19
Пт, апр

Утоление жажды чистой водой исламской экономической системы 5 ч.

Обзор книг
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

(Объяснение книги «Экономическая система в Исламе»)

Хвала Аллаху, который предписал людям законы праведности и предостерёг их от путей порочности. Мир и благословение лучшему из праведных людей, который был отправлен всему человечества как милость и который усердствовал на пути Аллаха, ведя подлинный джихад, а также его семье и благородным сподвижникам, которые воплотили в жизнь систему Ислама в правлении, экономике и в социальной сфере. Мы просим Всевышнего Аллаха приобщить нас к ним и воскресить вместе с ними в день Воскрешения, когда все люди предстанут перед Господом миров.

Уважаемые мусульмане!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы продолжаем серию встреч по изучению и объяснении книги «Экономическая система в Исламе». На нашей пятой встрече мы рассмотрим вместе с вами содержание предисловия этой уникальной книги, которую написал выдающий учёный Такыюддин Набхани. Да поможет нам в этом Аллах.

В предисловии книги говорится: «При рассмотрении экономической системы в капиталистической идеологии мы находим, что экономика в их понимании – это то, что изучает потребности человека и средства их удовлетворения только лишь с материальной стороны человеческой жизни. И она строится на трёх основах:

1) Дефицитность товаров и услуг относительно потребности, то есть недостаточность товаров и услуг для удовлетворения многочисленных и возобновляющихся потребностей человека. Это и есть экономическая проблема, которая стоит перед их обществом.

2) Ценность произведённых товаров. Это и есть основа экономических исследований и то, что больше всего изучают.

3) Цена и её роль, которую она играет в производстве, употреблении и распределении. Это и есть краеугольный камень в экономической системе капитализма.

123 RU

Проблема дефицита товаров и услуг исходит из того, что товары и услуги являются элементами, которые удовлетворяют потребности людей, поскольку капиталисты утверждают, что человек имеет потребности, для удовлетворения которых необходимы средства. Эти потребности являются чисто материальными и никакими другими. Они либо ощутимы и осязаемы, как потребность человека в пище и одежде, либо ощутимы, но не осязаемы, как нужда человека в услугах врача и учителя. Что же касается духовности, такой как славы, и духовных нужд, таких как освящение, то они не признают их с экономической точки зрения и не принимают во внимание в своих экономических исследованиях.

Что касается средств удовлетворения, то капиталисты называют их товарами и услугами. Товары – это средства удовлетворения ощутимых и осязаемых потребностей, услуги – это средства удовлетворения ощутимых, но неосязаемых потребностей. А то, что удовлетворяет в товарах и услугах, по их мнению, является пользой, имеющейся в этих вещах. Эта польза и есть особенность, при наличии которой вещь становится пригодной для удовлетворения потребности. С экономической точки зрения, потребность – это всё то, что желается, всё равно, является ли оно необходимым или нет, а также независимо от того, считают ли некоторые люди её полезной, а другие – вредной. Исходя из этого, вещь является полезной в экономике, пока кто-нибудь интересуется ей. Это – то, что заставляет капиталистов считать вещи полезными с экономической точки зрения, даже если общественное мнение посчитало их бесполезными и вредными. Например, в понимании капиталистических экономистов, алкоголь и наркотики являются полезными вещами в силу того, что некоторые люди желают их. И поэтому экономист оценивает средства удовлетворения, то есть товары и услуги, только лишь с точки зрения удовлетворения ими потребности, не учитывая что-либо другое, то есть он рассматривает потребности и пользу такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть. При рассмотрении пользы он учитывает только удовлетворение ею потребности, и ничего более. Так, он рассматривает алкоголь как экономическую ценность из-за его удовлетворения потребности индивидов, а производителя алкоголя – как выполняющего услугу, которая имеет экономическую ценность из-за её удовлетворения потребности индивидов.

Так выглядят потребности и средства их удовлетворения в капиталистическом понимании. А поэтому капиталистический экономист не интересуется положением, в котором должно находиться общество. Он смотрит на экономику только с точки зрения того, что она удовлетворяет потребности. И поэтому задачей такого экономиста является предоставление товаров и услуг, то есть предоставление средств, которые удовлетворяют потребности людей, невзирая на какую-либо другую сторону. На основании этого экономист исследует предоставление средств, удовлетворяющих потребности людей. Товары и услуги, то есть, согласно их пониманию, средства удовлетворения, ограничены и недостаточны для удовлетворения потребности людей, потому что, согласно их мнению, эти потребности не имеют ограничений. Существуют основные потребности, которые необходимо удовлетворить каждому человеку. А также существуют некоторые потребности, которые увеличиваются каждый раз, как человек поднимается на более высокую ступень цивилизации, и они все нуждаются в полном удовлетворении. А это невозможно, насколько бы ни увеличивалось количество товаров и услуг.

Отсюда возникла основа экономической проблемы – «увеличение потребностей и дефицит средств удовлетворения», то есть недостаточность товаров и услуг для полного удовлетворения всех потребностей людей. Тогда общество сталкивается с экономической проблемой «дефицита товаров и услуг». Эта недостаточность неизбежно приведёт к такому результату, что некоторые потребности будут удовлетворены только частичным образом, или вообще будут лишены удовлетворения».

Прежде, чем закончить нашу встречу, напомним вам о трёх основах, на которых зиждется капиталистическая экономическая система:

1 – Дефицитность товаров и услуг относительно потребности. Далее будет пояснение неправильности данного принципа.

2 – Ценность произведённых товаров. Это и есть основа экономических исследований у капиталистов.

3 – Цена и её роль, которую она играет в производстве, употреблении и распределении.

Уважаемые мусульмане!

Ограничимся этим объёмом информации на этой встрече. До следующих встреч, иншаАллах. Да хранит вас Аллах от всех невзгод и недугов. Просим Всевышнего одарить нас славой благодаря Исламу и вознести Ислам посредством нас. Просим Его удостоить нас Своей помощью и обрадовать всех верующих установлением праведного Халифата в самое скорое время. Просим Его сделать нас борцами, свидетелями и мучениками (шахидами) этого Праведного Государства. Воистину, Он – Покровитель и Всемогущ. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Устаз Мухаммад Ахмад ан-Надий

Главное меню