Хадис о снисхождении

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Дорогие друзья! Приветствуем вас на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с лучшего приветствия: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Передаётся от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى رَفِيقٌ يُحِبُّ الرِّفْقَ، وَيُعْطِي عَلَى الرِّفْقِ مَا لَا يُعْطِي عَلَى الْعُنْفِ، وَمَا لَا يُعْطِي عَلَى مَا سِوَاهُ

«Всевышний Аллах – Снисходителен. Он любит снисходительность (рифкъ) и дарует за это качество то, чего не дарует за суровость, и дарует за него то, чего не дарует за все остальные качества», – передал Муслим.

И в другой передаче:

عَلَيْكِ بِالرِّفْقِ، وَإِيَّاكِ وَالْعُنْفَ وَالْفُحْشَ، إِنَّ الرِّفْقَ لَا يَكُونُ فِي شَيْءٍ إِلَّا زَانَهُ، وَلَا يُنْزَعُ مِنْ شَيْءٍ إِلَّا شَانَهُ

«Придерживайся снисходительности и остерегайся суровости и непристойности. В чём бы ни находилась снисходительность, она непременно украшает это. И как только она пропадает, то непременно портит эту вещь».

Снисходительность (рифкъ) – это противоположность суровости. Это любезность с близкими, покладистость (мягкость) и приветливость в принятии дел в их наилучшем и приемлемом виде.

«Всевышний Аллах – Снисходительный (Рафикъ)» – т.е. приветливый (Латиф), милостивый, дружелюбный к своим рабам. Он желает им лёгкости и не желает трудности для них.

Он прощает им и не возлагает на них сверх их возможностей. Он желает видеть в своих рабах снисходительность друг к другу, как это разъяснено в словах «и любит снисходительность (рифкъ)», т.е. Всевышний доволен этим качеством и восхваляет его.

«И дарует за это качество то…» – т.е. вознаграждение и осуществление цели или чего-либо из желаний и просьб. «Чего не дарует за суровость» – т.е. за то, что противоположно снисходительности. 

Что же касается слов Посланника ﷺ Аише: «Придерживайся снисходительности и остерегайся суровости и непристойности», – то имеется в виду непристойность, порождаемая суровостью.

«В чём бы не находилась снисходительность…» – т.е. кто бы ни обладал снисходительностью; «она непременно украшает его» – т.е. украшает и дополняет; «и как только она пропадает…» – т.е. теряется, исчезает; «то непременно портит эту вещь» – т.е. привносит недостаток и изъян. Смысл изречения таков: в ком бы ни находилась снисходительность в каком-либо из своих проявлений, она обязательно украшает его.

Как-то Суфьян ас-Саури сказал своим ученикам: «Знаете ли вы, что такое снисходительность (рифкъ)? Это значит располагать вещи по своим местам: твёрдость – там, где она необходима, и мягкость – там, где она необходима, меч – там, где он необходим, и кнут – там, где он необходим».

Имам аль-Газали сказал: «Снисходительность (рифкъ) достойна похвалы, противоположностью которой является суровость и горячность (гнев). Суровость направляет к ненависти и грубости, а снисходительность (рифкъ) и мягкость (лин) направляют к хорошим нравственным качествам и миру. Снисходительность – это плод благой нравственности, а нравственность не станет благой, кроме как с усмирением силы гнева и силы страсти до уровня умеренности. Именно поэтому Пророк много хвалил снисходительность».

Другими словами: Всевышний Аллах приветлив (Латиф), милостив, дружелюбен к Своим рабам, желает им лёгкости и не желает трудности для них. Он не возлагает на них сверх их возможностей, а напротив, прощает их и проявляет милость к ним. «И дарует за это качество то…» – т.е. дарует прекрасную похвалу, осуществление цели и облегчение в достижении стремлений, а в следующей жизни – огромное вознаграждение; «чего не дарует за суровость» – т.е. Он возлагает на человека за суровость сложности и трудности. Всевышний Аллах охарактеризовал Себя снисходительным (Рафикъ), дабы направить нас к снисходительности и побудить к тому, чтобы воспитывать в себе это качество во всех делах.

Брат мусульманин, работа над изменением порочной реальности является первым делом для носителя призыва. Исламская Умма непременно должна чувствовать то, что ты служишь ей, и то, что ты заботишься о её благополучии в этом мире и в следующей жизни, а также то, что эта забота – и есть настоящая забота и занятость делами всей Уммы, и именно этим был занят Пророка ﷺ. Его заботой было спасение людей от огня Ада, облегчение (утешение) их поклонением в этой жизни и Раем в жизни следующей. Носители призыва, засучив рукава, принялись за работу над изменением, дабы взять Умму за руку со всей мягкостью и снисходительностью вдали от высокомерия, неприязни и грубости. Они стремятся располагать вещи по своим местам – если Умма нуждается в твёрдости, они тверды и прямо раскрывают суть того, что готовят неверные против интересов Уммы, т.к. это в её интересах. Они приняли её интересы, став её заместителями, и, взяв её за руку, стремятся приблизиться вместе с ней к величию в этом мире и в следующем, по воле Аллаха. Ведь они – неотделимая часть Исламской Уммы.

До скорых встреч, дорогие друзья, на новых сериях передачи «Вместе с благородным хадисом». Мы оставляем вас на попечение Аллаха.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


05 Сафара 1436
27.11.2014