Неспособность халифа выполнять свои обязательства

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Общий компонент в хадисах о назначении амира

Дорогой брат, приветствую Вас исламским приветствием.

1. Основной деятельностью халифа является претворение законов Шариата.

Это, в свою очередь, требует способности либо для самостоятельного выполнения тех или иных действий, либо для контроля за тем, кому это было поручено. Однако у халифа может появиться заболевание, которое будет препятствовать ему в выполнении этого. Например:

— он может заболеть настолько, что будет вынужден находиться под длительным уходом, а после выписки не должен будет входить в контакт с другими людьми;

— он может заразиться инфекцией, или у него будут сильные боли, которые лишат его способности сконцентрироваться или воспринимать то или иное обстоятельство;

— его болезнь может повлиять на память;

— его может парализовать так, что полноценная функциональность ощущений, способность говорить и т.п. будут нарушены;

— его болезнь может продлиться столько, что это подорвёт целостность правления.

Однако то, должен ли халиф быть снят со своего поста из-за болезни, определяет суд «Махкамут уль-мазалим» (суд по фактам несправедливости со стороны органов государства). Для этого суд совместно со специалистами изучает продолжительность лечения болезни, а также сможет ли халиф избавиться от неё или нет.

В этих и подобных ситуациях он всё равно остаётся халифом до тех пор, пока Махкамат уль-мазалим не вынесет решение о снятии его с поста. Но прежде назначается срок, в течение которого халиф должен выздороветь, при том, что назначенный срок не должен нанести вред государству и Умме. Только после всех процедур Махкамут уль-мазалим выносит окончательное решение: либо о снятии его с поста халифа, либо об оставлении его на этом посту. В случае решения о снятии с поста присяга даётся другому халифу строго в соответствии с шариатской процедурой.

2. Да, в качестве общего компонента между разными группами выступает иллят: избрание одного из них амиром. Это выводится из следующих шариатских текстов:

لَا يَحِلُّ لِثَلاثَةِ نَفَرٍ يَكُونُونَ بِأَرْضِ فَلاةٍ، إِلَّا أَمَّرُوا عَلَيْهِمْ أَحَدَهُمْ

«Три человека, собравшиеся на какой-либо земле, должны избрать среди себя одного амиром» (Ахмад).

إِذَا كُنْتُمْ ثَلاثَةً فِي سَفَرٍ فَأَمِّرُوا عَلَيْكُمْ أَحَدَكُمْ

«Если вы вышли в путь втроём, то выберите одного из вас амиром» (аль-Баззар).

Поэтому из выражений «собравшиеся на какой-либо земле», «вы вышли в путь» выводится, что между группами бывает общий компонент. Учитывая это, делается кыяс на то, что в случае присутствия общего компонента между членами группы нужно выбрать амира, и не важно, является этим общим компонентом нахождение в пути, членство в политическом блоке и т.п.


24.07.2004