Мечеть аль-Акса и проект евреизации. Что является ваджибом для мусульман?! 2 ч.

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В данной части мы подошли ко второму аспекту: радостная весть о первом завоевании мечети аль-Акса и её осуществление.

Первое завоевание произошло во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Но для начала хотелось бы остановиться на статусе мечети аль-Акса в акыде Уммы и законах Ислама. Например, за 17 лет до завоевания аль-Аксы Посланник Аллаха ﷺ объявил об этом во время исра и мирадж (ночное путешествие Пророка Мухаммада ﷺ в аль-Кудс и его вознесение на небеса). Радостная весть о первом завоевании мечети аль-Акса упоминается в связке с радостной вестью о завоевании мечети Масджид аль-Харам в Мекке. Статус аль-Аксы подчёркивается её упоминанием в связке с двумя другими мечетями:

لَا تُشَدُّ الرِّحَالُ إِلَّا إِلَى ثَلَاثَةِ مَسَاجِدَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَمَسْجِدِي هَذَا وَالْمَسْجِدِ الْأَقْصَى

«[Целенаправленно] отправляться в путь можно только для посещения одной из трёх мечетей: Масджид аль-Харам [в Мекке], моей мечети [в Медине] и мечети аль-Акса» (Бухари),

اَلصَّلَاةُ فِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ بِمِائَةِ أَلْفِ صَلَاةٍ وَالصَّلَاةُ فِي مَسْجِدِي بِأَلْفِ صَلَاةٍ وَالصَّلَاةُ فِي بَيْتِ الْمَقْدِسِ بِخَمْسِ مِائَةِ صَلَاةٍ

«Намаз [совершённый] в Масджид аль-Харам [в Мекке, по награде равен] ста тысячам [обычных] намазов. Намаз [совершённый] в моей мечети [в Медине, по награде равен] тысяче [обычных] намазов. Намаз [совершённый] в мечети аль-Акса [по награде равен] пятистам [обычных] намазов» (ат-Табарани). Заявление об отправлении в путь для посещения и совершения намазов в этих трёх мечетях означает, что сердца мусульман должны быть привязаны к ним. Однако это также означает, что власть Ислама и мусульман должна присутствовать на этих территориях, чтобы посещение мечетей проходило под сенью мира и безопасности.

Перед своей смертью, лёжа в постели, Посланник Аллаха ﷺ завещал, чтобы армия мусульман отправилась в земли Шама. Во главе этого войска он ﷺ назначил Усаму ибн Зайда, чтобы тот смог завершить путь своего отца Зайда ибн Харисы, ставшего шахидом в битве при Муте. Посланник ﷺ приказал Усаме вести конницу к границам Эль-Балки и Дарума, расположенных в Палестине. Более того, лёжа при смерти, Посланник ﷺ говорил:

أَنْفِذُوا بَعْثَ أُسَامَةَ بْنَ زَيْدٍ

«Отправьте войско Усамы ибн Зайда!». Завещание Посланника ﷺ воплотил в жизнь Абу Бакр, несмотря на трудное положение внутри Исламского Государства — восстания вероотступников. Затем для новых завоеваний были отправлены четыре армии мусульман. Так для завоевания Шама были отправлены Абу Убайда, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян; Амр ибн аль-Ас был отправлен для завоевания Байт аль-Макдиса (Иерусалима); Халид ибн аль-Валид был отправлен в земли персов и Ирака.

Когда Абу Бакр скончался, то великое завоевание (завоевание аль-Аксы) не было завершено, несмотря на другие многочисленные завоевания и победы в Шаме и Ираке. Венцом этих побед — перед завоеванием Байт аль-Макдиса — стала победа в битве при Ярмуке 5 Раджаба 15 г.х. (636 г.), т.е. примерно за два месяца до завоевания Байт аль-Макдиса. Битва при Ярмуке не только морально сломала византийцев, но и открыла путь к остальным районам Шама, а также открыла путь к Байт аль-Макдису.

Исламская армия во главе с Амром ибн аль-Асом двинулась в Палестину. В этой армии помимо обычных мусульман было четыре тысячи сподвижников. После завоевания большей части палестинского побережья Амр осадил город Байт аль-Макдис. Сама осада длилась почти четыре месяца. В тот момент Умар пишет письмо Абу Убайде, в котором призывает его отправиться в Байт аль-Макдис: «От раба Аллаха Умара ибн аль-Хаттаба своему амилу в Шаме Абу Убайде! Я воздаю хвалу Аллаху — Единственному Богу, Который достоин поклонения, и взываю о благословении нашему Пророку. Твоё письмо дошло до меня, где ты спрашиваешь совета о том, в каком направлении идти. Сын1 дяди Посланника ﷺ советует отправляться к Байт аль-Макдису, поскольку твоими руками Аллах завоюет его. На этом всё!».

После прибытия Абу Убайды и взятия в свои руки командование армией мусульман христиане Байт аль-Макдис сдались, ведь они понимали, что после поражения византийцев при Ярмуке городу не будет оказана поддержка. Таким образом, Байт аль-Макдис был завоёван 13 Рамадана 15 г.х. (18 октября 636 г.). Ключи от города Умару ибн аль-Хаттабу лично вручал патриарх Софроний I, более того, с христианами города был заключён договор.

Ат-Табари приводит его текст: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Раб Аллаха Умар, амир уль-муминин, гарантирует жителям Илийи (Иерусалима) неприкосновенность их жизней, имущества, храмов, крестов и всего, что относится к их религии, а также неприкосновенность их больным и здоровым и всей их общине. Мусульманам запрещено селиться в их храмах, разрушать их, брать из них что-нибудь, выносить из них убранство и кресты. Имущество христиан так же неприкосновенно для мусульман, и они не имеют права принуждать их к принятию Ислама или причинять им вред, и никто из иудеев не будет жить с христианами Илийи (Иерусалима). Жители Илийи должны платить джизью подобно тому, как её выплачивают жители других городов…».

Таким образом, великая весть о завоевании Байт аль-Макдиса исполнилась, став неприкосновенной частью Ислама, а ради посещения аль-Аксы мусульмане со всех регионов могут отправляться в путь. После завоевания Байт аль-Макдиса мусульмане построили мечеть аль-Акса, удалив с её территории все проявления неверия, многобожия и иных мерзостей. Таким образом, Умар удостоился чести построить мечеть аль-Акса. Стоит отметить, что в Байт аль-Макдисе лучшие из сподвижников Посланника ﷺ стали шахидами или умерли, живя в нём, среди них: Шаддад ибн Аус, Убада ибн ас-Самит (занимавший должность судьи), Усама ибн Зайд (но похоронен он был в Рамле), Василя ибн аль-Аскаа, Файруз ад-Дайлами, Дихья аль-Кальби (умер в деревне Аль-Дахьи, названной в его честь), Абдур-Рахман ибн Ганм аль-Ашъари, Алькама аль-Кинани, Аус ибн ас-Самит, Масъуд ибн Аус, Салям ибн Кайс аль-Хадрами, Малик ибн Абдуллах аль-Хасъами, Абу Райхана аль-Ансари и многие другие.

Мусульмане жили в Байт аль-Макдисе во времена сподвижников, т.е. в первые годы после завоевания, т.е. они жили в городе, земля которого была обагрена кровью шахидов. К мусульманам Байт аль-Макдиса приезжали мусульмане с других регионов, чтобы посетить мечеть аль-Аксу в ответ на призыв Посланника ﷺ: «[Целенаправленно] отправляться в путь можно только для посещения одной из трёх мечетей…». Так продолжалось, пока мусульмане не потерпели первую неудачу во времена нашествия крестоносцев. Об этом мы упомянем в следующей части.

 

Газета «Ар-Рая»
Хамд Табиб
Иерусалим
18 Джумада аль-уля 1443 г.х.
22.12.2021 г.

______________________

1. Имеется в виду Али ибн Абу Талиб.