Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Формирование судов. Госаппараты Халифата, 16 урок

Видео удалено YouTube, мы постараемся его восстановить. Ниже представлен текст из видео.

Под сенью книги «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)»: Формирование судов. 16 урок. Рамадан, 1435 год по хиджре.

 Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Дорогие братья и те, кто следит за выпусками медиа-офиса Хизб ут-Тахрир, я приветствую вас, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Мы продолжим вместе с вами рассматривать последнюю тему в аппарате судопроизводства по книге «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)» с устазом Мухсином аль-Азаматом.

Осталось два нерассмотренных вопроса: вопрос, связанный с формированием судов, и вопрос взаимоотношения (Муамалат) – судебные вопросы, которые были приняты до установления государства Халифат. Что имеется в виду под выражением «формирование судов», и каким образом это происходит?

Мухсин: Этот аппарат, как мы уже сказали, полностью описан Исламом и рассмотрен со всеми его подробностями. Мы приложили максимум усилий, чтобы охватить и разъяснить все стороны и подробности къада.

Мы сказали, что суды в странах, в вилаятах, могут быть различные. Дозволяется наличие различных судебных инстанций в соответствии с рассматриваемыми вопросами подобно тому, как это происходило в эпоху Пророка (с.а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с) сказал Амру ибн аль-Асу: «Будешь кадием по одному определённому вопросу», – и тогда Амр ибн аль-Ас ответил: «О Посланник Аллаха (с.а.с), а что мне за это (будет)?». Пророк (с.а.с.) на это ответил: «Если ты рассудишь правильно, то тебе – десять вознаграждений, если ошибёшься – то одно».

Следовательно, Амр ибн аль-Ас был уполномочен кадием по одному определённому вопросу. Также были те, кого Посланник Аллаха (с.а.с) назначал судьёй во всех вопросах, делах и вилаятах.

А также он (с.а.с.) уполномочивал других для решения всех вопросов в одном из вилаятов, как это было в случае с Али и Муазом (р.а.), которых Пророк (с.а.с.) назначил кадиями в Йемене.

Следовательно, в одном вилаяте является дозволенным наличие различных судебных инстанций, другими словами, могут быть суды или судьи, рассматриваемые имущественные вопросы которых не превышают суммы в две тысячи динаров, это просто как пример, однако с условием, что суд должен состоять только из одного кадия, так как мы говорим, что кади – это тот, кто оглашает шариатское решение (и, естественно, это – закон Всевышнего Аллаха), подлежащее обязательному исполнению.

А закон Всевышнего Аллаха по отношению к людям и к индивиду – один, и он не может быть многочисленным и разнообразным, а поэтому нельзя, чтобы оглашение закона производилось несколькими судьями.

И поэтому суд должен состоять только из одного кадия, имеющего полномочия выносить решения, но разрешается, чтобы вместе с ним были ещё несколько кадиев, но они имеют право совещательного голоса и только.

Также дозволенным является наличие различных судебных инстанций в зависимости от разновидностей вопросов и интересов вилаята. Их количество определяется верховным судьёй.

Ведущий: Я извиняюсь, но здесь обязательно нужно задать вопрос. Вопрос множества и различия судей. Мы понимаем, что кади, обладающий полномочиями, когда хочет оповестить о законе Всевышнего Аллаха, то он должен быть один, и сколько бы ни было у него советников, полномочия остаются в руках одного кади. Вы это имели в виду, когда говорили о недозволенности множества кадиев?

Мухсин: Да. А что касается множества къада, то это относится к различным вопросам, то есть – различие судебных инстанций. Например, дозволяется, чтобы у нас был суд или кади, который рассматривает только финансовые вопросы, или суд, который рассматривает только преступления, суд, который рассматривает какую-то другую сферу, всё это определяется в соответствии с насущными нуждами.

Ведущий: Другими словами, это специализация. Дозволяется наличие различных специализированных судебных инстанции или судей.

Мухсин: Совершенно верно. Однако каждый суд должен состоять только из одного кадия, имеющего полномочия выносить решения в процессе судебного дела, несмотря на то, что вместе с ним могут быть ещё несколько кадиев, которые советуют ему или указывают на что-то.

Да, имеется ещё один важный вопрос, который необходимо подчеркнуть: в Исламе не существуют апелляционные и кассационные суды. С точки зрения окончательного решения вопроса суд является одной инстанцией. Если кади огласил решение, то это решение вступает в силу, и решение другого судьи не может отменить его, так как существует шариатское правило, которое гласит «иджтихад не отменяется подобным иджтихадом». Мы не можем так поступать, и не дозволено Шариатом отменять решения судьи, кроме как в четырёх положениях, которые установлены для нас Шариатом.

Ведущий: Какие это положения?

Мухсин: Первое: если кади вынес решение, которое противоречит Исламу. Если его решение противоречит Исламу, то оно сразу же отменяется судьёй мазалим, и это обязанность кади мазалим. Он сразу должен объявить, что такой-то кади вынес решение, противоречащее Шариату, Исламу, и это решение мгновенно отменяется.

Второе: если кади вынес решение, противоречащее тексту Корана и Сунны Посланника Аллаха (с.а.с), как это произошло с Усманом ибн Аффаном, да будет доволен им Аллах. Когда он был халифом, к нему привели женщину, родившую после срока в шесть месяцев. И её обвинили в прелюбодеянии.

И тогда Усман ибн Аффан приказал забить её камнями, посчитав, что не может женщина родить в течение шести месяцев. И её повели для претворения наказания. Тогда Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал ему: «Это противоречит тексту Корана, она не должна быть забита камнями, ибо Всевышний Аллах говорит:

وَحَمْلُهُ وَفِصَالُهُ ثَلاَثُونَ شَهْرًا

«И вынашивание его, и отнятие от груди – тридцать месяцев» (46:15)».

И наш господин Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, посчитал и сказал, что срок кормления – двадцать четыре месяца, а чтобы исполнились все тридцать месяцев, остаётся ещё шесть, таким образом, минимальный срок беременности по Исламу – шесть месяцев. Таким образом, он указал на неверность решения Усмана, да будет доволен ими Аллах, и Усман приказал отменить своё решение, однако, к большему сожалению, женщина уже была забита камнями.

Да помилует её Аллах, она умерла по несправедливому решению… И поэтому мы говорим, что решение отменяется, если оно противоречит тексту Корана, Сунны или Иджма ус-сахаба.

Третье положение, при котором отменяется решение кади: если решение не соответствует истинному положению дел, противоречит реальности (например, кади вынес человеку приговор, признав его умышленным убийцей, а затем обнаружилось, что это не так), то в этом и им подобных случаях решение кадия отменяется.

И подобное произошло в эпоху Пророка (с.а.с.), когда он (с.а.с.) приказал побить плетью человека, совершившего прелюбодеяние. После того, как его наказали, Пророку (с.а.с.) сообщили, что этот человек женат. Тут реальность проступка изменилась. Тогда Пророк (с.а.с.) отменил первый приговор и приказал забросать его камнями.

Таким образом, мы рассмотрели три положения, в которых отменяется решение кади, и мы сказали, что у нас не существуют апелляционные и кассационные суды. С точки зрения окончательного решения вопроса суд является одной инстанцией.

Ведущий: сколько таких положений, три или четыре?

Мухсин: Три.

Ведущий: Да благословит тебя Аллах. Мы рассмотрели вопрос формирования судов. Теперь следует другой вопрос: государство Халифат установится в таком положении (особенно относительно тех, кто уже находится в тюрьмах, или их дело ещё расследуется, а они ещё не осуждены), в котором либо по делу ещё идёт следствие, либо осуждённый уже отбывает тюремное заключение, либо осуждённый в тюрьме отбывает остаток наказания, либо будут люди, над которыми суд уже вынес решение, и они уже отбыли наказание…

Теперь, государство Халифат установилось, но как это государство поступит с этими осуждёнными и их приговорами?

Мухсин: Прежде всего необходимо отметить, что все договоры, соглашения и решения, которые претворены и закончены до построения Халифата, таковы, что Халифат признаёт их, не вмешивается в них и не возобновляет их.

То, что было исполнено до построения Халифата, остаётся, и тот, кто был осуждён несправедливо, – эта несправедливость учитывается у Всевышнего Аллаха, и он расквитается за неё в Судный день.

Не дозволяется Халифату поднимать и пересматривать эти решения, кроме как только в трёх вопросах или положениях, которые установлены Исламом. Эти три положения, установленные Исламом, при которых поднимается и пересматривается уже претворённое решение или договор, следующие:

Первое – положение, влияние которого продолжительно, например, человек взял в банке кредит под проценты до установления государства Халифат, а после установления Халифата государство пересматривает этот вопрос, чтобы устранить последствия, которые противоречат Шариату.

Государство пересматривает и решает этот вопрос так, как решил его Посланник Аллаха (с.а.с): «Поистине, всё ростовщичество джахилии аннулировано, вам – ваш капитал…».

Второе положение касается тех, кто причинял мучения мусульманам и боролся против Ислама. Эти вопросы не остаются и не забываются, и, воистину, мы, как сказал Посланник Аллаха (с.а.с), отчитаем их и отомстим им, даже если они схватятся за покрывало Каабы, даже если они прикроются могилой Посланника Аллаха (с.а.с) – всё равно те, кто вредил мусульманам и Исламу, не будут забыты, и их дела не останутся без суда.

Но необходимо подчеркнуть, что поднимать и пересматривать эти решения и договора имеет право лишь халиф, поэтому халиф может поднять эти вопросы и вынести решения или оправдать и простить, как это делал Посланник Аллаха (с.а.с): он сообщил о тех, кого будет наказывать, и простил шестерых…

Третье положение, которое поднимается и пересматривается после установления Халифата, – это вопрос относительно украденного имущества, которое всё ещё находится у грабителя. Этот вопрос поднимается, так как это – права человека, и Халифат забирает это имущество у грабителя и возвращает его хозяину.

Теперь рассмотрим эти положения (что касается тех договоров и решений, которые претворены, то с ними всё ясно). Есть те вопросы, которые, как говорится, зависли, например, человек, осуждённый на два года лишения свободы за взлом дверей, после построения Халифата решил подать иск на того, кто осудил его, так как он считает, что он с таким обвинением не заслуживал тюрьмы.

В таком положении государство может аннулировать оставшийся срок или может пересмотреть решение и претворить законы Шариата, связанные с интересами граждан.

Также тут существуют два аспекта, на которые необходимо обратить внимание – это решение проблем, связанных с правами человека и урегулированием взаимоотношений между людьми.

Ведь в основе къада существует для того, чтобы решать споры и проблемы между людьми. А поэтому существует много проблем и вопросов, которые будут решаться для урегулирования взаимоотношений между людьми. Будут предприниматься все попытки, чтобы люди прощали друг друга, а затем будут претворяться над ними законы Шариата, даст Аллах.

Ведущий: Да вознаградит тебя Аллах самым наилучшим. Эти встречи с Вами были прекрасны, и я прошу Аллаха о том, чтобы Он дал нам пользу от этих уроков. Мы благодарим вас за внимание. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!