)».

И потому необходимо заботиться об искренности и чистоте намерений во всех делах, т.к. правильность любого дела и его принятие перед Господом миров зависит от намерения. И совершенно не удивительно, что учёные считают хадис: «Поистине, дела (оцениваются) по намерениям, и каждому воздастся то, что он намеревался (приобрести)», – одним из трёх хадисов, на которых держится (т.е. основан) Ислам. И потому первые из учёных-предшественников выдвигали хадис «Дела по намерениям» впереди всех дел, вытекающих из религии, из-за общей нужды в нём во всех его проявлениях.

Искренность у них равнялась всем делам человека – явным и скрытым. Имам Харис аль-Мухасиби сказал: «Правдивым является тот, кого, ради праведности своего сердца, не волнует, что его степень уменьшилась среди людей. Как и не желает он, чтобы люди узнавали о количестве его благих дел, как и не боится, что люди узнают о его плохих поступках». Передаётся от имама Абу аль-Къасима аль-Къушейри: «Искренность – это намеренное определение (или выделение) в поклонении Истинного Всемогущего Аллаха, а также желание посредством поклонения приблизиться к Аллаху без чего-либо другого, а именно – подстраиваться под творения, или стремиться получить похвалу среди людей, или если любима похвала творений, а также любой другой смысл, кроме стремления приблизиться к Всевышнему Аллаху».

Хасан ибн Рабиъ рассказал о джихаде великого имама Абдуллаха ибн аль-Мубарака: «Вышел всадник из мусульман в маске и убил вражеского всадника, наносившего большой урон мусульманам, и тогда мусульмане стали возвеличивать Аллаха. Тогда он вошёл в гущу людей, и его так никто и не узнал. Я же последовал за ним и именем Аллаха попросил снять маску. Я узнал его и сказал: «Почему ты скрыл себя в этой великой победе, которую Всевышний облегчил нам твоими руками?». На что он ответил: «Тот, ради Кого я сделал это – от Него ничего не скроешь»».

Передаёт Ибн Кутайба в книге «Уюну аль-Ахбар»: «Масляма ибн Абдул Малик осадил крепость, в стене которой была щель. Люди устремились пролезть в неё, но никому не удавалось этого. Тогда пришёл человек из гущи всего войска – т.е. из простых солдат, неизвестный – пролез в эту щель, и Аллах открыл его руками крепость. Тогда Масляма крикнул: «Где «владелец щели»?». Но никто не пришёл. Тогда он произнёс: «Я приказал охране впустить его, пусть немедленно явится ко мне, а иначе, если он не явится, я настроен решительно». Тогда некий мужчина подошёл к охраннику и сказал: «Попроси разрешения для меня у амира». Он спросил: «Это ты «владелец щели»?». На что тот ответил: «Я сообщу вам о нём». Охранник зашёл и попросил для него разрешения войти. Масляма разрешил ему, и он сказал: ««Владелец щели» требует у вас три условия: не разглашать его имени – т.е. не осведомлять о нём халифа, не выделять ему ничего и не спрашивать его, откуда он – т.е., из какого он племени». Масляма ответил: «Ему (будет дано) то, что он просил». Мужчина сказал: «Это – я». И после этого Масляма не завершал ни одной молитвы, не попросив Всевышнего: «О Аллах! Посели меня  вместе с «владельцем щели» (в Раю)»».

Как прекрасны слова Умара ибн Абд уль-Азиза (р.а.), когда он говорит о последствиях искренности по отношению к Аллаху: «Поистине, степень заботы Аллаха над Его рабом (зависит) от намерений: кто наполнил свои намерения, для того и забота Аллаха над ним будет полной. Чьи же намерения не были полноценны, для того и забота Аллаха над ним не будет полноценной».

Из признаков искренности – повиновение перед истиной, принятие наставления даже от того, кто ниже положением. У искреннего грудь не ущемляется, если правильность на чужой стороне. Передал хафиз Ибн Хаджар в книге «Тахзиб ат-Тахзиб» в биографии Абдуллаха ибн аль-Хасана аль-Анбари – это один из авторитетных лиц Басры и её учёных, а также судья в ней, – что его ученик Абдурахман ибн Махди рассказывал: «Однажды мы были на похоронах, когда ему задали вопрос и он ошибся в ответе. Тогда я сказал: «Да поправит тебя Аллах, ответом на этот вопрос будет то-то и то-то». Тогда он замолк немного, а затем сказал: «Тогда я покорно беру свои слова обратно. Быть хвостом в истине любимее для меня, чем быть главой в заблуждении». Да смилостивится над ним Аллах!».

Из признаков искренности – не быть смелым в выдаче фетв и раздаче законов (хукмов). Именно поэтому многие праведные предшественники сторонились давать фетвы и желали не быть спрашиваемыми. Передаётся от Абдуррахмана ибн Аби Лейла, что он сказал: «Я застал сто двадцать человек из числа сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.), и когда кого-нибудь из них спрашивали о каком-либо вопросе, то он отправлял его к другому, а тот к другому, пока вопрос снова не возвращался к нему». А тот, кто желает быть в центре внимания на собраниях и быть спрошенным – не достоин того, чтобы его спрашивали. Как об этом сообщил Бишр ибн аль-Харис (р.а.) – и он один из величайших учёных – он не стеснялся говорить: «Я не знаю». Однажды Аш-Шаъби спросили в каком-то вопросе, на что он ответил: «Я не знаю». Ему сказали: «Не стыдно ли тебе говорить «я не знаю», в то время как ты – факих (глубоко понимающий религию) среди иракцев?». На что он сказал: «Но ангелы не постеснялись, когда сказали:

سُبْحَانَكَ لا عِلْمَ لَنَا إِلا مَا عَلَّمْتَنَا

«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас» (2:32)».

В книге «Табакат аш-Шафиъия» приводится:

Судья Изз ад-Дин аль-Хакари в своей книге упомянул о жизни шейха Изза ад-Дина Абдуль-Азиза ибн Абдус-Салама, сказав, что Изз ад-Дин ибн Абдус-Салам однажды дал фетву в каком-то деле. Затем, увидев ошибку в этой фетве, он объявил в Каире и Египте: «Тот, кому такой-то выдал фетву по такому-то вопросу, пусть оставит её и не поступает в соответствии с ней. Ведь, поистине, она ошибочна!».


Устаз Фаузи Санкъатыр    
11 Рамадана 1435 х.
09.07.2014