Проектирование жилища по Исламу

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В наше время мусульмане отдалились от исламского образа жизни, а их дома стали далеки от таких концепций Ислама, как «прикрывать», «опускать взгляд», поддерживать комфорт соседа и других людей.

Можно ли использовать преимущества городской застройки, чтобы спроектировать дом, соответствующий требованиям исламского права? Аллах говорит:

وَاللَّهُ جَعَلَ لَكُم مِّن بُيُوتِكُمْ سَكَنًا

«Аллах сделал для вас дома жилищами» (16:80).

Ислам — это религия, которую Аллах ниспослал нашему господину Мухаммаду ﷺ, чтобы урегулировать отношения человека со своим Создателем, с самим собой и другими людьми. Вот почему мусульманину необходимо строить своё поведение в соответствии с этой божественной системой, представленной Книгой Аллаха и пророческой Сунной. Ниже мы представим основы исламского видения относительно жилища и некоторые архитектурные решения, совместимые с верованиями мусульман.

Одной из распространённых ошибок является мнение, что исламские дома представляют собой материальные формы и полые стены, где не учтена функциональность. В исламском жилье внимание обращается на две важные части вопроса: первая — функциональная часть, основанная на исламских концепциях, а вторая — материальная, что является практическим отображением этих критериев.

Вначале мы обсудим некоторые критерии, определённые исламским законом в построении дома и совместимые с верой мусульманина.

Право семьи:

Исламская религия придаёт семье особое значение в обществе, поэтому велит опускать взгляд и не смотреть на запретное. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَدْخَلَ عَيْنَهُ فِي بَيْتٍ مِنْ غَيْرِ إِذْنِ أَهْلٍ فَقَدْ دَمَّرَهُ

«Кто посмотрел в дом людей без их разрешения, тот разрушил этот дом» (Ибрахим аль-Харби). Входить в чей-то дом можно лишь с позволения его хозяев. Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتًا غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا

«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей» (24:27).

Исходя из вышесказанного, можно уверенно сказать, что дом — это запретное место.

Право соседей:

Точно так же Ислам придаёт большое значение соседям. И поскольку люди в обществе представляют собой группу соседей, уважение и доброта к ним равносильны уважению и доброжелательности ко всему обществу. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا زَالَ جِبْرِيلُ يُوصِينِي بِالْـجَارِ حَتَّى ظَنَنْتُ أَنَّهُ سَيُوَرِّثُهُ

«Джибриль не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу так долго, что я даже подумал, что он включит его в число наследников» (Ахмад). Также он сказал:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِالله وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَلاَ يُؤْذِ جَارَهُ

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, не вредит соседу» (Бухари). Если человек чувствует себя в безопасности от соседей, он получит утешение и спокойствие.

Право общества:

Что касается отношения жилища к дороге общего пользования, то оно уже определено хадисом Посланника Аллаха ﷺ:

إِيَّاكُمْ وَالْجُلُوسَ عَلَى الطُّرُقَاتِ فَقَالُوا: مَا لَنَا بُدٌّ، إِنَّمَا هِىَ مَجَالِسُنَا نَتَحَدَّثُ فِيهَا. قَالَ: فَإِذَا أَبَيْتُمْ إِلاَّ الْمَجَالِسَ فَأَعْطُوا الطَّرِيقَ حَقَّهَا. قَالُوا: وَمَا حَقُّ الطَّرِيقِ؟ قَالَ: غَضُّ الْبَصَرِ، وَكَفُّ الأَذَى، وَرَدُّ السَّلاَمِ، وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ، وَنَهْىٌ عَنِ الْمُنْكَرِ

«Остерегайтесь посиделок на дорогах!». Люди сказали: «Но ведь там мы можем собраться и побеседовать друг с другом!». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Если уж вам нужно собираться там, то, по крайней мере, воздавайте дороге должное!». Люди спросили: «А что значит воздавать должное дороге?». Он ответил: «Это значит потуплять взоры, никому не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого» (Бухари).

Хадис запрещает сидеть на дорогах словом «остерегайтесь», которое обычно сопровождается наказанием для нарушителя. И хотя после этого в хадисе разрешается делать это в крайних случаях, то только с соблюдением строгих условий. Следовательно, мусульманину необходимо уделить внимание внутренней жизни, то есть жизни внутри домов, что, в свою очередь, обеспечивает полную неприкосновенность жилища. Дом — это место, где чужие не увидят запретное, и он не должен строиться на дороге, чтобы не противоречить хадису Посланника Аллаха ﷺ.

Неприкосновенность жилища:

Необходимо обеспечение высокой степени неприкосновенности жилища. Часть дома, посвящённая частной семейной жизни, отделяется от второй части, которую могут посещать посторонние люди, чтобы нельзя было ни слышать, ни видеть то, что происходит в другой части. Этот принцип влияет на общую планировку жилища.

Эти пункты должны быть реализованы при построении дома. В этой статье мы обратимся к некоторым решениям, которые были найдены в архитектуре в золотую эпоху Ислама.

Что касается первого решения, относящегося к внутренней жизни, оно представлено концепцией «двора», который должен обеспечить нахождение на улице, но вдали от глаз людей. Двор полностью закрыт, и лишь внешние стены двора могут иметь маленькие отверстия на улицу, которые обычно расположены очень высоко.

Что касается второго решения, то это «бадгир (ветролов)», который, в свою очередь, должен быть приспособлен к жилищу, чтобы обеспечить полный комфорт для его жителей.

Двор:

Двери жилища должны выходить во двор, а двор выполняет следующие функции:

1. Это открытое пространство внутри здания, которое позволяет человеку контактировать с уличным воздухом и природой.

2. Комнаты жилища располагаются вокруг внутреннего двора, что соответствует принципу уединения для жителей в практике их семейной жизни.

3. Двор выполняет функцию терморегулятора, так как ночью в нём собирается холодный воздух, благодаря чему днём поддерживается низкая температура. Таким образом, он способствует снижению температуры внутренних пространств здания в первый период дня, поскольку затемняет большую часть пола двора, уменьшает отражение солнечного света и позволяет создавать зелёную зону или установить фонтан. Двор — это уменьшение ослепления от солнца, поддержка температуры воздуха и повышение влажности.

4. Жители проводят свои вечера во дворе вдали от глаз людей, наслаждаясь полным уединением, особенно летом, в комфортной атмосфере с умеренной температурой. Во многих жарких странах жители могут даже спать во дворе, чтобы избежать сильной жары внутри, и, таким образом, запретность дома сохраняется.

Бадгир:

Жизнь мусульман внутри дома требует того, чтобы дом полностью замыкался, а комнаты имели выход лишь во внутренний двор. В то же время внешние стены имеют маленькие отверстия, если они вообще есть. Проектировщику необходимо найти разумное архитектурное решение для движения воздуха внутри дома, чтобы обеспечить температурный комфорт. В любом затенённом месте с движением воздуха поддерживается низкая температура, а движение воздуха помогает смягчить сурово сухой климат, что делает ветролов приоритетным фактором при проектировании жилья, особенно в странах с жарким сухим климатом.

В жарком и влажном климате противоположное движение воздуха происходит, когда воздушный поток проходит вокруг здания. Вокруг ветреной части создаётся зона высокого давления. При разнице давлений между двумя частями внутри здания возникают воздушные потоки, если имеются соответствующие отверстия. Тогда воздух устремляется из областей с высоким давлением в области с низким давлением, следовательно, чем больше здание перпендикулярно расположено к направлению ветра, тем больше поступает воздуха. Исходя из этого, мы можем сказать, что цель ветролова — обеспечить естественный поток воздуха и охлаждение внутри здания.

Поскольку в большинстве случаев комнаты — смежные, а поверхности стен не подвержены воздействию внешних климатических факторов, ветролов в большинстве исламских городов используется в качестве постоянной системы кондиционирования воздуха, и его стоимость невысока по сравнению с современными системами охлаждения. Мы не должны забывать, что ветролов создаёт естественную, а не искусственную вентиляцию.

Исламский город:

Нахождение архитектурных решений, соответствующих мусульманской вере, является важным делом в исламских городах, и мы должны увязать городское развитие с нашим древним наследием с точки зрения строительства и других инженерных работ, найти идеальный вид исламского города, отличный от всех других городов.

Литература:

1. «Исламское архитектурное наследие в Египте», Салих Ламей Мустафа.

2. «Влияние климата и арабская архитектура», Мухаммад Бадруддин аль-Хаули.

3. «Коранические мысли» в журнале «Алям уль-бина», Хазим Мухаммад Ибрахим.

 

Мухаммад Аззам