Разногласия в определении вопроса «Када ва Кадар» на практике отсутствуют среди представителей Калама

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В исламской истории представители школ мусульманской мысли рассматривали вопрос «Када ва кадар» и поступки человека. Множество мнений и различных, а порой противоречивых определений было высказано ими.

Мутазилиты решили, что Аллах предоставил человеку абсолютную свободу создавать свои поступки, и назвали это свободой выбора. Джабариты посчитали, что только Аллах может создавать поступки людей, и назвали каждый человеческий поступок неотвратимой реализацией изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Так, по утверждению последних, человек идёт по жизни как пёрышко на ветру. Ашаириты совместили эти два мнения и выбрали определение, способствующее перемирию и согласию. Они сказали, что человек имеет свободу выбора и способность приобретать «касб», но каждый человеческий поступок является созданием Аллаха, пожелавшего, чтобы люди приобретали его.

Тем не менее, Хизб ут-Тахрир исправил ошибку в их определении «Када ва кадар» и пояснил точное и исчерпывающее определение тому, что такое «Када» и «Кадар», опираясь, при этом, на две основы:

Первое: категорические тексты божественного откровения.

Второе: соответствие данного определения реальности.

Таким образом, Хизб ут-Тахрир поставил точку в этом идейном разногласии, существовавшем среди мусульман на протяжении долгих веков в сознаниях людей и трудах учёных. Это стало современным мнением, которое вкратце было изложено в книге «Система Ислама»:

«Внимательное рассмотрение действий и поступков человека показывает, что человек живёт в двух сферах. Первая — это сфера, над которой доминирует человек, которая ограничивается пределами поступков, совершаемых человеком по собственному выбору. Вторая — это доминирующая над человеком сфера, пределами которой ограничены сам человек и те совершаемые им или в отношении него действия, которые случаются непроизвольно от него. Действия, происходящие в сфере, доминирующей над человеком, к существованию которых он не имеет никакого отношения и вмешательства, бывают двух видов: действия, которые являются следствием проявления естественных законов Вселенной, и действия, которые не являются следствием проявления естественных законов Вселенной, но они не подвластны человеку, а сам он не имеет возможности влиять на них. Все эти действия человека, происходящие в пределах сферы, доминирующей над человеком, называются «Када», поскольку сам Аллах решил, чтобы они произошли.

Что касается «Кадар» (ред. — в вопросе «Када ва кадар»), то это неотъемлемые свойства вещей, вложенные Всевышним Аллахом в Свои творения. Дело в том, что действия, происходящие в обеих сферах, напрямую привязаны к объектам материи Вселенной, человеку и жизни. В каждое из творений Всевышний Аллах вложил определённое свойство. Так, например, Аллах создал для огня свойство сжигать, для дерева — свойство гореть, а для ножа — резать, а также привёл эти свойства в соответствие с естественными и неизменными законами Вселенной. Если случается, что эти особенности вещей исчезают либо изменяются, то это значит, что сам Всевышний Аллах у данных вещей отменил эти свойства, что бывает необыкновенным делом. И это будет называться чудом, которые происходят только с пророками. Подобно тому, как созданы неотъемлемые особенности у вещей, Аллах так же создал в человеке инстинкты и органические потребности, наделив их определёнными свойствами. Например, для инстинкта продолжения рода Он создал такое свойство, как половое влечение, а для органических потребностей — такие свойства, как голод, жажда и тому подобное, при этом определив их обязательными для инстинктов и органических потребностей в соответствии с законами Вселенной».

Что касается слова «Кадар», приводимого в нескольких аятах Священного Корана и некоторых хадисах, в т.ч. в известном достоверном хадисе Джабраиля об Исламе, Имане и Ихсане, то «кадар» тут упоминается в значении извечного знания Всевышнего Аллаха, которое Он записал в Хранимой Скрижали и предписал людям верить в это.

Как известно, мысль — это решение на реальность. К сожалению, большинство идей этих исторических школ мусульманской мысли, связанных с основами вероучения — акъыдой, — было оторвано от исследования реальности и опиралось на ряд ошибочных построений, для которых было характерно следующее:

1 — Свои умозаключения они выводили посредством ошибочного метода мутакаллимов, а именно — логики, которая предусматривает построение одной мысли на другой вплоть до абстрактных рассуждений.

2 — В качестве доказательства на свои умозаключения по вопросам акъыды они привели неоднозначные тексты.

3 — Они не проверяли свои мысли на соответствие их с реальностью.

Каждый из этих трёх факторов стал причиной допущенной ошибки и сомнительности их выводов, которые по сути являются абстрактными мнениями, не имеющими связи с реальностью и оснований на однозначных доказательствах. Они являются рассмотрениями значений слов и логическими рассуждениями. Эти абстрактные мнения оставались замкнутыми в умах людей аналогично тем теориям, которые не имеют ничего общего с поведением человека, в то время как вопросы «Када» и «Кадар» имеют прямую связь с реальностью и основываются на категорических по своей передаче и однозначной по своему смыслу доказательствах, а не на предположениях. Ведь исламские идеи имеют конкретные значения, имеющие неразрывную связь с реальностью, и являются глубокими понятиями, которые напрямую связаны с поведением человека, а не являются абстрактными рассмотрениями или просто информацией.

Именно поэтому Хизб ут-Тахрир обратил внимание на изучение реальности значений идей и смыслов выражений и поставил грань между ними, как это описывается в 1-ом томе книги «Исламская личность»: «Понятия — это значения мыслей, а не значения слов. Слова — это речь, указывающая на какие-то значения, которые могут существовать в реальности, а могут и не существовать… Что касается значения мысли, то если значение, которое содержится в слове, имеет ощутимую органами чувств реальность или представляется в сознании человека как ощутимая вещь, и человек утверждает её, то это значение будет понятием у того, кто ощущает её или представляет и утверждает её».

Таким образом, значения слов и их указания отличаются от понятий, которые представляют собой значения идей, неразрывно связанных с поведением человека. И на основании этого необходимо решать реальность любой проблемы. Учитывая то, что исламские идеи служат понятиями, т.е. информацией, неразрывно связанной с реальностью, или реальностью, связанной с информацией согласно одному или нескольким правилам, на основе которой осуществляется сравнение информации с реальностью при соединении их друг с другом… учитывая всё это, мы заметили, что теоретические, а точнее, абстрактные рассмотрения мутакаллимов и их разногласия в определении идей на основе логического суждения и риторики сходят на нет при реальном претворении практических исламских законов, что указывает на подлинные понятия, связанные с поведением, которые являются олицетворением значений идей исламского вероучения и шариатских законов. Ведь практическая сторона шариатских законов заставила тех, кто разногласят в определении вопроса «Када ва Кадар» и других вопросов, отодвинуть в сторону свои мнения о принуждённости или свободе воли и стать такими, как будто и не было между ними никаких разногласий.

Например, когда джабариты говорят о том, что человек со своими поступками подобен пёрышку на ветру, что все действия человека сотворены Всевышним Аллахом и что человек не имеет никакой свободы воли, то на деле, при практическом применении закона о наказании за воровство или за прелюбодеяние, они сходятся с мутазилитами, которые говорят о том, что человек сам создаёт свои поступки, имея выбор и свободу воли. Так же ашаириты со всеми своими ответвлениями сходятся в практической стороне жизни с мутазилитами и джабаритами, несмотря на свои расхождения в теоретических умозаключениях по вопросу «Кадар ва Кадар». Более того, определение того, что является преступлением, у мутазилитов является идентичным тому определению, которое дали ашаириты, джабариты и другие школы мусульманской мысли.

И об этом написал имам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, в своём комментарии на разногласия мутакаллимов в определении того, что является верой — «Иман». Он отметил, что разногласие того, кто считает действие человека частью веры, как мурджииты, является словесным разногласием, поскольку обе стороны единогласны в том, что мусульманин, совершающий тяжкий грех, является грешником, но не является неверующим, что он подлежит наказанию в этой жизни и в мире вечном, но ему не быть вечно в Аду. Имам Ибн Таймия исключил из этого списка мутакаллимов крайних хариджитов и мурдиитов, как об этом он написал в седьмом томе своей книги «Маджмуа аль-Фатава» при рассмотрении вопроса веры — «Иман».

Ещё одним примером словесного разногласия между сторонниками свободы воли и выбора и сторонниками отсутствия свободы человеческой воли являются вопросы поиска жизненного удела — «ризк» и приобретения — «касаб». Несмотря на свои разногласия в определении «Када ва Кадар», сторонники обеих учений порицают того, кто отсиживается в доме и не озадачивает себя поиском жизненного удела — «ризк», считая его грешным лентяем по причине оставления заботы над теми, кто находится на его содержании на основании шариатских текстов, как, например, слова Пророка Мухаммада ﷺ:

كَفَى بِالْمَرْءِ إِثْمًا أَنْ يُضَيِّعَ مَنْ يَعُوْل

«Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кто находится на его содержании (кого должен кормить)» (Абу Дауд).

Хотелось бы отметить, что этим объяснением мы не стремимся умалить важность досконального осмысления каждой идеи и каждого понятия, а также точного определения их значения на основе указаний шариатских доказательств. Ведь изначально шариатское определение должно передавать точный смысл в полном объёме, исходя из подробных доказательств, поскольку, по своей сути, оно выступает шариатским постановлением, применяемым ко множеству событий, которое получило название «аль-каида аль-куллия» (универсальное правило).

Любая ошибка в кристаллизации любой исламской идеи приводит к неправильному пониманию и сбою в мышлении и умозаключении. Это породит путаницу в мыслях с теоретической стороны и может привести к нарушениям в действиях человека. Но в силу того, что Ислам является политической доктриной с вытекающими из неё решениями на все проблемы человека с точки зрения упорядочивания жизненных дел человека во всех сферах, эти словесные разногласия и расхождения оказывались неощутимыми с практической стороны при претворении Ислама посредством государства с его аппаратами управления.

Например, когда судья Исламского Государства, независимо от того, является ли он сторонником джабаритской школы или другой, начнёт применять шариатские законы к своим реалиям и решать все возникающие проблемы и споры на основании обращения Законодателя касательно поступков людей, все теоретические разногласия уйдут на задний план, а возможно, и вовсе исчезнут.

Такое практическое единение между теми, кто теоретически расходятся между собой, возможно только благодаря Исламу, представляющему собой политическую доктрину, из которой вытекают практические законы и понятия, решающие действительность и предоставляющие незыблемые решения всему тому, с чем сталкивается и будет сталкиваться человек до Судного дня, путём претворения системы, упорядочивающей политические, экономические и социальные взаимоотношения людей и общества.

Посредством этой божественной доктриной и её практической системы, которая олицетворяется в Исламском Государстве, Ислам сделал мусульман единой нацией, которую объединяет прочное единство, несмотря на различие в цвете кожи, языке, во взглядах и учениях. Всевышний Аллах говорит:

وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём» (3:103),

إِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاعْبُدُونِ

«Поистине, эта ваша община — община единая. И Я — Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!» (21:92).

 


Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абдульазиз Мухаммад
13 Джумада ас-сани 1440 г.х.
18.02.2019 г.