Распоряжение землёй

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приветствуем вас, наши дорогие братья, на новой серии программы «Вместе с благородным хадисом», и начинаем с лучшего приветствия миром, милостью Аллаха и Его благословением!

Приводится от Аль-Хариса ибн Биляла ибн аль-Хариса, передающего от отца: «Посланник Аллаха ﷺ брал милостыню с местности Маадин Киблийя, и он выделил Билялу ибн аль-Харису глубокое ущелье, а когда пришёл к власти Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, то он сказал Билялу: «Поистине, Посланник Аллаха ﷺ не дал тебе (эту землю), чтобы ты её оградил от людей, а дал только для работы»», после чего сказал: «И Умар ибн аль-Хаттаб выделил это ущелье для людей». Этот хадис – сахих, но Бухари и Муслим его не вывели.

Всякий, кто имеет землю, должен её обрабатывать. Земля выдаётся из Байт уль-Маль для нуждающихся, которые могут её обрабатывать, но если они не делали этого в течение трёх лет, то она отнимается у них и даётся другому. Единодушие сподвижников проявлялось в том, что если земля была оставлена без дела на три года, то она отнимается у владельца и передаётся другому.

Земля остаётся у владельца, если он возделывает её своими инструментами, засаживает своими семенами, обрабатывает своим скотом и своими работниками. И если используется рабочий для её культивирования, то ему полагается плата за работу на ней, а если же хозяин земли не в состоянии этого сделать, то ему помогает государство. Если же хозяин земли не возделывает её, то она передаётся другому для возделывания в виде дара. Если же хозяин не хочет её отдавать и вцепился за неё, то ему даётся отсрочка в три года и если он в течение этих трёх лет пренебрегал землёй, то государство отнимает её у него и выделяет другому. Передаёт Юнус от Мухаммада ибн Исхака, а он – от Абдуллаха ибн Абу Бакра, который сказал: «Пришёл Билял ибн аль-Харис аль-Музний к Посланнику Аллаха ﷺ и попросил его ﷺ наделить его землёй и тот ﷺ выделил ему землю длинную и широкую, а после того, как правителем стал Умар, он сказал Билялу: «О Билял! Поистине, ты попросил у Посланника Аллаха ﷺ длинную и широкую землю, и он выделил её тебе. Поистине, Посланник Аллаха ﷺ никогда не отказывал в том, о чём его просили, а ты не справляешься с тем, что в твоих руках». Билял ответил: «Да». Умар сказал: «Так посмотри на то, что ты в состоянии обрабатывать, и придержи это, а на что сил не хватает, то отдай это нам, а мы разделим это среди мусульман». Билял сказал: «Я, клянусь Аллахом, не сделаю из этого ничего! Посланник Аллаха выделил её мне!». Умар ответил: «Клянусь Аллахом, ты непременно сделаешь это!». После чего Умар отнял у него то, что он не мог возделывать из своей земли, и разделил это среди мусульман». Приводит это Яхья ибн Адам в книге «Аль-Харадж». Это явно указывает на то, что если хозяин земли не в состоянии её возделывать и пренебрегает ею в течение трёх лет, то государство изымает её у него и передаёт её иному человеку, как сделал это Умар ибн аль-Хаттаб с землёй Биляла аль-Мунзия в местности Маадин Киблийя.

И поэтому любой землевладелец, оставивший землю бесхозной на три года, лишается этой земли, и она передаётся другому, какой бы ни была причина того, что он являлся владельцем этой земли. Тут рассматривается факт бесхозности земли и не учитывается причина владения ею. Как и не говорится, что другой человек взял имущество людей без права, так как Шариат сделал понятие собственности на землю содержащим иной смысл, нежели понятие собственности на движимое или недвижимое имущество (т.е. дома и иные строения). Шариат поставил понятие собственности на землю в зависимость от её культивирования. И если она остаётся бесхозной в течение срока, о котором говорит Шариат, то владелец этой земли теряет своё право на владение. Шариат ввёл закон о собственности на землю в виде её культивирования, владения ею через её выделение, или наследование, или покупку и так далее, а лишение собственности на неё у её хозяина происходит из-за её бесхозности. Всё это сделано ради того, чтобы земля обрабатывалась и использовалась.

До следующих встреч, наши дорогие братья, в следующем выпуске программы «Вместе с благородным хадисом». Оставляем вас под опекой Аллаха. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.


26 Шавваля 1435 г.х
22.08.2014