Моя Умма разделится на семьдесят три течения

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

بسم الله الرحمن الرحيم

Дорогие друзья! Приветствуем вас на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с лучшего приветствия:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

От Абу Хурайры передаётся:

«Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение, христиане разделились на семьдесят одно или два течения, а моя Умма разделится на семьдесят три течения»».

В книге «Аун аль-Маъбуд», комментарии к книге «Сунан» Абу Дауда, приводится:

«Иудеи разделились…»: это относится к одному из чудес Посланника Аллаха (с.а.с.) в том, что он сообщил о неизвестном арабам на тот момент из того, что действительно произошло. Имам аль-Алькъами сказал, что шейх Абу Мансур Абд уль-Къахир ибн Тахир ат-Тамимий написал книгу для разъяснения данного хадиса, в которой он сказал: «Даже любители подискутировать поняли, что Пророк (с.а.с.) под словом «течения» не имел в виду так называемые «разногласящие во второстепенных вопросах фикха» группы, как вопросы халял и харам. Напротив, он (с.а.с.) преследовал этим порицание тех, кто противоречит истине в основах таухида (единобожия), в утверждении добра и зла, в условиях пророчества и послания, в дружественности к сподвижникам и в других подобного рода вопросах, т.к. разногласящие в этих вопросах обвиняли в неверии друг друга в отличие от первой группы, т.к. те разногласили в них без обвинений противоположной стороны в неверии либо в грехе. А потому понимание этого хадиса возвращается к разделению Уммы в этой области разногласий. В конце эпохи сподвижников случилось разногласие кадаритов от Маъбада аль-Джухани и его последователей, затем случились другие поэтапные разногласия. И они дошли до образования семидесяти двух заблудших разногласящих групп, а семьдесят третья группа – это ахлю ас-сунна ва ль-джамаа. Это и есть спасённая группа». Конец цитаты с небольшим сокращением.

Некоторые могут понять этот благородный хадис так, будто он порицает наличие в Умме исламских партий и сплочений, и принимается, опираясь на своё понимание, за вражду с партиями, словно они разделяют единство Исламской Уммы, а также начинает искать спасённую группу среди этих партий и сплочений.

Однако должно быть ясно, что этот благородный хадис абсолютно далёк от подобного понимания. Хадис, как приводилось в вышеизложенном разъяснении, говорит о группах (течениях), которые стали разногласить в доктрине и в основах религии. Доказательством этому служит то, что основы религии, такие как вера в посланников и книги – это основа, в которой стали разногласить иудеи и христиане, и это очевидно во многих аятах.

Об этом говорится в словах Всевышнего:

وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ إِلا مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْعِلْمُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ

«Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу» (3:19).

И в словах Всевышнего:

وَقَالَتِ الْيَهُودُ لَيْسَتِ النَّصَارَى عَلَى شَيْءٍ وَقَالَتِ النَّصَارَى لَيْسَتِ الْيَهُودُ عَلَى شَيْءٍ وَهُمْ يَتْلُونَ الْكِتَابَ كَذَلِكَ قَالَ الَّذِينَ لا يَعْلَمُونَ مِثْلَ قَوْلِهِمْ فَاللَّهُ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فِيمَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ١١٣

«Иудеи сказали: «Христиане не следуют прямым путём». А христиане сказали: «Иудеи не следуют прямым путём». Все они читают Писание, но слова невежественных людей похожи на их слова. В День воскресения Аллах рассудит их в том, в чём они расходились во мнениях» (2:113).

И в словах Всевышнего:

وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْكِتَابَ وَقَفَّيْنَا مِنْ بَعْدِهِ بِالرُّسُلِ وَآتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَاتِ وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ أَفَكُلَّمَا جَاءَكُمْ رَسُولٌ بِمَا لا تَهْوَى أَنْفُسُكُمُ اسْتَكْبَرْتُمْ فَفَرِيقًا كَذَّبْتُمْ وَفَرِيقًا تَقْتُلُونَ ٨٧

«Мы даровали Мусе Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилем). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?» (2:87).

Что же касается разногласия во второстепенных вопросах, то в этом нет ничего страшного, т.к. подобные разногласия имели место и во времена сподвижников (и после них). И примеров этому существует много.

Отсюда понимается, что наличие партий и сплочений, подобных Хизб ут-Тахрир, Ихван аль-муслимин (Братья мусульмане), Таблиг, Даъва и других, не считается проявлением существования одного из семидесяти трёх течений, напротив – они все, по воле Аллаха, находятся в группе «Ля иляха илляЛлах, Мухаммад РасулюЛлах», которыми доволен Аллах как мусульманами.

До скорых встреч, дорогие друзья, в новых сериях передачи «Вместе с благородным хадисом». Мы оставляем вас на попечении Аллаха. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


17 Мухаррама 1436 х.
10.11.2014