Решение основной проблемы человека 27 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основные и второстепенные проблемы человека

Часть 27

Мы продолжаем разговор на тему «ограниченности человека». Приведём несколько примеров того, как человек, уповающий на Аллаха, достигает того, что не под силу другим.

Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ построил мощное государство, которое уже через десять лет стало конкурировать с двумя великими империями — персидской и римской. Он ﷺ вступил в схватку с одной из этих двух империй, призывая её войти в Ислам и присоединиться к Халифату, который ранее овладел всем Аравийским полуостровом. При этом Посланник Аллаха ﷺ был обычным человеком, идею которого приняли сподвижники, должным образом уповающие на Аллаха.

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, которые были учениками Посланника Аллаха ﷺ, продолжили вести борьбу с этими двумя империями. За рекордные пять лет они овладели большей частью их земель, а затем отправились завоёвывать другие города и страны, призывая местное население к Исламу, продолжая уповать при этом на Аллаха должным образом.

Эти великие дела свершались обычными людьми, которые так же, как и все, ощущают слабость, бессилие, ограниченность и нужду. Однако с верой в Аллаха и упованием на Него они, переступив возможности обычных людей, добились того, что на первый взгляд кажется невозможным; при этом они по-прежнему оставались обыкновенными людьми со всеми присущими человеку качествами. Всё это было достигнуто посредством соблюдения законов Аллаха.

До нас дошли истории сильных людей, которые без страха стояли перед королями, государствами и армиями. Сила одного из них превосходила силу тысячи других. Они довольствовались Аллахом и были самыми богатыми среди людей, несмотря на то, что не имели никакого имущества. Среди них были люди, не отличающиеся от других, однако впоследствии они стали предводителями. Несмотря на то, что они получили власть, они не преступали границ дозволенного. До нас дошли рассказы о тех, которые во времена невежества были рабами, однако через некоторое время они стали правителями. Это и есть вера в Аллаха и упование на Него, которыми человек покрывает свои недостатки.

Всевышний Аллах повелел Своему Посланнику ﷺ и верующим уповать на Него. Доказательством этому служат слова Аллаха:

وَعلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

«Пусть же на Аллаха уповают верующие» (3:160).

Также имеются доказательства из Сунны, например, хадис от Умара ибн Хаттаба, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَوْ أَنَّكُمْ تَتَوَكَّلُونَ عَلَى اللهِ حَقَّ تَوَكُّلِهِ لَرَزَقَكُمْ كَمَا يَرْزُقُ الطَّيْرَ ، تَغْدُو خِمَاصاً وَتَرُوحُ بِطَاناً

«Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными».

В действительности, только Всевышний Аллах достоин того, чтобы на Него уповали и доверяли Ему все свои дела, потому что Он — истинный Властелин каждой вещи. Он создал небеса и землю за шесть дней и установил порядок и гармонию. Всевышний Аллах вечен, не постигает Его ни сон, ни дремота, и не обременяет Его ничего на небесах и земле. Он знает обо всём и объемлет всё Своим знанием. Он знает то, что было, и то, что будет. У Него ключи к сокровенному, и знает о нём только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист с дерева падает только с Его ведома. Нет ни зёрнышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или высохшего, чего не было бы в ясном Писании.

Что касается индивидуальной ограниченности, то речь идёт о физическом недостатке любого человека, наблюдаемом в нём: хроническая болезнь или слабость организма, появившаяся в течение жизни. Например, разбалованный ребёнок, который, повзрослев, уже не нашёл того отношения к себе, что было в детстве. Или человек, который попал в аварию, в результате которой лишился некоторых своих физических возможностей. Конечно, в таких ситуациях человек особо будет чувствовать свою ограниченность помимо той, которая присуща каждому человеку. Как при ощущении индивидуальной неполноценности, так и при ощущении ограниченности человека как человека выход из положения один — вера в Аллаха, в къада и къадар, так как это происходит в сфере, доминирующей над человеком, и человек не в состоянии избежать этого. Верующий человек, который правильным образом решил свою основную проблему в жизни, должен проявлять терпение и довольствоваться предписанием Аллаха, и тогда всё постигшее его обернётся для него благом.

Когда человек наилучшим образом уповает на Аллаха, он освобождается от ограниченности и слабости, которую испытывает. Человек понимает, что если Аллах забрал у него что-то, то оставил ему многое другое. Пример тому — Урва ибн Зубайр (р.а.), который лишился своей ноги и потерял ребёнка. Тогда он произнёс следующие слова: «О Аллах, ты даровал мне семерых сыновей, но забрал одного, и у меня осталось шесть. О Аллах, ты даровал мне четыре части тела, но забрал одну, и у меня осталось три. Если Ты испытываешь, то прощаешь. Если ты лишил малого, то оставил многое».

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
26 Джумада аль-уля 1438 г.х.
23.02.2017 г.