Объединение Уммы в сени политического образования — фард этого времени

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Очень часто, когда к людям обращаешься с призывом о необходимости возобновления исламского образа жизни, некоторые говорят, что прежде чем говорить об объединении Уммы и установлении Халифата, первыми должны объединиться исламские движения и партии. Отсюда вопрос: насколько правильны данные слова?

Тот, кто говорит подобное, относится к одной из категорий:

а) Тот, кто верит в сказанное, кому причиняет боль дискуссии, происходящие между проповедниками, кто пытается оказать поддержку их идеям и взглядам. На это его толкает искренность перед Аллахом, любовь к Исламу и мусульманам. Такой человек призывает к объединению проповедников в одно сплочение, в один фронт. К сожалению, он не осознаёт масштабы и сущность того, к чему призывает, поскольку он полагает, что существование партий и движений, т.е. многопартийность, вытекает из-за различия в интересах, конкуренции за лидерство, желания получить выгоду.

Он также не до конца осознаёт, что Ислам и призыв к нему не основываются на компромиссе, уступках, отказе от поставленной цели. Правильная многопартийность возникает из-за шариатского хукма, который был принят в отношении поставленного вопроса. Нет такого, чтобы на поставленный вопрос существовало несколько шариатских хукмов на выбор. Непонимание этого подталкивает человека призывать партии и движения к объединению, чтобы достичь поставленной цели и спасти Умму. Поэтому миссия носителей призыва состоит в том, чтобы разъяснять такому человеку истину, пока Аллах не озарит его разум светом и не направит по правильному пути.

б) Тот, кто заблудился и стремится отдалить Умму от подчинения исламским партиям и движениям под предлогом разделения и разобщённости. Такие люди говорят, что неспособность мыслителей партий и движений прийти к общему мнению, к объединению между собой, не позволит привести Умму к единству, не позволит установить Халифат. Как они объединят Умму, живущую в разных странах, когда сами не способны объединиться?!

Такие и им подобные слова повторяются из раза в раз, дабы подтолкнуть обычных людей к отдалению от носителей призыва и деятельности по установлению власти Ислама. Также данная категория людей заявляет о неспособности Ислама идти в ногу со временем и соответствовать вызовам века, она заявляет, что многопартийность — это раскол и зло. Хотя эти люди прекрасно осознают, что объединение партий и движений — неосуществимая вещь, а призыв к этому несёт в себе обман и дезинформацию.

Ответом таким людям должно быть разоблачение их слов, разъяснение того, что существование большого количества исламских партий и движений — неизбежная вещь, а попытка объединить их — не только неосуществимое дело, но и противоречащее Шариату и разуму.

Исламский сакофат (просвещение) берёт своё начало из Корана и Сунны. В них (Коране и Сунне) имеются тексты, которые категоричны по своему происхождению и указанию (катъыят ус-субут и катъыят уд-диляля), и тексты, которые категоричны по своему происхождению, но некатегоричны по своему указанию (катъыят ус-субут и занният уд-диляля). Тексты, которые категоричны по своему происхождению и указанию, не вызывают дискуссий и разногласий, поскольку они категоричны по происхождению и несут в себе один смысл. Например, Всевышний сказал:

وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3:97).

Никто из мусульман не будет спорить с тем, что хадж является обязательным, поскольку аят относится к категоричным доказательствам, а также аят несёт в себе один смыл: совершить хадж.

Что касается аятов и мутаватир хадисов, которые хоть и категоричны по происхождению, но некатегоричны по указанию, то они могут нести в себе несколько значений. Например, Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ۚ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا ۚ وَإِن كُنتُم مَّرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и [умойте] ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришёл из уборной или если вы прикоснулись к женщинам, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (5:6).

В этом аяте используется выражение «لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ» (вы прикоснулись к женщинам). В арабском языке глагол «لَامَسَ» (прикасаться) указывает на два значения: интимную близость и прикосновение. Поэтому будет естественным, что аят может указывать на несколько значений, а значит — на несколько хукмов. Также имеются тексты, которые некатегоричны в своей основе, но при этом они категоричны в своих указаниях (занният ус-субут и катъыят уд-диляля). Например, слова Посланника (с.а.с.):

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ

«Кто постился в месяце Рамадан, а потом ещё в течение шести дней месяца Шавваль, тот словно постился целый год». Хоть хадис и относится к хабар уль-ахад, но при этом он несёт в себе одно значение: пост в течение шести дней месяца Шавваль.

Также имеются тексты, которые некатегоричны в своей основе и некатегоричны в своём указании (заннияту ус-субут и занният уд-диляла). В качестве примера приведу известную историю о том, как Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал своим сподвижникам следующее:

إِنَّ مَنْ كَانَ سَامِعاً مُطِيعاً فَلَا يُصَلِّيَنَّ الْعَصْرَ إِلَّا فِي بَنِي قُرَيْظَةَ

«Кто проявляет послушание и подчинение [Посланнику], тот пусть совершает аср намаз на территории племени Бану Курайза». Сподвижники разошлись в понимании этих слов, поэтому часть из них совершила аср намаз в пути, когда наступило его время, т.к. они считали, что Пророк (с.а.с.) всего лишь хотел поторопить их в поход против Бану Курайза. Другие же совершили аср намаз, только когда достигли местности Бану Курайза, хотя уже наступило время магриб намаза. Посланник Аллаха (с.а.с.) не высказался об ошибочности понимания его слов той или иной группы сподвижников, а это значит, что мнение тех и других было одобрено им.

Это с точки зрения шариатских текстов и их указаний. Также я хочу привести в качестве дополнения к вышеизложенному то, что Ислам обратился к разуму людей, сделав разум предметом таклифа перед Аллахом. Разум является средством (василя) для понимания шариатских текстов, поэтому будет естественным, что понимание текстов будет отличаться от человека к человеку, поскольку проницательность и познания людей разнятся.

Подобное происходило во времена сподвижников, затем во времена таких учёных, как Абу Ханифа, Малик, Шафии, аль-Аузаи, Джафар и другие. Никто не сомневается в том, что сподвижники и учёные были искренни и полны любви к Исламу. Никто не говорит, что их разногласия были причиной для раскола Уммы, поскольку это разногласие не выходило за рамки дозволенного, не влияло на отношения среди мусульман, они продолжали оставаться единой Уммой.

Подобные разногласия были как во времена Посланника (с.а.с.), так и во времена праведных халифов, а затем во времена других халифов. Единство Уммы было тогда, когда было Исламское Государство, которое упорядочивало её жизнь, а объявление войны или заключение мира касалось всех мусульман. Халифом был тот, кто выступал в качестве представителя мусульман в претворении Шариата над ними. Избрание халифа было решением проблем. Решением, на принятие которого у мусульман отведено всего три дня с их ночами. После истечения этого срока у мусульман уже должен быть избран халиф, в противном случае на них ложится грех. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ خَلَعَ يَدًا مِنْ طَاعَةٍ لَقِيَ اللَّهَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لَا حُجَّةَ لَهُ وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто отойдёт от подчинения, встретится в Судный день с Аллахом, не имея оправдания, и тот, кто умер, не имея [возможности дать] присягу, умер смертью времён джахилии».

Сегодня проходит сотая годовщина разрушения Халифата. Сегодняшнее положение Уммы не вызывает восторга и радости, поэтому сегодня как никогда мы должны поспешить в возвращении Второго Праведного Халифата.

أقيموا_الخلافة
#ReturnTheKhilafah
#YenidenHilafet
#خلافت_کو_قائم_کرو

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Ибрахи Усман (Абу Халиль) — Судан
20 Раджаба 1442 г.х.
04.03.2021 г.