Величие аманата и значимость его статуса

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Аманат - (в арабск. яз.: 1 – честность, надёжность, верность, 2 – вверенное имущество или дело, 3– общественная безопасность).

Мы приветствуем вас, наши дорогие братья, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И начинаем с лучшего приветствия: мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Проводит Муслим в своём «Сахихе» от Хузайфы, который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) поведал нам два хадиса. Я видел свершение одного и жду второго.

أَنَّ الأَمَانَةَ نَزَلَتْ في جَذْرِ قُلُوبِ الرِّجَالِ, ثُمَّ نَزَلَ الْقُرْآنُ, فَعَلِمُوا ‏مِنَ الْقُرْآنِ وَعَلِمُوا مِنَ السُّنَّةِ

«Поистине, аманат был ниспослан в корень сердец людей, затем снизошёл Коран, и они узнали Коран и узнали Сунну».

Потом он (с.а.с.) рассказал нам о том, как исчезнет аманат:

يَنَامُ الرَّجُلُ النَّوْمَةَ فَتُقْبَضُ الأَمَانَةُ مِنْ قَلْبِهِ ‏فَيَظَلُّ أَثَرُهَا مِثْلَ الْوَكْتِ, ثُمَّ يَنَامُ النَّوْمَةَ فَتُقْبَضُ الأَمَانَةُ مِنْ قَلْبِهِ, فَيَظَلُّ أَثَرُهَا مِثْلَ الْمَجْلِ كَجَمْرٍ دَحْرَجْتَهُ ‏عَلَى رِجْلِكَ, فَنَفِطَ فَتَرَاهُ مُنْتَبِرًا وَلَيْسَ فِيهِ شَىْءٌ, ثُمَّ أَخَذَ حَصًى فَدَحْرَجَهُ عَلَى رِجْلِهِ, فَيُصْبِحُ النَّاسُ ‏يَتَبَايَعُونَ, لاَ يَكَادُ أَحَدٌ يُؤَدِّى الأَمَانَةَ, حَتَّى يُقَالَ: إِنَّ في بني فُلاَنٍ رَجُلاً أَمِينًا. حَتَّى يُقَالَ لِلرَّجُلِ: مَا ‏أَجْلَدَهُ! مَا أَظْرَفَهُ! مَا أَعْقَلَهُ! وَمَا في قَلْبِهِ مِثْقَالُ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ مِنْ إِيمَانٍ

«Человек заснёт, и доверенность (аманат) уже забирается из его сердца, а след от неё остаётся, как точечка. Затем он спит дальше, и доверенность забирается из его сердца, а её след остаётся подобным пузырю от ожога, как уголёк – ты прокатишь его по своей ноге, и она краснеет, а ты смотришь, пузырь (от ожога) вздувается, а в нём ничего и нет». Затем он (с.а.с.) взял камешек и скатил его по своей ноге. «Люди торгуют между собой, и ни один не отличается верностью. И доходит до того, что они говорят: «Поистине, в таком-то племени есть мужчина, заслуживающий доверия». Доходит до того, что говорят: «Какой он стойкий! Какой он умелый! Какой он умный!». Его видят возвышенным, хотя в его сердце нет веры даже с горчичное зерно».

Были времена, когда меня не волновало то, с кем я буду торговать. Если он был мусульманином, то непременно возвращал мне долг, а если он был христианином или иудеем, то он непременно посылал мне своего посыльного. Но сегодня я не торгую ни с кем из вас, кроме как с таким-то и таким-то».

Аллах Великий говорит:

إِنَّا عَرَضْنَا ٱلأَمَانَةَ عَلَى ٱلسَّمَٰوٰتِ وَٱلأرْضِ وَٱلْجِبَالِ فَأبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا ‏وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا ٱلإِنْسَٰنُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُوماً جَهُولاً. لّيُعَذّبَ ٱللَّهُ ٱلْمُنَٰفِقِينَ وَٱلْمُنَٰفِقَٰتِ وَٱلْمُشْرِكِينَ ‏وَٱلْمُشْرِكَٰتِ وَيَتُوبَ ٱللَّهُ عَلَى ٱلْمُؤْمِنِينَ وَٱلْمُؤْمِنَٰتِ وَكَانَ ٱللَّهُ غَفُوراً رَّحِيماً

«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является несправедливым и невежественным. Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный» (33:72, 73).

Аманат является тяжёлой ношей, большой обязанностью и опасным делом. Аманат был предложен небесам, земле и горам, но они были освобождены от этой ноши, ибо они отказались нести её в страхе перед наказанием Аллаха Всевышнего. Так же был предложен аманат и человеку, и тот согласился нести его. «Воистину, он является несправедливым и невежественным». Слова «несправедливый» (ظَلُومٌ) и «невежественный» (جَهُولٌ) имеют тут (в арабском языке) значение формулировки преувеличения, и каждое слово построено по шаблону «фауль» (فَعُولٌ – структурирование построения слов в арабском языке посредством вставок дополнительных букв по определённому принципу). Из данного шаблона и самого арабского слова понимается, что «несправедливый» человек (ظَلُومٌ) в данной формулировке – это «чрезмерный» и «расточительный» относительно аманата. Понятие «несправедливый человек» (ظَلُومٌ) означает, что у него очень много «несправедливости» (الظُّلْمِ), и эту несправедливость он обращает против себя же самого в первую очередь, так как является носителем погибели в огне Ада, а также он несправедливо относится к другим людям тем, то попирает их права. Также человек является «невежественным» (جَهُولٌ), т.е. упёртым в своём невежестве, что приводит для него к соответствующим последствиям.

Аманат, по своему полному и объемлющему понятию, является шариатской обязанностью и включает в себя права Аллаха и права Его рабов. Кто выполнит аманат, тому будет награда, а кто его нарушит, того ждёт наказание, как об этом сказал Аллах во втором аяте:

لّيُعَذّبَ ٱللَّهُ ٱلْمُنَٰفِقِينَ وَٱلْمُنَٰفِقَٰتِ وَٱلْمُشْرِكِينَ وَٱلْمُشْرِكَٰتِ وَيَتُوبَ ‏ٱللَّهُ عَلَى ٱلْمُؤْمِنِينَ وَٱلْمُؤْمِنَٰتِ وَكَانَ ٱللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный» (33:73). 

Вывели Ахмад, Байхакый и Ибн Абу Хатим от Абдуллаха ибн Масуда (р.а.), который сказал: «Намаз – это аманат, вуду – это аманат, весы – это аманат, вес – это аманат». Есть ещё много вещей, которые подходят под этот пример, когда аманат вбирает в себя и охватывает множество из того, что часто упоминается. После этого Ибн Масуд (р.а.) говорит: «Но самое тяжёлое из этого – это вещи, отданные на хранение». Абу ад-Дарда говорил: «Гусль – это аманат от осквернения». Аманат, по своему полному и объемлющему понятию, является шариатской обязанностью и включает в себя права Аллаха и права Его рабов. Тот, кто выполнил полностью свой аманат, тот наполнил свою религию, а тот, кто потерял качество человека, соблюдающего аманат, тот уклонился от всей своей религии. Вывел ат-Табарани хадис от Ибн Умара (р.а.), который сказал: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

لا إِيمَانَ لِمَنْ لا أمَانَةَ لَهُ

«Нет веры у того, для которого нет аманата (кто его не соблюдает)»».

Приводят имам Ахмад, имам Баззар, имам ат-Табарани хадис от Анаса (р.а.), который сказал: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

لا إِيمَانَ لِمَنْ ‏لا أمَانَةَ لَهُ، وَلا دِينَ لِمَنْ لا عَهْدَ لَهُ

«Нет веры у того, для кого нет аманата, и нет религии у того, для которого нет договора»».

Вот поэтому аманат был качеством посланников Аллаха и приближённых к Нему людей. Сказал Аллах Всевышний про Нуха, про Салиха, про Худа, мир им всем:

إِنِّي لَكُمْ رَسُولٌ أَمِينٌ. فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُونِ

«Я являюсь посланником к вам, достойным доверия. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне» (26:107, 108).

Джибриль (а.с.) являлся верным в том, что ниспосылал откровения от Аллаха к пророкам. Наш Пророк Мухаммад (с.а.с.) был верным в донесении откровения от Аллаха людям на земле. И даже его собственный народ нарёк его «Амин», т.е. «верный»!

Каждый раз, когда аманат сдерживается всё меньше, в народе падает иман (вера). Вывел Муслим хадис от Хузайфы, подобный приведённому выше, в котором говорится: «Аманат был ниспослан в корень сердец людей, затем снизошёл Коран, и они узнали Коран и узнали Сунну. Посему изучайте его и обучайте ему, изучайте Сунну и обучайте ей». А потом он поведал нам о том, как будет исчезать аманат, и сказал:

يَنَامُ الرَّجُلُ النَّوْمَةَ فَتُقْبَضُ الأَمَانَةُ مِنْ قَلْبِهِ فَيَظَلُّ أَثَرُهَا مِثْلَ الْوَكْتِ, ‏وَالوَكْتُ: الأثَرُ فِي الشَّيءِ كَالنُّقْطَةِ مِنْ غَيرِ لَونِهِ. ثُمَّ يَنَامُ النَّوْمَةَ فَتُقْبَضُ الأَمَانَةُ مِنْ قَلْبِهِ, فَيَظَلُّ أَثَرُهَا مِثْلَ ‏الْمَجْلِ كَجَمْرٍ دَحْرَجْتَهُ عَلَى رِجْلِكَ, وَالْمَجْلُ: تَقَرُّحُ الجِلْدِ وَتَكَوُّنُ مَاءٍ بَينَ الجِلْدِ وَاللَّحْمِ وَظُهُورُ مَا يُشبِهُ ‏البُثُورَ. فَنَفِطَ فَتَرَاهُ مُنْتَبِرًا وَلَيْسَ فِيهِ شَيْءٌ

«Человек заснёт, и доверенность (аманат) уже забирается из его сердца, а след от неё остаётся, как точечка. Затем он спит дальше, и доверенность забирается из его сердца, а её след остаётся подобным пузырю от ожога, как уголёк – ты прокатишь его по своей ноге, и она краснеет, а ты смотришь, пузырь (от ожога) вздувается, а в нём ничего и нет». Затем он (с.а.с.) взял камешек и скатил его по своей ноге. «Люди торгуют между собой, и ни один не отличается верностью. И доходит до того, что они говорят: «Поистине, в таком-то племени есть мужчина, заслуживающий доверия». Доходит до того, что говорят: «Какой он стойкий! Какой он умелый! Какой он умный!». Его видят возвышенным, хотя в его сердце нет веры даже с горчичное зерно».

Что же касается слов «Затем он (с.а.с.) взял камешек и скатил его по своей ноге. «Люди торгуют между собой, и ни один не отличается верностью. И доходит до того, что они говорят: «Поистине, в таком-то племени есть мужчина, заслуживающий доверия». Доходит до того, что говорят: «Какой он стойкий! Какой он умелый! Какой он умный!». Его видят возвышенным, хотя в его сердце нет веры даже с горчичное зерно»», то из этого понимается, что если человек сознательно нарушает аманат своей халатностью в своих религиозных обязанностях, а также отличается предательством в отношении прав людей, то он будет наказан тем, что из его сердца выйдет аманат. Аллах не выводит аманат из сердец своих рабов без причины, без того, чтобы Его раб игнорировал свои религиозные обязанности и права людей, как сказал Всевышний:

فَلَمَّا زَاغُواْ أَزَاغَ ٱللَّهُ قُلُوبَهُمْ وَٱللَّهُ لاَ يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلْفَٰسِقِينَ

«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведёт прямым путём людей нечестивых» (61:5).

Последний хадис указывает на то, что аманат – это иман, что это – религия и её обязанности, а потому таухид (единобожие) – это аманат, намаз – это аманат, закят – это аманат, пост – это аманат, хадж – это аманат, поддержание родственных связей – это аманат, приказ одобряемого и запрет порицаемого – это аманат, человеческое тело – это аманат, а также аманат – каждый член этого тела: глаз – это аманат, поэтому нельзя смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть; рука – аманат; половые органы – это аманат; живот – это аманат, поэтому нельзя есть то, что является запретным. Всё, что дал тебе Аллах – это аманат: имущество – это аманат, поэтому нельзя его тратить на грехи; жизнь – это аманат; разум – это аманат; твои дети являются аманатом, поэтому улучши их воспитание; твоя жена – это аманат, а поэтому не нарушай её прав; правление является аманатом, опека является аманатом; права людей, как моральные, так и материальные, являются аманатом, а поэтому не ущемляй их ни в чём.

Один из самых важных аманатов – это соблюдение прав другого человека, которые обязал нас соблюдать Аллах. Это – дела, которыми достигаются интересы мусульман, которые возложены на них. Всё это достигается тогда, когда человек отчитывает свою душу и работает для будущей жизни. А тот, кто допустил упущения в своих обязанностях и в соблюдении прав другого человека, не приносил пользы людям, брал взятки, присваивал себе имущество мусульман – тот обманул себя и поступил к себе несправедливо. В «Сахихе» Муслима приводятся слова Посланника Аллаха (с.а.с.), который сказал:

ذَا جَمَعَ اللهُ الْأَوَّلِينَ وَالْآخِرِينَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، يُرْفَعُ لِكُلِّ غَادِرٍ لِوَاءٌ، فَقِيلَ: هَذِهِ غَدْرَةُ فُلَانِ ‏بْنِ فُلَانٍ

«Когда Аллах соберёт первых и последних людей в Судный День, то к каждому вероломному изменнику будет приставлено знамя и будет сказано: «Это такой-то, сын такого-то»».

К числу важнейших аманатов относится соблюдение прав, которые вверили тебе люди. Приводят Ахмад и Байхакый от Ибн Масуда (р.а.), который сказал: «Сражение на пути Аллаха смывает все грехи, кроме аманата. Аманат следует за своим хозяином, даже если тот был убит на пути Аллаха, и говорит ему: «Заплати свой аманат», и тот скажет: «О мой Господь! Ушёл первый мир (т.е. земная жизнь), так откуда я заплачу за него?». И скажет Аллах: «Возьмите его и бросьте в бездну». Когда будет вынесен приговор о том, что его бросят в бездну, ему представится его аманат, как в тот день, когда он был ему дан. Он понесёт его на своей шее в огонь так, что даже когда он подумает, что вышел из огня, аманат потянет его, и он полетит (вниз) за ним навеки».

Аллах пообещал за выполнение аманата и за стойкость в соблюдении прав других людей великую награду. Сказал Всевышний:

وَٱلَّذِينَ هُمْ لأَمَٰنَٰتِهِمْ ‏وَعَهْدِهِمْ رٰعُونَ * وَٱلَّذِينَ هُمْ عَلَىٰ صَلَوٰتِهِمْ يُحَٰفِظُونَ * أُوْلَئِكَ هُمُ ٱلْوٰرِثُونَ * ٱلَّذِينَ يَرِثُونَ ٱلْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا ‏خَٰلِدُونَ

«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (23:8–11).

Вывел ат-Табарани в «Аусате» от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اكْفُلُوا لِي بِسِتِّ خِصَالٍ، وَأَكْفُلُ لَكُمُ بِالْجَنَّةِ

«Кто ручается мне за шесть вещей, тому я ручаюсь за рай».

Я спросил его: «Что это, о Посланник Аллаха?». Он (с.а.с.) сказал:

الصَّلَاةُ، وَالزَّكَاةُ، وَالْأَمَانَةُ، وَالْفَرْجُ، وَالْبَطْنُ، وَاللِّسَانُ

«Намаз, закят, аманат, половые органы, живот и язык».

Потеря аманата и расточительное поведение касательно обязанностей в религии – всё это влечёт за собой нарушение спокойствия и воровство среди людей, ссорит их, подвергает частную и общественную жизнь людей опасностям и потерям, извращает их понятия и ценности, что приводит впоследствии к уничтожению самого их существования. Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.), когда его спросили о том, когда будет Час (Судный день):

إِذَا ضُيِّعَتِ ‏الأمَانَةُ فَانتَظِرِ السَّاعَةَ

«Если будет нарушен аманат, то ожидайте Часа».

Так бойтесь же Аллаха, о люди, оберегайте свой аманат и свои обязанности! И остерегайтесь того, что запретил Аллах… Сказал Всевышний:

وَٱلَّذِينَ هُمْ لأَمَٰنَٰتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رٰعُونَ * وَالَّذِينَ هُمْ بِشَهَٰدٰتِهِم قَائِمُونَ * وَالَّذِينَ هُمْ عَلَىٰ صَلاَتِهِمْ ‏يُحَافِظُونَ * أُوْلَئِكَ فِى جَنَّٰتٍ مُّكْرَمُونَ

«…которые сохраняют доверенное им и соблюдают договоры, которые стойки в своих свидетельствах и которые оберегают свой намаз. Им будет оказано почтение в Райских садах» (70:32–35).

Также сказал Всевышний:

إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤدُّواْ ٱلأَمَٰنَٰتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا ‏حَكَمْتُمْ بَيْنَ ٱلنَّاسِ أَن تَحْكُمُواْ بِٱلْعَدْلِ إِنَّ ٱللَّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُمْ بِهِ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ سَمِيعاً بَصِيراً

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (4:58).

Эти благородные аяты описывают нам смыслы аманата.

Дорогие слушатели! Мы благодарим вас за внимание и обещаем вам встретиться снова, иншаАллах, в новой серии нашей программы. Мы оставляем вас на попечение Аллаха. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

 

Специально для радио центрального Информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Устаз Мухаммад Ахмад Надий – Вилаят Иордания
23 Мухаррама 1436 г.х.
16.11.2014 г.