Доклад Александра Аулина

Доклады круглого стола
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вице-президент по международным вопросам Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения».

Формирование образа Хизб ут-Тахрир в информационном пространстве Украины

Вместо вступления

Если в Гугле набрать «Хизб ут-Тахрир в Украине»1, то в первой дюжине сообщений окажется 4 ссылки на сайты Хизб ут-Тахрир и дружественный ресурс qirim-vilayeti.org. Из оставшихся восьми – 3 нейтральных материала, это: справочный в Википедии, анонсы «Подведение итогов Международного форума «Исламский призыв на постсоветском пространстве. Хизб ут-Тахрир: реалии и вызовы» Униана, «Приглашение на Международный форум Хизб ут-Тахрир» youtube.

В блоке «Новости» по запросу «Хизб ут-Тахрир Украина» оба материала настраивают на тревожный лад своими названиями. «Исламисты проведут в Крыму международный форум» и «Запрещенная во многих странах «Хизб ут-Тахрир» проведет съезд в Крыму».

Ментальный посыл названия, помещенного далее, интервью с известным киевским исламоведом И. Семиволосом под названием «Хизб ут-Тахрир не угрожает национальной безопасности Украины», нивелируется следующим вопросом от «ВВС Украина»: «Почему крымские татары воюют в Сирии?».

Завершающий визуальный пул nr2.ru со своим «Митинг «Хизб ут-Тахрир» в Крыму – опасный сигнал» ставит жирную точку на восприятии Хизб ут-Тахрир пользователем, бегло просматривающим эту гугловскую страничку.

Результат примитивного контент-анализа показывает, что названия четырех из восьми, посвященных Хизб ут-Тахрир материалов (ровно 50%) в одной из самых популярных поисковых систем Интернета, негативно маркированы в эмоциональном плане.

Насколько верно приведенные данные отражают восприятие Хизб ут-Тахрир в Украине, формируемое средствами массовой информации, ответить сложно. Для этого необходимы комплексные исследования с применением более тонкого инструментария. В то же время они дают общее представление об основных трендах выстраивания образа Хизб ут-Тахрир.

В обозначенном контексте несомненный интерес представляют ответы на вопросы «от кого исходит наиболее острая критика Хизб ут-Тахрир?» и «на чем она основана?». Выяснение причин негативного отношения также является важным аспектом. Однако временные рамки и объем доклада могут воспрепятствовать качественному раскрытию причинно-следственных связей.

От кого исходит критика?

Внутри Украины на Хизб ут-Тахрир обращено особое внимание Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК). В данном случае речь идет о религиозных расхождениях и распоряжении религиозной инфраструктурой полуострова.

По мнению ДУМК, «идеология Хизб ут-Тахрир разжигает межрелигиозную вражду и ненависть»2.  Меджлис-Курултай в этом вопросе традиционно поддерживает Духовное управление.

Курултаем еще в 2004 году было принято обращение к мусульманам Крыма. В нем, в частности, говорится: «Появление на территории Крыма последователей политической организации «Хизб ут-Тахрир», чья деятельность запрещена практически во всех исламских государствах, а исповедуемые ее членами формы распространения Ислама признаны недопустимыми и еретическими, свидетельствует о том, что в среде противников единства и сплоченности крымскотатарского народа продолжаются поиски более изощренных попыток, способных, по их мнению, не только ослабить волю крымскотатарского народа на пути национального и духовного возрождения, но и привнести в крымское общество религиозную нетерпимость и недоверие»3.

На сайте общественной организации «Себат», являющейся одним из основных участников оппозиционного Меджлису Крымскотатарского народного фронта, Хизб ут-Тахрир посвящены материалы с «говорящими» названиями:

«Себат» дал оценку деятельности Хизб ут Тахрир»,
«Хизбы дали «наставление» лидерам «СЕБАТА»,
«Ответ «Себата» на «наставления» секты Хизб ут-Тахрир»,
«Мусульмане Крыма против Хизб ут-Тахрир»,
«Себат»: Руководство меджлиса и Хизб ут-Тахрир работают против крымских татар»4.

В данном случае вполне отчетливо наблюдается динамика своего рода «политического диалога». И значит, претендующие на основных оппозиционеров политики Меджлиса-Курултая – «Себат» и, возможно, союзные ей политические силы видят в Хизб ут-Тахрир соперника, достойного того, чтобы основные актеры крымскотатарского политикума уделяли ему свое внимание.

В опубликованном в сентябре 2013 года «АиФ Украина» материале «Москаль обвинил Анатолия Могилева в поддержке террористов» говорится:

«Хизбы» организуют в Симферополе трехтысячный митинг, который санкционирует власть … На митинге собирают деньги. На митинге призывают ехать и противостоять правительственным войскам Сирии и тому подобное. А где же власть? СБУ заявляет, что у нее данных нет. МИД не видел украинских боевиков. Все госструктуры, подчиненные власти, говорят: все нормально. Так как же нормально, если об этом знает весь Крым?»5

Подобное высказывание одного из известных политиков сложно оценить как выражение консолидированного отношения украинской оппозиции к Хизб ут-Тахрир.

В то же время сам факт использования названия Хизб ут-Тахрир как синонима радикализма и терроризма позволяет предположить, что в информационном поле Украины уже сформирован негативный имидж Хизб ут-Тахрир. На основании названий материалов российских информагентств, представленных на территории Украины, можно сделать вывод об их консолидированном негативном восприятии Хизб ут-Тахрир:

«Г.Москаль считает необходимым законодательно запретить в Украине организацию «Хизб ут-Тахрир» («РБК Украина»);
«Активисты незарегистрированной партии «Хизб ут-Тахрир» на митинге в Симферополе звали к возрождению Халифата» («Интерфакс Украина»);
«Запрещенная исламистская партия намерена провести в Крыму международный форум» («Росбалт Украина»);
«В Крыму проходит митинг организации, признанной террористической в РФ» («РИА Новости Украина»).

На чем основано отрицательное отношение?

В статьях, содержащих негатив по отношению к Хизб ут-Тахрир, обычно четко не указывается источник, откуда получены сведения. В качестве примеров целесообразно обратиться к активно тиражируемым украинскими и российскими массмедиа уже цитировавшемуся высказыванию Г. Москаля, зампреда Комиссии Мосгордумы по безопасности С. Гончарова и появившейся вначале в российских «Вестях» статье «Вербовка, тайные штабы и казни: в Крыму бесчинствуют радикальные исламисты», активно цитировавшейся украинскими СМИ».

Г. Москаль: «По моим данным – 250 человек. После Египта они все переехали в Сирию. И сегодня воюют на стороне Хизб ут-Тахрир против Асада – президента Сирийской республики»6. Такого рода высказывания не поддаются верификации. Поэтому читателю остается лишь принимать на веру высказывания политика.

Автор материала «Вербовка, тайные штабы и казни: в Крыму бесчинствуют радикальные исламисты» применил перенос негативно маркированной информации на иной объект. В нашем случае на Хизб ут-Тахрир:

«В Бахчисарайском районе, в селе Путилово, убита девочка Анжела Стрела. В Евпатории, в селе Уютное, мальчику Артему отрезали голову. Казачий активист и бывший консультант комитета по культуре Крымского верховного совета показывает: полуостров поделили экстремисты. В районе Джанкоя действует турецкая секта «Нурджулар», Бахчисарай облюбовали салафиты.

В центре Симферополя проходит митинг, слышатся крики «Аллах Акбар!» Партия «Хизб ут-Тахрир» запрещена во многих, даже (подчеркивания наши – А.А.) исламских, странах. Запрещена она и в России. Однако на Украине она действует открыто. Главный лозунг — восстановление «Всемирного Халифата». Официальные власти наблюдают со стороны. А сторонники партии, не стесняясь, сначала стоят в оцеплении так называемой «шариатской полиции», потом — позируют с оружием»7.

Если взять отдельно эти ключевые слова, получается:

убита девочка – мальчику отрезали голову – секта – Аллах Акбар! = Хизб ут-Тахрир

Этот ассоциативный ряд вольно или невольно предлагает вполне отчетливый алгоритм восприятия: «Хизб ут-Тахрир – это исламские сектанты-убийцы». Слово «партия» в данном контексте, очевидно, является слабо воспринимаемым, сложно запоминаемым, т.к. обладает эмоциональной нагрузкой совершенно иного уровня, чем остальные приведенные выше.

При этом автор, вроде бы, и не обвиняет Хизб ут-Тахрир ни в чем ином кроме позирования с оружием и «шариатской полиции». Но наше сознание уже отфиксировало сигнал опасности, исходящий от Хизб ут-Тахрир. Незадолго до проведения Хизб ут-Тахрир Форума в «Голосе России» появился материал под названием «Исламистская «Хизб ут-Тахрир» добралась до Крыма». В нем представлено интервью с зампредом Комиссии Мосгордумы по безопасности Сергеем Гончаровым. Московский чиновник, в частности, заявляет: «Исламистская организация «Хизб ут-Тахрир», которая намерена провести международный форум в Крыму, выбрала это место неслучайно. На полуострове сейчас очень серьезные движения крымских татар, которые пытаются диктовать свои законы местным властям. Если правительство не воспрепятствует деятельности группировки в стране, последствия могут быть плачевными»8.

Причины негативного отношения к Хизб ут-Тахрир

Автор может лишь предположить, что к основным причинам недовольства деятельностью Хизб ут-Тахрир в Украине может быть отнесено политико-идеологическое соперничество в крымскотатарской среде. В случае Российской Федерации отсутствуют даже предположения.

Поэтому хотелось бы выразить благодарность устроителям этого Форума за возможность пообщаться с представителями Хизб ут-Тахрир и другими экспертами, для того чтобы составить объективное представление о таком в высшей степени интересном с точки зрения исламоведения социально-политическом феномене, которым на сегодняшний день является Хизб ут-Тахрир.


1. По состоянию на 14:00 05.09.2013
2. [Электронный ресурс]. – http://qirimmuftiyat.org.ua/index.php? option=com_ content&view=article&id=682%3A2012-06-14-16-00-16&catid=90%3A-qq&Itemid=100051&lang=ru
3. [Электронный ресурс]. – http://qtmm.org/search/query/
4. [Электронный ресурс]. – http://sebat.org.ua/?s=хизб+ут-тахрир
5. [Электронный ресурс]. – http://www.aif.ua/society/news/61468
6. [Электронный ресурс]. – http://www.nr2.ru/kiev/459760.html
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1101977
8. [Электронный ресурс]. – http://rus.ruvr.ru/2013_10_02/Islamistskaja-Hizb-ut-Tahrir-dobralas-do-Krima-7392/

О Форуме Хизб ут-Тахрир


7-8 октября в Крыму, в городе Симферополе прошел международный форум Хизб ут-Тахрир. Организатором мероприятия выступил информационный отдел Хизб ут-Тахрир в Украине (Крым, Симферополь) при поддержке центрального информационного офиса партии (Ливан, Бейрут). Целью организации данного мероприятия стало стремление рассказать общественности о партии Хизб ут-Тахрир.

Участие в форуме приняли общественные и религиозные деятели, правозащитники, журналисты и эксперты из ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Всекрымская общественно-политическая газета "Возрождение" о Форуме