Совместные учения России и Китая

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

1. 25 августа 2005 года завершились совместные российско-китайские военные учения, в которых принимали участие различные виды вооруженных сил (военные корабли, подводные лодки, самолеты, бомбардировщики, вертолеты).

Означает ли это серьезное сближение между Китаем и Россией? Каково воздействие этих учений на Евросоюз и Америку?

Российские и китайские вооруженные силы с 18 по 25 августа 2005 года поэтапно провели совместные военные учения. Они начались на Дальнем Востоке в российском городе Владивостоке, а затем перешли на китайскую территорию на полуострове Шаньдун. В учениях принимали участие различные силы численностью около десяти тысяч войск двух армий. Учения проходили на суше, в воздухе и на море в Желтом море вблизи провинции Шаньдун. Военные маневры включали обучение морской блокаде, операции по высадке десанта и эвакуации жителей, а также сражения против «общей угрозы». Эти учения были названы «миссией мира 2005».

Эти совместные учения двух армий в таком масштабе привлекли к себе внимание. Со времени Советского Союза, после соглашения Хрущева с Кеннеди в 1961 году, У России с Китаем были плохие отношения, которые продолжали, хоть и медленным темпом, оставаться такими у наследницы Советского Союза, России. Такие учения между Россией и Китаем представлялись невероятными до начала весны текущего года, когда российский начальник генштаба вооруженных сил Юрий Беловетский посетил Пекин, и в завершении его переговоров с китайским коллегой было сделано заявление о том, что Россия и Китай договорились провести наступающей осенью первые совместные военные маневры, как сообщила об этом «аль-джазира.нэт» 18 марта 2005 года.

Для понимания воздействия этих маневров вернемся немного назад, чтобы увидеть, что политика Америки в отношении Китая состоит в том, чтобы привести Китай к изоляции и установить препятствия, которые будут мешать расширению его международных отношений. В 1989 году, вслед за подавлением китайскими войсками студенческого движения в Пекине, Америка имела успех в установлении эмбарго на экспорт вооружения Китаю из Америки и Евросоюза.

Также Америка создавала Китаю проблемы при каждой его попытке установить международное торговое отношение. Таким образом, установилось международное господство Америки, и особенно в начале 90-х годов, когда развалился Советский Союз. Америка возвысилась на международном уровне, и Европа встала на ее сторону за исключением небольшой скрытой дезорганизации со стороны Англии. Тем самым политика Америки в плане международной изоляции Китая, в плане установления над ним экономической и военной блокады, продолжала быть успешной и в некоторой степени поддерживалась Европой.

Однако после событий 11 сентября, после высокомерного поведения Америки перед всем миром, после того как она пренебрегла мнением Европы в агрессии против Ирака, а также – и это главное – после того как в Афганистане и Ираке она оказалась в трясине, все это образовало благоприятный климат для Европы, чтобы беспокоить Америку и создавать для нее очень неприятные условия, как, например: 1) Европа начала искать оправдания для прекращения эмбарго на экспорт вооружения Китаю. 2) Россия начала объединяться в группы с Китаем и некоторыми среднеазиатскими странами, чтобы препятствовать там влиянию Америки. Результатом этого была шанхайская встреча. 3) Потом были проведены эти широкомасштабные военные маневры между Китаем и Россией.

1) Что касается попыток Евросоюза по снятию эмбарго на вооружение, то они начались с решения глав Евросоюза в декабре 2004 года, где говорилось: «Действия по снятию эмбарго на вооружение для Китая, до конца июня 2005 года». Эта тема была сильно активизирована с марта этого года и, особенно, в июне и на встрече лидеров стран Евросоюза до такой степени, что это явно взволновало Америку. Эту идею, т.е. снятие эмбарго, приняли Шредер и Ширак. В середине текущего года в своей речи перед германским парламентом Шредер заявил: «Я убежден в том, что эмбарго уже относится к действиям, без которых можно обойтись (т.е. стало излишним делом). Сегодня Китай уже не тот, что был в 1989 году». До этого в марте текущего года, во время своего последнего визита в Японию, на пресс-конференции с премьер-министром Японии Ширак сказал: «Нет опасения в возобновлении торговых сделок для поставки Китаю европейского оружия, поскольку речь не касается оружия массового уничтожения». После этого Ширак, согласно сообщению нового информационного агентства Китая, позвонил своему китайскому коллеге и сказал: «Необходимо прекратить старое эмбарго на продажу европейского вооружения, так как это будет способствовать активизации отношений между Китаем и Евросоюзом», как об этом сообщила «аль-Джазира» 2 апреля 2005 года.

Было очевидным, что эти заявления были сделаны для активизации международных отношений с Китаем и были ударом по устремлениям Америки в том, чтобы держать Китай в изоляции. Америка рассмотрела это как вызов, и министр иностранных дел Николас Бернс охарактеризовал снятие эмбарго в Вашингтоне словами: «Это прямой вызов интересам Соединенных Штатов». Госсекретарь Кондолиза Райс сочла это, как она сказала, «ошибочным показателем», как передала немецкая «Файнэншел таймс» в Интернете 16 апреля 2005 года.

2) Что касается образования Россией объединений в группы с Китаем перед лицом Америки и ее влияния в Средней Азии, то примером этого является шанхайская группа, в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В июне шанхайская шестерка заявила о том, что было рассмотрено как вызов Америке в Средней Азии. В ее заявлении говорилось о требовании в адрес Вашингтона определить срок вывода своих баз из Средней Азии. Вслед за этим президент Киргизии, Бакаев, после принятия на себя президентских полномочий, потребовал о скором выводе из его страны американской базы. Президент Узбекистана, Каримов, также потребовал от Америки освободить узбекскую базу и определил для этого срок в шесть месяцев.

Несмотря на то, что Америка попыталась образовать антигруппу из дружественных к ней стран в регионе (Украина, Грузия, Польша, Литва), тем не менее, шанхайская группа является более эффективной.

3) Впоследствии были проведены учения российско-китайских сил. И само лишь их проведение в таком масштабе без приглашения на них Вашингтона в качестве наблюдателя, как того требуют нормы мирных отношений между соперничающими государствами, явилось настоящим ударом по американскому курсу политики в отношении Китая, несмотря на то, что военачальники в двух странах пытались уверить в том, что эти маневры никому не несут угрозы. Кроме того, следует отметить об американском наблюдении за этими маневрами со стороны и высказываний Пентагона по их поводу. Вашингтон усилил свое наблюдение в регионе Тихого океана вблизи позиций российско-китайских учений. И в то же время Пентагон выразили особую обеспокоенность по поводу использования на этих учениях российских стратегических бомбардировщиков, авианосцев и проведения испытаний по запуску межконтинентальных ракет.

Поэтому заявление профессора международных отношений в китайском народном университете Джейна Кэнронджа, который сказал: «Главной целью этих учений являются Соединенные Штаты, потому что каждая из двух сторон желает улучшить свою позицию в том, что касается безопасности, политики и экономики», – содержит много правильности.

Из вышесказанного становится понятным, что эти учения были беспокойством для Америки и сильным ударом по ее политике в отношении Китая, так как эти учения означают привлечение Китая к участию в международном влиянии, а не оставление его изолированным от международной арены. Они также свидетельствуют о шатком положении Америки из-за тупика, в которой она попала в Ираке и Афганистане, поскольку в ином случае Россия и Китай не осмелились бы бросить ей вызов в такой форме, даже не пригласив ее в качестве наблюдателя.
Осталось два пункта, которые касаются данного вопроса:

1) Позиция Евросоюза. Его позиция в явной форме поощряет беспокойство Америки и в частности это исходит от Ширака и Шредера. Англия также не остается в стороне от этой борьбы. При каждом удобном случае она скрыто усиливает эту борьбу. Например, именно Англия побудила своих союзников в Австралии к улучшению своих отношений с Китаем и снятию эмбарго на поставки вооружения. Именно она поощрила заметное сближение Индии с Китаем при правлении ее агентов из партии «Индийский национальный конгресс».

2 июня 2005 года аль-Джазира сообщила следующее: «Министры иностранных дел Китая, Индии и России заверили на своей встрече во Владивостоке о том, что они желают сотрудничать для обеспечения безопасности в регионе». Кроме этого Европа сочла эти учения делами суверенных государств. Все это показывает, что Евросоюз – Франция, Германия и Англия – поощряет такие действия.

2) Серьезное сближение, о котором говорится в вопросе. Были сделаны заявления, которые внушают мысль о том, что сближение является серьезным, как, например, заявление начальника генштаба вооруженных сил Китая, который сказал: «Эти учения будут способствовать укреплению связей между Москвой и Пекином, как и приведут к определенному виду военного объединения между двумя армиями или двумя странами в противостоянии любой общей угрозе». Однако наиболее реально, что произошедшее является совпадением интересов. Китай хочет выйти из изоляции, т.е. иметь международное влияние, а Россия хочет обратить внимание на то, что она является силой и заставить Америку считаться с ней в международной политике и в частности в Средней Азии. Поэтому это сближение вызвано не стратегическими, а поэтапными условиями.

Что же касается заявления начальника генштаба или других военных лиц, то они не являются политическими заявлениями, и поэтому подобные заявления о единстве армии или двух стран серьезно не воспринимаются.

2. 18 августа в четверг вечером Полисарио (народный фронт освобождения в Западной Сахаре) освободил 404 марокканских пленных, которые достигли Агадир на берегу Атлантического океана. Произошло это быстро и в невиданно большом количестве. Что за новые условия образовали это?

Как известно Полисарио было образовано Америкой и поддержано ею как представитель сахарского народа после прекращения на территории Западной Сахары испанского колониализма и выхода Испании оттуда 26 февраля 1976 года. 21/11/1979 года своим решением ООН, под воздействием Америки, придало этому международную законность, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла «утверждение законного права народа Западной Сахары на самоопределение и признание Полисарио единственным законным представителем народа Западной Сахары».

Америка воспользовалась проблемой Западной Сахары для политической активности в Марокко и Алжире, где преобладает влияние Европы, после смерти Мухаммада V в Марокко и свержения Ибн Бейла, и использует эту проблему до сегодняшнего дня.

Несмотря на то, что Западная Сахара богата природными ресурсами и особенно нефтью, как об этом говорят некоторые доклады, и это вызывает большой интерес у соперничающих друг с другом стран: Европы и Америки, тем не менее, соперничество за эти богатства зависело от политического влияния, так как именно это в первую очередь активизировало данную проблему как вход в Марокко и Алжир. Поэтому важным для Америки было не столько независимость Западной Сахары и формирование государства, сколько то, чтобы проблема Западной Сахары была в ее руках средством давления, через которое она проникнет в Алжир и Марокко. По этой причине она иногда успокаивалась, а иногда усиливала свои действия, согласно отношениям Алжира и Марокко с ней.

После оставления 11 июня 2004 года Беккером своей миссии, которая была возложена на него в 1997 году как личного представителя Кофи Аннана в исполнении решения о референдуме, Америка поняла, что Европа: Франция и Испания в нынешнее время при поддержки Англии, приложила свой вес, чтобы образовать сближение между Алжиром и Марокко для решения проблемы Западной Сахары. Америка побоялась, что упустит инициативу в решении этой проблемы, и следствием этого явилось освобождение марокканских пленных, находящихся у Полисарио, даже без двустороннего соглашения об освобождении пленных Полисарио, которые находятся в Марокко.

Роль Америки в освобождении этих пленных была очевидной. Следил за этим вопросом и реализовал его глава комитета по иностранным делам в американском конгрессе Ричард Логер, взявший на себя ответственность за перевозку пленных, которые вернулись на борту самолетов, нанятых американскими компаниями, между тем как расходы за перевозку ранее освобождаемых заключенных брал на себя Красный Крест.

Это подтвердило и заявление министерства иностранных дел Марокко, в котором говорится, что освобождение пленных не произошло по инициативе Полисарио или в результате вмешательства со стороны Алжира. В заявлении также говорится, что это результат усилий, которые приложил сенатор Логер, делегированный президентом Бушем в регион.

Говоря вкратце, освобождение пленных произошло по американской инициативе, для того чтобы преградить путь перед попытками Европы (Франции, Испании и Англии из-за завесы) взять проблему Западной Сахары в свои руки. По своему масштабу этот шаг привлек такое внимание, что заставил Евросоюз хвалить американский шаг и идти за Америкой. Таким образом, этим шагом Америка достигла превосходного успеха за счет европейцев. Она продолжает удерживать проблему Полисарио в своих руках, используя ее в угоду своим интересам для проникновения в регион.

3. В начале этого месяца в Мавритании произошел переворот, был свергнут, будучи за пределами страны во время возвращения из Саудовской Аравии, президент Муавия. Власть в стране взяли после него люди, которые работали вместе с ним. Означает ли это то, что данный переворот представляет собой лишь замену лиц, для того чтобы поглотить гнев улицы, потому что Муавия установил отношения с Израилем и подавил национальные и исламские движения, или это настоящий переворот, который осуществлен благодаря новому политическому влиянию, устраняя старое политическое влияние?

Муавия пришел к власти в результате переворота 1984 года. Тогда в Мавритании присутствовало европейское влияние, и эта страна была французской колонией. Такое положение продолжалось до начала 1998 года, когда Америка смогла склонить его и начальника генштаба полковника Валада Саййида Али на свою сторону. После этого Мавритания, под воздействием Америки, начала последовательно нормализовать отношения с Израилем. Муавия стал усиливать операции против «исламистов» под предлогом борьбы против терроризма по американскому образцу, как и усиливать операции против дружественных к Европе группировок.

3 мая 2003 года он провел широкомасштабную операцию против «исламистов», используя в качестве предлога взрывы, которые произошли в то время в Касабланке и Эр-Рияде, стараясь показать террористическую связь между этими и теми. Однако переворот, организованный группами офицеров (националистами), опередил его в июне 2003 после его яростных репрессий в отношении этих движений. Участники переворота едва не достигли успеха, когда смогли захватить резиденцию президента и управление генштаба. Муавии удалось сбежать, а Америка и Израиль путем проведения военных операций против участников переворота спасли его, и по истечении 36 часов, с того времени как был совершен этот переворот, Муавия вернулся к власти. Вернувшись, он обвинил в перевороте Ливию. За переворотом стояла Европа, потому что Муавия повел страну к американскому влиянию.

Так Муавия остался во власти. Его отношения с Америкой укрепились и далеко зашли в военной сфере. Недавно американские войска под предлогом борьбы против терроризма провели крупные маневры в регионе Сахель южнее Большой Сахары, которые были названы самыми крупными маневрами в Африке после Второй мировой войны. Муавия продолжал удерживать власть в своих руках, пока не произошел нынешний переворот 3 августа 2005 года, когда он возвращался из Саудовской Аравии после соболезнования по случаю смерти короля Фахда.

Кто следил за ходом переворота и за тем, что происходило после него, может понять следующее:

1. В начале переворота 3 августа в три часа на рассвете участники переворота направились к управлению генштаба и арестовали его начальника полковника Валада Саййида Али, не ведя с ним переговоров, чтобы склонить на свою сторону, так как располагали о нем предварительной информацией. Несколько офицеров генштаба были взяты ими под домашний арест.

2. Затем они направились к дому главы общественной безопасности полковнику Валаду Мухаммаду Фал. Большинство из них были из президентской гвардии. Окружив его дом, они предложили ему возглавить переворот, так как они хотели иметь среди себя крупного в сравнении с ними офицера и в то же время профессионала без политических амбиций. Он принял предложение и был назначен руководителем военного совета. Так был осуществлен переворот.

3. Народ фронт Мавритании, возглавляемый Мухаммадом Амином, который пользуется европейской поддержкой, выказал приветствие перевороту.

4. Америка осудила переворот и ясно потребовала возвращения президента Муавию к власти. Выступающий от имени министерства иностранных дел Том Кейси сказал: «Мы призываем к возврату режима под властью правительства президента Муавии». Америка не прекращала осуждать переворот, пока Африканский союз не издал заявление о нормализации отношений с участниками переворота. 8 августа 2005 года другой выступающий от имени министерства иностранных дел Америки Адам Эйрили сказал: «Африканский союз издал заявление об изменениях в этой стране, и мы разделяем его точку зрения».

5. Что касается Франции, то она общей речью призвала к «уважению демократии и законной конституции».

6. Что касается России, то министерство иностранных дел этой страны ограничилось осторожным заявлением, выражающим надежду на «скорое разрешение обстановки конституционным путем в интересах мавританского народа без применения насилия».

7. Что касается Англии, то активность ее агентов в поддержку переворота была заметной. Марокко поспешно отправило 4 августа 2005 главу марокканской внешней разведки Ясина аль-Мансури с визитом в Нуакшот, столицу Мавритании. Затем был визит министра иностранных дел Ливии, Абд ар-Рахмана Шалкама, который после встречи с лидером переворота заявил: «Необходимо считаться с волей мавританского народа», а после того как выслушал руководителя военного совета, сказал: «Складывается впечатление, что мавританский народ начал поддерживать изменение», добавляя, что Ливия поддерживает то, что поддерживает мавританский народ.

Согласно этому вышеупомянутые данные свидетельствуют о том, что переворот против Муавии был серьезным, т.е. был переворотом в политике, а не просто заменой лиц. Если бы переворот был изменением лиц, то генштаб армии остался бы прежним, и было изменено только правительство. Задержание начальника управления генштаба и взятие других офицеров генштаба под домашний арест означает, что изменение было настоящим.

Кроме того, были международные позиции Америки и Европы, а также внутренние позиции (народный фронт). Все это свидетельствует о том, что переворот был серьезным и был организован Европой, а именно, Францией и Англией, и что Америка поэтапно потеряла Мавританию. Мы говорим поэтапно, потому что Мавритания интересует Америку для проникновения в этот регион. Мавритания была опорой для Полисарио как «наконечника американского копья» в регионе. После потери Мавритании остался лишь Полисарио, который сам один будет менее влиятельным, чем раньше, когда опирался на Мавританию.

23 раджаб 1426
28/08/2005