Появление фитн (смут)

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приводится от Бухари: «Нам рассказал Аййяш ибн аль-Валид: «Нам сообщил Абдуль-Аъля: «Нам рассказал Маъмар от аз-Зухри, а он — от Саида, а он — от Абу Хурайры, а он — от Пророка ﷺ:

يَتَقَارَبُ الزَّمَانُ وَيَنْقُصُ الْعَمَلُ وَيُلْقَى الشُّحُّ وَتَظْهَرُ الْفِتَنُ وَيَكْثُرُ الْهَرْجُ

«Ускорится время, будет мало деяний, будет брошена в сердца людей скупость, появятся фитны и участятся случаи аль-харджа».

Его спросили: «О Посланник Аллаха, что это?».

На что он ﷺ ответил:

اَلْقَتْلُ الْقَتْلُ

«Убийство, убийство».

Комментарий:

Сказал Ибн Батталь: «В этом хадисе нет ничего такого, что нужно растолковывать; единственное, что можно пояснить, так это ускорение времени. Аллах лучше знает, но, вероятно, речь идёт о быстром изменении положения мусульман в соблюдении ими религии. Дойдёт до того, что не окажется среди них тех, кто будет приказывать одобряемое и запрещать порицаемое из-за распространённости греховности и грешников. Приводится в хадисе:

لَا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا تَفَاضَلُوا فَإِذَا تَسَاوَوْا هَلَكُوا

«Люди будут жить в благополучии, пока будут соревноваться в достоинствах. А когда эта грань сотрётся, то они погибнут».

Народ будет жить в благополучии, пока среди них есть достойные люди, праведные и обладатели богобоязненности. К ним будут обращаться во время трудностей, будут исцеляться их взглядами, будут получать благословение от их дуа (мольб). Сказал имам ат-Тахави: «Возможно, смысл заключается в том, что люди оставят поиск знаний и будут довольствоваться невежеством. Ведь люди не равны в знаниях, т.к. степень знаний различна. Сказал Аллах:

وَفَوۡقَ كُلِّ ذِي عِلۡمٍ عَلِيمٞ

«и выше любого обладающего знанием есть более знающий» (12:76).

Однако в невежестве люди равны. Он ﷺ словно знал, что невежество будет преобладать из-за исчезновения знаний, а последние исчезнут из-за исчезновения учёных».

Ибн Батталь сказал: «Все те признаки, что содержатся в этом хадисе, мы видели собственными глазами. Ведь было уменьшение знаний, проявление невежества, в сердцах людей появилась скупость, распространились фитны, увеличились убийства». Ибн Хаджр прокомментировал: «Видимо, что-то, свидетелем чего он был, было в большом количестве, и столько же — из противоположного. Но в хадисе речь идёт о положении, когда перечисленные признаки станут господствующими, а противоположное будет редким исключением. В хадисе есть намёк на это в словах «знания утрачены», которые говорят, что останется абсолютное невежество, но это не мешает существованию небольшой группы людей, обладающих знаниями. Они будут в малом количестве, затерявшимися среди невежд».

Положения людей стали схожими, греховное стало обычным делом среди людей, дошло до того, что когда человек желает оправдаться, то говорит: «Так все делают!». Другими словами, это стало общей потребность. Клянусь Аллахом, источник несчастий — это считать обыденным делом совершение греха!

Что касается уменьшения знаний, появления фитн, увеличения убийств, то это является естественным результатом, когда нарушаются законы Всевышнего, когда довольствуются греховным, ведь Аллах сказал:

وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ

«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

Комментируя этот аят, Ибн Касир сказал следующее: «А кто отвернётся от Моего Напоминания», т.е. кто нарушит Мой приказ и того, что Я ниспослал Своему Посланнику, кто отвернулся от этого, постарался забыть и взял себе другое руководство. «Того ожидает тяжкая жизнь», т.е. в этом мире не будет ему покоя, не будет его грудь свободна, а будет в ней теснота из-за заблуждения, даже если внешне он будет благоденствовать. Пусть он одевает что хочет, ест что пожелает и живёт где захочет — его сердце не найдёт убеждённости и прямого пути. Он будет пребывать в постоянном беспокойстве, растерянности и сомнении, и сомнения не покинут его. Это и есть тесная жизнь».

Уважаемые слушатели, каждый мусульманин обязан обращаться за решением к приказам Аллаха и удерживать себя от совершения грехов. А если он не будет этого делать сам, то его будут сдерживать извне посредством законов Шариата. Сегодня мы живём в то время, когда над нами главенствуют неисламские законы, а Ислам стал чуждым для его последователей. Если мы не будем благочестивыми и не будем сами удерживать себя от грехов на основе веры, тогда никто нас не удержит от этого. Вот здесь мы и подводим вас к тому, насколько важно установление государства Халифат. Ведь с его наличием будут претворяться система наказаний и другие законы Шариата, которые будут удерживать от грехов тех, кто не сдерживает себя!

О Аллах, ускорь появление Халифата, который позволит нам удержаться от грехов и зла наших душ!

 

7 Джумада аль-ахира 1440 г.х.
12.02.2019 г.