Как Халифат будет решать проблему с бедностью? 2 ч.

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Практические примеры из Сунны и исламской истории

● Начнём с краткого напоминания о том, каковы основные нормы Ислама в борьбе с бедностью:

— Ислам очень чётко и эффективно урегулировал вопрос собственности. Каждому разрешено приобретать любую вещь в частную собственность и владеть ею, если она не является общественной или государственной собственностью. Однако это возможно лишь законными способами, которые допустил Ислам (труд, торговля, наследство, подарки и т.д.), а не теми, которые Ислам запретил, такие как кража, мошенничество, взяточничество, азартные игры и накопление (аль-канз).

— Ислам запрещает накопление денег, которое называется аль-канз (накопление золота и серебра, даже если с них выплачен закят), а также складирование товаров для создания продовольственной монополии, называемое аль-ихтикяр. Аль-ихтикяр — это сокрытие и хранение любого товара в ожидании, когда его цена вырастет при дефиците его на рынке. Исламские тексты и фикх ясно определяют эти акты запретными (харам). Существует множество хадисов Посланника Аллаха ﷺ, которые ясно отражают запретность аль-ихтикяра (монополии). Бухари передаёт от Саида ибн аль-Мусайяба, а он — от Муаммара ибн Абдуллаха аль-Адавий, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَحْتَكِرُ إِلاَّ خَاطِئٌ

«Лишь грешник занимается аль-ихтикяром».

Аль-Асрама передаёт от Абу Амамы:

نَهَى رَسُولُ اللهِ  أَنْ يُحْتَكَرَ الطَّعَامُ

«Посланник Аллаха ﷺ запретил монополизировать пищевые продукты».

Муслим передаёт от Муаммара по цепочке Саида ибн аль-Мусаяба, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنِ احْتَكَرَ فَهُوَ خَاطِئٌ

«Совершающий аль-ихтикяр — грешник».

Монополизация запрещена в отношении всех вещей без разницы между продуктами питания, кормом для скота и непродовольственными товарами, или предметами первой необходимости, или второстепенными предметами, относящимися к роскоши. Монополист продаёт товар мусульманам по завышенной цене, а это является запретным (харам). Передаётся от Макыла ибн Ясара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ دَخَلَ فِي شَيْءٍ مِنْ أَسْعَارِ الْمُسْلِمِينَ، لِيُغْلِيَهُ عَلَيْهِمْ، كَانَ حَقّاً عَلَى اللهِ أَنْ يُقْعِدَهُ بِعُظْمٍ مِنَ النَّارِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Кто вмешивается в ценообразование товаров мусульман, чтобы поднять им цены, заслуживает того, чтобы Аллах посадил его в самое пекло Ада в День Воскресения».

— Ислам запрещает компании и торговлю, основанные на акциях. Партнёрство и торговля должны основываться на реальном сотрудничестве между людьми на основе «деньги + труд и (или) усилия», тогда как товар партнёрства или торговли должен быть реальным продуктом с реальной стоимостью.

— Ислам сделал золото и серебро единственной государственной валютой и запретил её зависимость от любой иностранной валюты, другого государства или международного соглашения.

— Никакая область экономики, хоть со стороны частного лица, хоть государства, не имеет отношения к ростовщичеству. Банк же является только государственным, который выдаёт кредиты без процентов (риба). Также государству не разрешается брать кредиты у других под проценты.

— В Исламе нет налогообложения. Халифат не будет и не может брать на постоянной основе налоги с людей.

Бедность, которая существует на наших землях и по всему миру, вызвана отсутствием этих основ и правил! Таким образом, если все эти правила будут реализованы, то не останется никаких причин, которые могли бы привести к возникновению или росту бедности в государстве. Кроме того, в халифате есть определённые механизмы для распределения богатства между людьми, независимо от их религии, расы или пола. Мы также должны понимать, что невозможно воплотить эту исламскую политику при нынешних неисламских режимах.

● Прежде всего, Ислам образовывает рабочие места, облегчает занятость и не рассматривает сокращение рабочих мест и увольнение в качестве экономического инструмента, как это имеет место в капитализме. Капитализм рассматривает сокращение рабочих мест и, следовательно, определённый уровень безработицы как средство защиты капитала для его собственников. Таким образом, государство будет содействовать каждому, кто способен работать, в поиске работы или способов заработка, чтобы удовлетворить свои потребности и потребности тех, кто находится под его попечительством: жена, дети, сёстры, родители.

Финансовые расходы на содержание (нафака) женщины Ислам возложил на её мужа, нафака детей — на их отца, нафака родителей — на их детей, нафака родственников — на наследополучателя. Всё это подтверждается ясными шариатскими текстами. Ислам обеспечил финансовым содержанием для удовлетворения основных потребностей двух типов граждан государства, которые не относятся к вышеупомянутым нами: тех, у кого нет никого, кто считается обязанным содержать их, и тех, у кого есть лицо, которое несёт ответственность за нафака, но оно не в состоянии его предоставлять. В таком случае нафака становится обязанностью Байт уль-Маль, поскольку Пророк ﷺ сказал:

مَنْ تَرَكَ مَالًا فَلِوَرِثَتِهِ، وَمَنْ تَرَكَ كَلًّا فَإِلَيْنَا

«Кто оставил после себя имущество, оно принадлежит его наследникам, а кто оставил сироту, то его обеспечение лежит на нас».

● Также по Исламу государство обеспечивает основные потребности всех своих граждан без исключения, а именно — безопасность, здравоохранение и образование согласно соответствующим шариатским текстам. Следует отметить, что доходов Байт уль-Маль для удовлетворения этих потребностей достаточно настолько, что не придётся облагать налогами состоятельных мусульман для достижения вышеупомянутой цели. Но если по каким-либо причинам доходов Байт уль-Маль окажется недостаточно для расходов на покрытие удовлетворения этих нужд, то лишь с обеспеченных мусульман единоразово взимаются налоги, чтобы удовлетворить основные потребности Уммы (учёный Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, «Экономические кризисы. Их реальность и решения с точки зрения Ислама»).

По сути, все эти пункты раскрывают причину того, почему во времена правления Умара ибн Абдульазиза не нашлось ни одного человека в Африке, которому бы полагалась выплата из закята. Этот пример мы приводили в первой части нашей статьи.

● Исламская экономика может функционировать только в рамках комплексного претворения всех исламских положений и систем. Поэтому основным условием этого успеха было и остаётся наличие Халифата и его богобоязненного правителя — халифа. История полна множеством личностей, которые правили Уммой на основе богобоязненности (таквы). Однако халиф Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) оставил самые многочисленные и яркие примеры того, какими качествами должен обладать этот правитель. Ислам обеспечил правителя целями и законами для реализации заботливой политической и экономической системы.

● Халиф Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) был первым, кто создал базовую институциональную и организационную структуру для общественной политики в соответствии с нормами и законами Корана и Сунны, что позволило последующим халифам выполнять свои обязанности хранителей дел Уммы. Он организовал общественные службы и систему помощи для бедных и нуждающихся. Он был первым, кто ввёл пособия для детей, сирот, вдов и инвалидов, а также старикам и по безработице, даже для государственных служб здравоохранения. Помощь из Байт уль-Маль получали бедные, в том числе — из числа евреев и христиан из завоёванных территорий, которых Ислам считал гражданами Халифата. Те, кто практиковал монополию с целью повышения цен, были наказаны различными способами, в том числе — изгнанием из страны.

● Во времена четырёх праведных халифов каждый ребёнок, в особенности нуждающийся, получал пособие из Байт уль-Маль. Особое внимание было уделено сохранению юридических, образовательных и финансовых прав детей-сирот. Халиф Умар (р.а.), например, приказал опекунам и тем, кто ухаживает за детьми-сиротами, увеличить их собственность за счёт использования этих денежных средств в торговле, чтобы избежать их уменьшения выплатой с них закята. Он говорил: «Торгуйте из имущества сирот, чтобы закят не съел это имущество». Когда к нему пришёл человек с ребёнком, которого отвергли, он сказал этому человеку: «Он свободен, ты — его опекун, а его нафака ложится на нас». Халиф Али ибн Абу Талиб (р.а.) назначил 10 дирхамов за каждого новорождённого и брошенного ребёнка.

● Когда Умар (р.а.) получил в подарок от своего валия в Азербайджане сладости, он поинтересовался, ели ли все жители его местности такое. Ответ последовал такой, что подобное угощение предназначено для особых людей, высшего класса. Тогда Умар (р.а.) повелел этому валию следующее: «Бойся Аллаха. Ешь из этого тогда, когда все мусульмане той местности насытятся этим».

● Посланник Аллаха ﷺ уделил особое внимание нуждам вдов. С тем же вниманием и заботой эту ответственность на себя взяли и халифы. Абу Бакр (р.а.) покупал и раздавал одежду бедным вдовам в зимние месяцы. Умар (р.а.) регулярно выплачивал суммы переселившимся из Мекки в Медину женщинам. Али (р.а.) продолжал выполнять эту ответственность перед всеми бедными, вдовами и другими нуждающимися — социальное обеспечение!

● Халиф Умар (р.а.) часто посещал и помогал слепой женщине в Медине, поскольку у неё не было никого, кто бы ей помогал — пенсия по инвалидности! Он также издал приказ о выплате пособий на детей, которые были отлучены от груди, а затем стал выплачивать за каждого ребёнка со дня рождения ребёнка. Сумма составляла 100 дирхамов со дня родов, 200 дирхамов — в более старшем возрасте, а по достижению подросткового возраста эта сумма так же увеличивалась. Умар (р.а.) также предусматривал дополнительные 6 дирхамов за ребёнка вне зависимости от пола в дополнение к тому, что он выплачивал отцу в качестве поддержки на содержание этих детей. Эти практики продолжали иметь место при следующих халифах — детские пособия!

Было создано специальное учреждение для того, чтобы заботиться о психологических, бытовых и финансовых делах семей солдат, особенно в их отсутствие, их инвалидности или если они стали шахидами.

● Халиф Умар (р.а.) привёл свою жену в качестве акушерки для роженицы из племени бедуинов, а сам в то время собственноручно приготовил еду для её семьи, пока она рожала. Он просидел возле палатки в ожидании рождения ребёнка, а на следующий день назначил семье регулярные пособия из Байт уль-Маль — пособие по беременности и родам и пособие по уходу!

Умар не делал различий между мусульманами и немусульманами и заботился о каждом гражданине. Он распорядился выделять ежедневные расходы из Байт уль-Маль старому и бедному еврею, сказав: «Посмотрите, мы брали с него джизью, когда он был молод. Неправильно будет оставить его в таком положении, когда он состарился», — пособия по старости! Он увидел группу христиан, страдающих проказой, и выделил средства на их лечение из Байт уль-Маль — медицинское обеспечение! Тем же, кого нельзя вылечить, он назначал выплаты до последних дней их жизни — помощь больным!

● Османский Халифат осматривал и проверял все продукты питания, прежде чем позволить продавать их на рынке. Чтобы регулировать цены в периоды недостаточного предложения в определённых регионах, халиф способствовал конкуренции посредством импорта из других вилаятов Халифата. К примеру, во времена правления халифа Абдульхамида I (1774–1789) в Стамбуле возник дефицит мяса, и мясники начали повышать цены на мясо и даже отказались продавать его. Халиф пригласил мясников из Фракии приехать и открыть магазины и мясные лавки в Стамбуле. Таким образом, из-за усиления конкуренции цены снова упали до приемлемого уровня. Халифат также налагает штрафы за непорядочную торговлю. Те, кто обвешивал на весах, должны были заплатить штраф в размере 1 серебряной монеты (Akçe) за каждые 5 граммов обманно проданного мяса. Законодательные нормы также включали арест мясников, которые отказывались продавать мясо (http://dergipark.gov.tr/download/article-file/185222).

Это всего лишь несколько примеров того, как Халифат занимается делами Уммы и предпринимает эффективные шаги в борьбе с бедностью. Просим Аллаха в ближайшее время одарить нас возвращением Праведного Халифата по методу пророчества.

لَا تَقۡنَطُواْ مِن رَّحۡمَةِ ٱللَّهِۚ

«Не отчаивайтесь в милости Аллаха» (39:53).

 

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Захра Малик
Член Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
13 Раджаба 1440 г.х.
20.03.2019 г.