01
Пт, нояб

Как упразднялся Халифат?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Рубрика «Халифат в Турции со дня его упразднения по сегодняшний день». Часть I

С момента упразднения Халифата прошло ровно столетие по мусульманскому летоисчислению (по хиджре). Мусульмане, которые когда-то формировали мировую политику, руководили миром, были сильны за счёт своего государства и величественны за счёт религии, отстали от мирового курса с упразднением Халифата 3 марта 1924 года.

Их земли были оккупированы, их богатство разграблено, их земли стали полем битвы для неверных колонизаторов. Мусульмане сбились с курса. Им стало сложно найти для себя новый маршрут. Отныне бразды правления перешли в руки колонизаторских держав. Эти вражеские силы стали перевоспитывать мусульман в свете уже своего видения. Образ жизни западных людей стал доминирующим в исламских землях. Умма практически была взращена западной культурой. Одним словом, потеря Халифата нанесла огромный урон Умме.

В данной части мы рассматриваем предысторию упразднения 1300-летнего Халифата — единственной системы управления мусульман. Мы попытались изучить историческую катастрофу распада Халифата, не вдаваясь в мельчайшие подробности.

• Как был разрушен Халифат?

10 января 1924 года король Англии Георг V в своей вступительной речи в Палате общин заявил, что законопроект, касающийся Лозаннского договора, будет внесён в повестку дня парламента для немедленного обсуждения, и произнёс следующее шокирующее предложение:

«Как только этот законопроект будет принят, будет ратифицирован Лозаннский договор и откроется «новая эра»1.

Что имела в виду Англия, которая на протяжении долгих лет боролась за свержение Халифата, когда король Георг V сказал, что «откроется новая эра» для Англии с принятием Лозаннского соглашения? Можно ли это понимать, как своего рода «бушру» (благую весть) освобождения от халифа? Очевидно, что британцы ждали упразднения Халифата, чтобы утвердить Лозаннское соглашение, и считали, что мир без Халифата будет означать для них начало «новой эры».

Историк Мустафа Армаган в своей статье под названием «Стало ли упразднение Халифата инициативой британцев?»2 в связи с этим употребил следующие примечательные выражения:

«Однако я считаю, что нельзя пренебрегать внешней динамикой, и поэтому вопрос должен рассматриваться в более обширных масштабах. Я думаю, что упразднение Халифата и курс к секуляризму были навязаны ещё в Лозанне, и только на этих условиях было позволено образование Турецкой Республики. Объяснение того, что это не было прописано в качестве отдельной статьи в Лозаннском договоре и что привилегии и права Османского государства, которые оно получило от прежних поколений мусульман посредством Халифата, были безвозвратно оставлены оккупантам, заключается в том, чтобы Халифат перестал быть на повестке дня в этой новой эре».

Такыюддин Набхани следующим образом описывает процесс разрушения Халифата в своей книге под названием «Исламское Государство»:

«С началом Первой мировой войны Запад осознал, что наступил подходящий момент для полного захвата исламских земель и уничтожения Исламского Государства. Османское государство вступило в мировую войну, в которой потерпело сокрушительное поражение, а Союзники3 вышли победителями. В результате западные страны поделили между собой все территории мусульманского мира в качестве трофеев. Западные страны прибрали к рукам все территории, кроме незначительной части под названием «Турция». Однако и она оставалась под их господством с момента завершения Первой мировой войны с 1918 года до обретения независимости в 1921 году, когда «Турция» дала безбожным государствам гарантии окончательной ликвидации Исламского Государства».

• Закулисье периода распада Халифата

1921 год стал поворотным в истории Турции. В 1921 году греки отступили после ожесточённой войны и был достигнут значительный прогресс в боях с врагом. Данное событие было непростым в истории Исламского Государства с точки зрения значимости, напротив, посредством данного события на передний план вышел Мустафа Кемаль — человек, сыгравший самую большую роль в упразднении Халифата.

В 1921 году греки оккупировали Измир и некоторые районы побережья Турции. В этом же 1921 году Мустафа Кемаль послал Исмета Инёню для заключения широкого соглашения с британским генералом Харингтоном, главнокомандующим союзными войсками. Собственно говоря, 24 марта 1940 года, через два дня после смерти Харингтона, в лондонской газете «The Times» была опубликована посвящённая ему статья. В этой статье говорилось: «Когда греки стали наступать на турок в 1921 году, сэр Харингтон, командующий союзными войсками, получил широкие полномочия для оказания помощи Мустафе Кемалю». И снова статья содержала следующие утверждения: «Политическое турне Харингтона скрывало его истинные планы и намерения. Ведь он действительно был человеком, достойным возложенной на него задачи».

После этого договора государства Союзников согласились изгнать греков из города Терис, а сами пообещали покинуть Стамбул и турецкие земли. При изучении выступлений Мустафы Кемаля становится ясно, что такое отношение государств Союзников было ответом на упразднение Халифата Мустафой Кемалем.

Благодаря этим широким полномочиям, предоставленным Мустафе Кемалю, фаза по ликвидации Халифата была запущена, и ему был нанесён решающий смертельный удар.

В своём выступлении перед Национальным собранием о ситуации в Турции Мустафа Кемаль разъяснил происходящее следующим образом:

«Я не верю в союз исламских государств. Я даже не верю в союз османских народов. Каждый из нас может поверить в любую идею, какую только пожелает. Но правительство обязано придерживаться неизменной политики, основанной на единственной цели и наборе фактов. Его цель — защитить существование страны и её независимость в определённых географических границах. Эмоции и беспокойство не должны влиять на нашу политику. Пускай сны и воображения развеются, потому что в прошлом они нам очень дорого обходились».

В своей книге под названием «Как был разрушен Халифат» Абдулькадим Заллюм делает следующие наблюдения относительно упразднения Халифата:

«Британцы хитростью сыграли в очень плохую и отвратительную игру, чтобы окончательно разрушить Халифат. Британский генерал Харингтон был назначен верховным главнокомандующим союзными войсками, которые оккупировали Турцию. Он командовал в Стамбуле и по всей Турции. Турция была отделена от всех остальных исламских территорий. Британцы были близки к задуманному, а их целью было уничтожение Халифата, а также удаление из Турции союзных себе французов, итальянцев и греков. Когда Великобритания поняла, что уничтожить Халифат и прогнать Союзников непросто, она стала прибегать к своим манёврам.

Англия поступила в этом отношении дьявольским, хитрым и отвратительным образом. Британское правительство поставило целью вытеснить Союзников из Турции, поэтому она прибегала к политическим, дипломатическим, межгосударственным и военным уловкам, и разжигала местные конфликты. Ко всему перечисленному Англия прибегала как к средству по уничтожению Халифата.

Британское правительство в рамках операции по собственноручному уничтожению Халифата, помимо межгосударственных манёвров и политических игр, прибегало к операциям в Турции через британских генералов, таких как Харингтон и Вилсон. Мустафа Кемаль был тем человеком, который играл для них в эту отвратительную игру. Если бы не Мустафа Кемаль, британские заговоры закончились бы полным провалом».

Выиграв эту войну с греками, Мустафа Кемаль вернулся в Анкару. «Великое национальное собрание»4 удостоило его чести звания «маршала» и присвоило ему титул «гази». Так Мустафа Кемаль и снискал себе известность в народе. Шквал телеграмм с восторженными и восхищёнными содержаниями стекались из Афганистана, Индии, Египта и других исламских земель. После всех этих почестей Великое национальное собрание избрало его законным президентом правительства. Затем, в 1922 году, Мустафа Кемаль отправил Исмета Инёню в Англию для переговоров с британцами о независимости.

Тогдашний министр иностранных дел Великобритании лорд Натаниэл Керзон во время мирной конференции, состоявшейся в ноябре 1922 года, в ответ на требование о предоставлении Турции независимости сказал Исмету Инёню: «Мы не можем признать вас независимыми, это невозможно. Тогда вопрос Востока вновь станет прежним». Мустафе Кемалю ничего не оставалось, кроме как взять на себя обязательство развеять опасения британцев. После этого он заявил, что согласится с условиями, которые они выдвинут в качестве гарантии того, что эти опасения будут устранены. Собственно говоря, на встрече, состоявшейся в 1923 году, устами британского дипломата Керзона были поставлены четыре условия. Позже эти условия стали более известны как «условия Керзона». Эти условия таковы:

1. Халифат должен быть полностью упразднён;

2. халиф должен быть изгнан за границу;

3. его собственность должна быть конфискована;

4. вместо Исламского Шариата должны быть внедрены рукотворные законы, а вместо основанного на исламских правилах конституции Османского государства в Турции должна быть утверждена светская и гражданская конституция.

Успешность завершения данной конференции зависела от этих четырёх условий. Но когда Мустафа Кемаль понял, что общественное мнение и Национальное собрание по большей части не разделяют его плана, он всерьёз задумался над тем, как выйти из этой сложной ситуации. Сложившаяся ситуация делала невозможным то, чтобы Лозаннская конференция была собрана вновь, потому что в такой атмосфере казалось немыслимым реализовать четыре условия, выдвинутые британским министром иностранных дел Керзоном в качестве ультимативного требования, чтобы конференция получила положительный результат.

Мустафа Кемаль должен был принять меры, которые позволили бы выполнить эти условия. Для этого ему было необходимо, чтобы Национальное собрание приняло решение по созданию республики, по избранию президента и по полной отмене Халифата. Однако глупо было надеяться на осуществление и приведение в действие своих проектов, когда большинство Национального собрания выходит против тебя. Для этого Мустафа Кемаль решил распустить Собрание и провести новые выборы, чтобы образовать Собрание из лояльных себе депутатов. Так он смог бы достичь своих целей и принимать нужные ему решения.

Абдулькадим Заллюм в своей книге «Как был разрушен Халифат» таким образом описывает данный процесс:

«Поэтому Мустафа Кемаль распустил Собрание и начал заниматься делами, связанными с новыми выборами, надеясь таким образом привлечь на свою сторону большинство. Но это вновь сформированное Собрание в результате выборов придерживалось пути старого меджлиса. Тогда Мустафа Кемаль задумал козни против Собрания, чтобы внести в него разлад и завести в тупик. Его целью было сделать Собрание неуправляемым. Он начал политический заговор, чтобы вызвать кризисную ситуацию и воспользоваться ею. Он пригласил министров к себе домой в Чанкая на ужин. На этом ужине обсуждалась политическая ситуация со всех её сторон. В конце концов, по предложению Мустафы Кемаля они решили на следующий день сначала подать досрочно в отставку, а затем отозвать свою отставку. Они намеревались вернуть себе прежний статус, поставив Собрание в затруднительное положение. На следующий день все министры ушли в отставку, как и договаривались ночью.

Хотя Собрание было созвано для формирования нового правительства, оно не увенчалось успехом. Усилились драки и ссоры среди депутатов. Каждый из них хотел, чтобы приняли его мнение и действовали в соответствии с этим мнением. Там стал царить полный беспорядок и хаос.

Двумя днями позже Мустафа Кемаль устроил ещё один ужин для своих близких друзей. Среди них были Исмет, Фетхи и Кемаледдин беи. Обсуждался и рассматривался вопрос о том, что Собрание не в состоянии сформировать правительство. Наконец, Мустафа Кемаль сделал следующее заявление:

«Пора положить конец этим беспорядкам. Завтра мы провозгласим республику. Это является выходом из всех сложившихся проблем. Фетхи, твоя задача завтра — подстрекать Собрание и настраивать его депутатов друг против друга, насколько это возможно. А тем временем ты, Кемаледдин, предложишь передать власть в мои руки, чтобы вывести Собрание из сложившейся критичной ситуации».

На следующий день началась встреча, и все стали действовать по оговорённому сценарию. С началом собрания в зале образовался большой шум. Депутаты дрались друг с другом и хватали друг друга за горло. Во время этого ожесточённого противостояния Кемаледдин-бей предложил пригласить Мустафу Кемаля для создания нового правительства. Депутаты, забыв о противоречиях между собой, приняли это предложение. Однако первое приглашение Мустафа Кемаль не принял. Затем они направили письмо, в котором писалось, что Собрание не способно разрешить правительственный кризис, и просили Кемаля о помощи. Мустафа Кемаль, в свою очередь, выдвинул условие, чтобы Собрание полностью согласилось с его видением формирования правительства. И депутаты приняли это».

29 октября 1923 года в парламенте состоялось важное заседание. Мустафа Кемаль вышел на трибуну и выступил с речью. В этом обращении Мустафа Кемаль провозгласил Турцию республикой и сказал:

«Вы попросили меня найти выход из этой кризисной ситуации. Однако вы сами — виновники происходящего. Источник кризиса, в котором мы находимся, не временный, а, наоборот, корнями уходит в ошибки, заложенные в основах нашей государственной системы. Меджлис обладает как законодательной, так и исполнительной властью. Каждый депутат из вас должен участвовать в принятии решения, относящегося к правительству, а не вмешиваться во все виды государственных дел и решения остальных министров. Господа! В такой обстановке ни один министр не примет на себя обязанности и не возьмёт на себя ответственность. Вы должны осознавать, что на ныне существующих принципах будет не правительство, а бардак. Вам нужно изменить этот порядок. С этой целью я принимаю решение, чтобы Турция стала республикой под управлением избранного на выборах президента».

40% депутатов не участвовали при голосовании в Собрании. Однако ранее было решено, что Турция станет республикой. Мустафа Кемаль был избран первым президентом Турецкой Республики. Он стал работать над упразднением Халифата и провозглашением светскости государства. Он стал науськивать Собрание и склонять его к данной затее. Депутаты-ораторы, религиозные деятели и лидеры оппозиции принялись за жестокие нападки на институт Халифата. После этого, чтобы защитить республику, они приняли закон, согласно которому каждое действие в пользу смещённого султана воспринималось как предательство, а те, кто нарушал данный закон, приговаривались к смертной казни.

Когда некоторые депутаты говорили, что с дипломатической точки зрения Халифат выгоден для Турции, сторонники Мустафы Кемаля поднимали шум и пытались заставить этих депутатов замолчать. В связи с этим Мустафа Кемаль сделал следующее обращение:

«Разве турецкие крестьяне не воевали и не умирали за Халифат, Ислам и представителей духовенства на протяжении пяти веков? Пора Турции забыть об интересах индийцев и арабов и заняться своими собственными интересами, освободившись от бремени руководства исламскими государствами».

Хотя некоторые депутаты решительно выступили против стремления Мустафы Кемаля упразднить Халифат, Мустафа Кемаль посредством угроз заставил замолчать этих противников. Собрание меджлиса было созвано в начале марта 1924 года. Вступительная речь вращалась вокруг необходимости упразднения Халифата. Мустафа Кемаль сразу же наткнулся на бурю возражений.

Он представил меджлису предложение об отмене Халифата. Следом же он предложил депортировал халифа и отделил религию от государственных дел. Он выступил перед несогласными депутатами с такой речью:

«Необходимо любой ценой спасти республику от опасности и заложить в её основу научный и прочный фундамент. Также необходимо, чтобы халиф и остальные представители династии Османов покинули республику. Старые религиозные суды должны быть упразднены, вместо них должны быть созданы суды, основанные на современных законах; религиозные медресе должны быть закрыты, а вместо них нужно открыть светские школы, которые будут находиться под контролем правительства».

Утром 3 марта 1924 года было объявлено, что Великое национальное собрание приняло решение упразднить Халифат и отделить религию от государственных дел. В ту же ночь Мустафа Кемаль отправил указ губернатору Стамбула, в котором говорилось: «Необходимо, чтобы Абдульмаджид до завтрашнего утра покинул Турцию». Посреди ночи он заставил его направиться во дворец халифа с охраной и солдатами и арендовать машину, чтобы переправить халифа через границу в направлении Швейцарии. Он дал халифу чемодан с одеждой, бельё и немного денег. Через два дня Мустафа Кемаль собрал всех представителей династии Османов и вывез их из страны. Все религиозные титулы были отменены. Фонды мусульман были превращены в государственную собственность. Религиозные медресе были преобразованы в гражданские школы и перешли под контроль министерства народного образования.

Таким образом, Мустафа Кемаль выполнил четыре условия, выдвинутые британским министром иностранных дел Керзоном. Отныне не оставалось никаких препятствий для проведения и успешного завершения мирной конференции. 8 марта 1924 года Исмета Инёню — министра иностранных дел Турции и главу турецкой делегации — направили Союзникам с письмом с призывом заключить мир, и последние приняли это обращение. 23 апреля 1924 года Лозаннская конференция вновь возобновила свою работу. Участники конференции заключили мирный договор. 24 июля 1924 года был подписан Лозаннский мир. Иностранные государства признали независимость Турции. Британцы вышли из Стамбула и проливов. Харингтон покинул Турцию. После этого один из британских депутатов выступил с нападками на Керзона в Палате общин Великобритании из-за независимости Турции. Керзон ответил на это следующим образом:

«С Турцией действительно покончено. После этого ей не встать на ноги, ведь мы положили конец её духовной силе. Этой силой были Халифат и Ислам».

Так англичанам с местными соучастниками удалось упразднить 1300-летний платан — Халифат — 3 марта 1924 года (28 Раджаба 1342 года по хиджре).

 

Йылмаз Челик
26.02.2021

1. «As soon as this Bill has been passed, the Treaty will be ratified, and a new era will open» (CAB/23/46, s. 424).

2. http://www.mustafaarmagan.com.tr/genel/hilafetin-kaldirilmasini-ingilizler-mi-istemisti/

3. Союзники в Первой мировой войне — общее название членов коалиции государств, находившихся в состоянии войны с блоком так называемых «Центральных держав» во время Первой мировой войны. Понятие Союзников не тождественно понятию «Антанта».

4. Великое национальное собрание Турции (тур. Türkiye Büyük Millet Meclisi) — высший однопалатный законодательный орган (парламент) Турецкой Республики зачастую называют просто меджлис (тур. Meclis). Был учреждён в Анкаре 23 апреля 1920 года в ходе Греко-турецкой войны. В период с 1961 по 1982 годы парламент Турции был двухпалатным, верхней палатой являлся Сенат республики.