Разве могут быть оговорки в отделении религии от государства?

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Представитель Суданской Ассоциации профессионалов, Мухаммад Юсуф аль-Мустафа подчеркнул важность решения вопросов об исторической несправедливости и связи религии с государством.

«Он сказал: «Религия — это основное наследие суданцев, поэтому мы говорим не об отделении религии от государства, т.е. о секуляризме, а об освобождении религии от государства, чтобы предотвратить эксплуатацию религии и чтобы она сыграла свою роль в обществе». Представитель Суданской Ассоциации профессионалов, который возглавлял протесты, на вчерашней пресс-конференции оппозиции подчеркнул, что принятие свободы, преобразования и соблюдение этого — единственное условие для присоединения» («sudanakhbar.com» от 14.02.2019).

Для начала давайте зададимся вопросами: в чём разница между секуляризмом и освобождением религии от государства? Разве секуляризм, в конечном итоге, не представляет собой отделение религии от государства? Более того, такую идею, как освобождение религии от государства, мы — мусульмане — не можем применить в системе правления, ведь от нас требуется претворять ту систему правления, которая утверждена в Исламе, т.к. это является фундаментальной частью нашей религии. А ведь религия полностью посвящена Аллаху, что означает полное повиновение Аллаху во всём. Во всём — это значит в обрядах поклонения, правлении, политике, во взаимоотношениях. Это подтверждают слова Всевышнего:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱدۡخُلُواْ فِي ٱلسِّلۡمِ كَآفَّةٗ

«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком» (2:208).

Известно, что идея «освобождения религии от государства», точнее — «отделение религии от государства», возникла на Западе, и там нет разделения между этими идеями, они используются в одном значении. Проблема европейцев заключалась в том, что Церковь продавала прощение грехов (индульгенции) и монополизировала религию, что в корне отличается от Ислама, где нет места иерархии власти священников и их монополизации.

Поэтому неправильно копировать их идеи, или часть этих идей, а затем на их основе требовать решений для наших проблем. Ведь их идеи передают главенство и законотворчество в руки людей, в то время как главенство и законотворчество полностью принадлежат Исламу. Законы Ислама разъяснили нам то, каким образом происходит избрание правителя, т.е. это происходит большинством голосов и с согласия избирателей. Более того, граждане отчитывают правителя, на него возлагается забота о делах народа (мусульман и немусульман) на основе справедливости. И всё это претворялось на протяжении 14 веков, и после всего этого мы должны оставить своё наследие и последовать за Западом?

Возможно, ошибка, которую совершил представитель Суданской Ассоциации профессионалов, заключается в том, что он сравнил Ислам с христианством, что и привело к такой порочной идее, как «освобождение религии от государства, дабы предотвратить её эксплуатацию». Для большей ясности скажу, что представитель Суданской Ассоциации профессионалов решил перебросить нас в Средние века, когда христианство управляло политической жизнью людей. При этом у христианства в основе нет политической системы и системы правления, но, несмотря на это, священники взяли власть в свои руки и стали угнетать людей, они управляли людьми в соответствии со своими интересами, интересами королей и феодалов. Таким образом, у них возникла теократия и религиозное государство, которое служило во благо священников и их союзников.

Всё же, то, что произошло в Европе, к нам не имеет никакого отношения. Ведь Ислам — это акъыда (мировоззрение) и Шариат, т.е. система для жизни людей. В то время как христианство — это аъкыда без шариата и без системы для жизни. В Исламе нет места священникам, каждый мусульманин стремится быть муджтахидом, факихом, если ему позволяют знания Шариата и арабского языка. Муджтахиды в Исламе не занимаются законотворчеством, они не придумывают законы, как это делают христианские священники. У нас государство не является теократическим, напротив, оно управляется людьми на основе Божественного Шариата. Этим простым ответом, мы хотим сказать, что в Исламе нет идеи «освобождения религии от государства»! Ислам — это то, что регулирует государство, и он обеспечивает его существование как исполнительного органа для исламских законов в отличие от любой другой религии, которая не имеет идеи о государственности.

Да, это правда, что выставление Ислама в качестве лозунгов и утверждение о его постепенном претворении со стороны правящих режимов и мусульманских движений нанесли непоправимый ущерб как государству, так и обществу. Однако это не значит, что сам Ислам пришёл в непригодность, напротив, это указывает на крах идеологий данных движений, если, конечно, она имеется у них!

Заявление об отделение религии от государства в подобном пояснении со стороны представителя Суданской Ассоциации профессионалов указывает на то, что лидеры осознают аллергию мусульман на секуляризм, поэтому они разными способами приукрашивают его с целью обмануть мусульман. Мы хотим спросить того, кто говорит от имени Суданской Ассоциации профессионалов: как религия может играть какую-то роль в обществе, ведь государство отдалило религию от общественной жизни в своём законодательстве? Более того, из-за такого подхода религия не играет никакой роли в обществе. Однако если государство будет тем, кто издаёт законы на основе Ислама и ведёт людей к довольству Аллаха, то это сформирует общественное мнение о его авторитетности у мусульман, и это будет происходить даже на уровне индивидов. Ведь каждый мусульманин несёт на себе ответственность за соблюдение людьми в государстве законов Ислама. Эта ответственность вменена со стороны Аллаха. Сказал Посланник ﷺ:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَراً فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то (воспротивится этому) — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры» (Муслим).

Поэтому исламское общественное мнение сдерживает многие нарушения.

Если основой государства не будет законотворчество со стороны Всевышнего, значит, оно будет находиться в руках людей. Основой первого светского государства была идея «отделения религии от государства». Причиной появления такого государства стало угнетение простых людей со стороны правителей Европы, они творили бесчинство, прикрываясь именем Церкви и религии. Поэтому в дальнейшем люди пришли к выводу о необходимости отделить религию от государства и к тому, что народ должен сам установить необходимую для себя систему власти и закон. Принятие любого рода закона стало происходить лишь на основе мнения большинства; так народ стал тем, кто главенствует в законотворчестве. Подобное положение вещей является харамом в Исламе, и народ Судана отвергает это, т.к. законотворчество в Исламе — только в руках Аллаха.

Необходимо различать между позицией Ислама в отношении государства и политики и между позицией других религий, особенно христианства. Ислам — это целостная система, связанная как с правлением, так и с обрядами поклонения, которая не делит между индивидуальными и общественными отношениями. Каждое действие людей должно регулироваться законами Ислама, не проводя разницы между обрядами поклонения и отношениями, между индивидуальными положениями и государственными. Ведь Ислам решает проблемы в любой сфере жизни людей, будь то экономика, правление, поклонение, образование, система наказаний, и т.п. Ислам не подвержен изменениям с течением времени и различием обстоятельств, он пригоден во все времена, т.к. его тексты пришли в такой форме, которая позволяет выводить из них законы на решение любой новой проблемы. Поэтому фикх в Исламе подразумевает под собой совокупность шариатских законов, выведенных из шариатских доказательств. Ислам — это политическая, практическая религия, а законотворчество в нём является своего рода принятием законов, вытекающих из текстов Корана и Сунны. Доказательств на это много, одним из них является:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).

Главенство Ислама должно быть во всём, без ограничений, без недовольства в сердце, а иначе у тех мусульман, которые не правят Исламом, будет отсутствовать иман (вера). Это одно из ярких доказательств обязательности главенства Шариата в жизни мусульманина. Ведь Аллаху лучше знать, что пригодно для нас. Сказал Всевышний:

أَلَا يَعۡلَمُ مَنۡ خَلَقَ وَهُوَ ٱللَّطِيفُ ٱلۡخَبِيرُ

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (67:14).

Невозможно претворить Шариат во всех сферах и над всеми людьми, когда нет Исламского Государства. Так же без политики мусульмане не могут править на основе Ислама, т.к. политика — это забота о делах людей. А государство — это тот институт, что правит над людьми и заботится об их делах посредством законов Шариата. Первое Исламское Государство было установлено в Медине руками Посланника ﷺ; был подписан договор, который определил точную форму правления, что стало своего рода первой конституцией. Посланник ﷺ правил над людьми на основе Ислама, претворял систему наказаний, руководил войском, объявлял войны, заключал мирные договоры. Затем по его пути последовали праведные халифы, а также они продолжили нести Божественное руководство всему миру.

لِمِثۡلِ هَٰذَا فَلۡيَعۡمَلِ ٱلۡعَٰمِلُونَ

«Ради такого пусть трудятся труженики!» (37:61).

 

Газета «Ар-Рая»
Гадат Абдуль-Джаббар (Умму Аваб)
15 Джумада аль-ахира 1440 г.х.
20.02.2019 г.