Обязательность отчёта правителей и запрет выступать против него с оружием в руках за исключением нескольких положений

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Четырнадцатый хадис

«Нам рассказал Хаддаб ибн Халид аль-Азди… от Уммы Саляма, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ قَالُوا أَفَلا نُقَاتِلُهُمْ قَالَ لا مَا صَلَّوْا

«В скором будущем будут такие правители, [деяния] которых вы будите одобрять и ненавидеть. Кто из вас будет признавать [их деяния порочными], тот будет чист. Кто из вас будет ненавидеть [их порочные деяния], тот сохранит себя. Однако это не коснётся тех, кто согласился [с их порочными деяниями] и последует за ними». Люди спросили: «В таком случае, разве нам не нужно начать сражение против них?», — на что он ﷺ сказал: «Нет, до тех пор, пока они совершают намаз». [1]

Следовательно, кто знает о порочных деяниях, тот должен изменить их. Кто же не способен на это, тот должен отрицать такие деяния сердцем, только тогда человек сможет избежать греха и наказания за своё молчание о греховном. Мусульмане как граждане государства обязаны отчитывать правителя, чтобы изменить положение. Если же они будут довольны греховными делами правителя и последуют за ним, то они будут грешниками перед Аллахом.

Что касается сражения против правителя, выхода против него с оружием в руках, то это запрещено, пока он совершает намаз. Имеется в виду, пока он правит вами Исламом, пока он не исказил что-либо в основах Ислама, как об этом пишет имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахих» Муслима.

Что необходимо почерпнуть из всего сказанного:

Касательно понимания слов Пророка ﷺ:

مَا صَلَّوْا

«пока они совершают намаз»,

لَا مَا أَقَامُوا فِيكُمُ الصَّلَاةَ

«Нет, до тех пор, пока они будут совершать среди вас намаз» [2], — можем обратиться к книге «Госаппараты Халифата», где говорится следующее: «В первые века вилаят (правление) подразделялся на две категории: вилаят намаза и вилаят хараджа. Поэтому в книгах по истории касательно выражения «вилаят амиров» (правление амиров) можно встретить использование двух выражений:

1) правление намазом (имарату аляс-салят);

2) правление намазом и хараджем (имарату аляс-салят валь-харадж).

Отсюда становится понятным, что амир может быть «амиром намаза и хараджа», или только «амиром намаза», или только «амиром хараджа». Следует понимать, что значение слова «намаз» с его добавлением к слову «вилаят» или «имарат» не означает, что вали или амир является только имамом для людей в намазе, оно означает управление людьми во всех делах, кроме финансовых. В сфере деятельности валиев слово «намаз» означало правление во всём, исключая сбор финансов. Если валий совмещал намаз и харадж, то его вилаят (правление) был общим. Если же его вилаят ограничивался намазом или хараджем, то считался частным. Положение частного валия определяется халифом. Он может назначить его только валием хараджа; или ограничить его вилаят только судопроизводством; или назначить его валием, который управляет всеми делами, кроме дел, касающихся финансов, судопроизводства и армии. Халиф вправе поступать так, как считает необходимым для пользы государства или вилаята». [3]

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. «Сахих» Муслима.

2. «Сахих» Муслима.

3. В данной книге имеется большое количество доказательств и примеров из Сунны Посланника Аллаха ﷺ.