Признаки веры, достигнутой с помощью озаряющей мысли

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Признак пятый: истинный путь и заблуждение

О, мусульмане! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху! О, верующие!

Всевышний Аллах сказал:

مَنِ اهْتَدَى فَإِنَّمَا يَهْتَدِي لِنَفْسِهِ وَمَنْ ضَلَّ فَإِنَّمَا يَضِلُّ عَلَيْهَا وَلا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولا

Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника. (17:15)

Всевышний Аллах создал человека лучшим образом, Он отличил и возвеличил человека над многими созданиями, наделил человека разумом, которым он размышляет и, анализируя, отличает истину и благо от лжи и зла, хорошее от плохого, выгодное от вредного и истинный путь – от заблуждения. Всевышний Аллах сотворил в человеке склонность к истинному пути и к заблуждению. И Он, Всемогущий, вознаграждает человека, который выбрал истинный путь вечным блаженством в Раю, потому что человек предпочел истинный путь заблуждению, и Он, Всемогущий, наказывает того, кто выбрал заблуждение, мучительным огнем, потому что человек предпочел заблуждение истинному руководству.

А поэтому, если человек выберет для себя истинный путь и руководство, он спасет себя от мучений огня, а если он выберет заблуждение, то он будет подвержен этому огню, и это значение следующих слов в аяте: «Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе…»(17:15).

Так какой же смысл имеет слово прямой путь (худа)? И какой смысл заблуждения на арабском языке? Имеют ли эти два слова значение в терминологии шариата?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы говорим: «худа» в арабском языке означает благоразумие, сознательность, правильность и т.п. Мы говорим: Халид наставил на прямой путь Амира, то есть – указал ему благое дело, которым доволен Всевышний Аллах, или указал ему на действие, которое выгодно и полезно ему в этом мире или в будущей жизни, или обоих мирах.

Заблуждение (даляль) является противоположностью правильного и истинного пути (худа).

Правильный путь в терминологии шариата означает обращение, нахождение и понимание Ислама.

Заблуждение в терминологии шариата – это отклонение, отказ и отдаление от Ислама.

Вознаграждением и благом оборачивается правильное деяние для того, кто совершил его, и также злом и наказанием оборачивается плохой поступок для того, кто совершил зло и нечестие. Всевышний Аллах говорит:

مَنْ عَمِلَ صَالِحًا فَلِنَفْسِهِ وَمَنْ أَسَاءَ فَعَلَيْهَا وَمَا رَبُّكَ بِظَلامٍ لِلْعَبِيدِ

Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами (41:46).

Тот, кто желает правильного и истинного пути, того Аллах наставляет на него и помогает ему найти его, подобно тому, как Он наставил Своего Пророка Мухаммеда ﷺ, когда он искал истину и размышлял в пещере аль-Хира. Он говорит:

وَإِنِ اهْتَدَيْتُ فَبِمَا يُوحِي إِلَيَّ رَبِّي إِنَّهُ سَمِيعٌ قَرِيبٌ

«…Если же я следую прямым путем, то только благодаря тому, что внушил мне мой Господь…»(34:50).

А того, кто ищет и желает заблуждение, Аллах не наставляет на прямой путь, как Он сделал это со Своими врагами, Фараоном и Абу Ляхабом.

О, верующие!

Всевышний Аллах пожелал вознаградить вас дважды потому, что вы избрали правильный и истинный путь: первый раз, когда облегчил вам изучение истинной религии; Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кому Аллах желает добро, тому Аллах дарует понятие в религии». И второй раз, когда наставил вас на истинный путь и вывел вас к вере. Он говорит:

وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي هَدَانَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلا أَنْ هَدَانَا اللَّهُ

«…Они скажут: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас…» (07:43).

И знайте, что тот, кто подчиняется Аллаху, тот на истинном пути, а тот, кто повиновался дьяволу, тот находится в глубоком заблуждении. Знайте также, что послушание Пророку, мир ему и благословение Аллаха, является послушанием Аллаху. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Все представители моей общины зайдут в Рай, кроме тех, кто отказался». Тогда сподвижники спросили: «А кто откажется?» И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто подчинился мне, тот зашел в Рай, а кто ослушался меня, тот отказался» (Бухари).

Если же человек выбирает заблуждение, Всемогущий Аллах не наставляет его на правильный путь. Если же человек выбирает истинное руководство, то это говорит о том, что Аллах облегчил ему и наставил его на этот путь, предоставил ему причины и возможности нахождения истины, Всевышний Аллах говорит:

الَّذِي خَلَقَنِي فَهُوَ يَهْدِينِ

Который сотворил меня и ведет прямым путем (26:78),

Также Всевышний сказал:

 والله يقول الحق وهو يهدي السبيل

…Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь (33:04).

И поэтому мусульманин должен всегда восхвалять Аллаха Всемогущего за то, что Он одарил его исламом. Мусульманину нужно говорить: Хвала Аллаху, Господу миров за то, что Он облагодетельствовал нас Исламом! И как же прекрасно это благо! Хвала Аллаху, который наставил нас на это, и не были бы мы наставлены, если бы Аллах не наставил нас! Следовательно, тот, кто повинуется Аллаху, будет богобоязненным и будет избегать ослушания Ему, будет глубоко привержен единобожию, тому Всевышний Аллах облегчит вхождение в Рай, и доказательством этим словам служат слова Аллаха:

فَأَمَّا مَنْ أَعْطَى وَاتَّقَى ٥ وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى ٦ فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى 

Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему (92:5–7).

Того же, кто откажется от послушания Аллаху и будет пренебрегать Раем, обменивая его на мирские страсти, и будет считать ложью единобожие, тому Всевышний Аллах облегчит дорогу в огонь, что подтверждается следующими словами Аллаха:

 وأما من بخل واستغنى * وكذب بالحسنى * فسنيسر‌ه للعسر‌ى

А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему (92:8–10).

Пусть Всевышний Аллах сделает нас из обитателей Рая и сохранит нас от огня. Аминь, о, Господь миров!

Здесь мы остановимся, до следующих встреч по воле Аллаха, мы оставляем вас с Аллахом, с лучшим покровителем, ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху. 

 

28 Рабиъ ус-сани 1435 г.х.
28.02.2014