Руководитель информотдела «Правозащитное движение Крыма».
Уважаемые коллеги, друзья! Свою правозащитную деятельность я связываю с защитой прав мусульман в Украине. И хотелось бы сказать следующее...
Позиция государства Украина в вопросе взаимодействия с мусульманами, являющимися гражданами Украины, до сегодняшнего дня видится неопределенной. Эта неопределенность выражается в том, что с одной стороны декларируется строительство правового государства, а с другой стороны имеются тенденции скатывания Украины к состоянию, в котором сегодня пребывают некоторые государства бывшего СССР. Я имею представление о современном положении мусульман СНГ, об отсутствии законности, о происходящем произволе, и хочется отметить то, что, Слава Богу, пока это не имеет место в Украине!
В данных обстоятельствах фиксируются факты нарушения прав мусульман Украины, как в отношении групп граждан, так и индивидуумов. И всегда, к сожалению, это сопровождается гиперболизированными в отношении Ислама комментариями политиков и СМИ. Поддаваясь влиянию мировых или региональных трендов, политиками предпринимаются попытки по введению в законодательство Украины законов, благодаря которым может раскрутиться репрессивный механизм против мусульман или групп мусульман, при том, что до настоящего момента причин преследования на самом деле не имеется. Политиканы не скрывают своих амбиций спекулировать антиисламской риторикой и желанием применить опыт Российской Федерации. К этому прибегают чаще всего в период выборов для поднятия рейтингов или отвлечения общественности от некоторых порочащих их репутацию фактов. Ведь ни для кого не секрет, что Ислам сегодня является проверенной страшилкой, срабатывающей наверняка в обществе, подверженном стереотипам.
Проблема усугубляется еще и тем, что государство пытается навязать свое виденье того, каким оно хочет видеть Ислам. Навязывая такое понятие, как «официальный Ислам», государство устанавливает некий ценз. Не говоря уже о том, что государство препятствует регистрации через этот негласный ценз мусульманским организациям, помимо тех, в которых государство видит целесообразность. То есть, оно устанавливает, кому можно представлять мусульман, а кому нет. Причем при регистрации уставов происходит выхолащивание уставов до тех пор, пока он существенно не ограничит в возможностях и обязательствах. А это ограничивает их участие общественной жизни. Возникают противоречия, когда верующие пытаются найти ответы на свои вопросы или решения своим проблемам в структурах официально, якобы, представляющих мусульман и не находят их. А когда мусульмане пытаются как-то иначе озвучивать свои проблемы, то это облачается в одежды «неофициального Ислама». Грубо говоря, оно хочет препятствовать тому, чтобы мусульмане как-то иначе проявляли себя в общественной жизни. Собственно, для этого в оборот вводятся некоторые понятия, которые в дальнейшем служат поводом для неправомерных действий – это разделение мусульман на «традиционных» и «нетрадиционных», «умеренных» и «радикальных» и т.д. Создается искусственное противопоставление, конфликтность, что в свою очередь выделяет из среды мусульман лиц, которых можно причислить к «экстремистам» и выдвигать против них обвинения.
Таким образом, в Украине имеется нездоровая атмосфера, в которой фиксируются многочисленные нарушения прав мусульман. Начиная от препятствования политиками строительству мечети, используя исламофобскую риторику (Белая Церковь), запрета фотографирования в паспорт и водительские права в обязательном религиозном одеянии (приказ №600 МВД, вставший над конституционным правом граждан свободно исповедовать свою религию), и заканчивая препятствованием мирно выражать свои убеждения и попытками на законодательном уровне серьезно ограничить в правах, да еще и административно или уголовно преследовать мусульман или группы мусульман.
Приведу некоторые яркие примеры того, как это проявляется:
Инициатива подачи законопроектов, как отмечалось выше, связана с созданием информационных поводов, отвлекающих от, порочащих репутацию, фактов той политической силы, к которой принадлежат эти политики. Так «педофильский скандал» с одним из политиков в предвыборную гонку в 2009 году попытались затушить вымышленным поводом о наличии террористов на территории АР Крым и их попыткой покушения на депутата. При этом все сценарии зарождались в умах главных лиц МВД Украины и Крыма. Примечательно, что тогда были задействованы государственные чиновники, политики, духовные организации. Нападение на исламские группы, в частности, Хизб ут Тахрир, шло широким фронтом. Были задействованы прокуратура, республиканский комитет АР Крым по вопросам религии. Ситуация на самом деле приобретала серьезный оборот. Ведь дело доходило до принятия законопроектов с большой вероятностью раскрутки репрессивного механизма. Речь идет о Законопроекте Геннадия Москаля № 5376, 2009 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о противодействии экстремизму». Документ предлагал введение административной и уголовной ответственности за пропаганду экстремизма и фундаментализма, изменения в Закон Украины «Об объединениях граждан» и Закон Украины «О политических партиях в Украине». Он же, годом раньше, был инициатором законопроекта № 2419 в 2008 году «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (касательно предотвращения деятельности религиозных культов деструктивного типа и тоталитарных сект).
После, были еще попытки внесения подобных законопроектов, но интересно то, что в них осуществляется попытка обозначить обширное политологическое понятие «экстремизм» конкретными юридическими рамками. Например, проект Закона Украины «О противодействии экстремизму» Вадима Колесниченко (в 2011 году, Регистрационный номер 9156) предлагал такое: «Экстремизм – деятельность физического лица или (и) юридического лица, или (и) объединения граждан или их публичные призывы или (и) подстрекательство, направленные на насильственный захват власти или незаконное вмешательство в деятельность органов власти, посягательство на основы конституционного строя и национальной безопасности, нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, которая является следствием неприятия правовых норм или иных правил поведения (социальных норм)». Аналогичное определение фигурирует уже в антиэкстремистском законе РФ.
А во время подготовки чемпионата по футболу «Евро-2012» во исполнение Указа Президента Украины Кабинет Министров подал законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касательно усиления борьбы с терроризмом», где предусматривались изменения в Законе Украины «Про Службу безопасности Украины» и в Законе Украины «О борьбе с терроризмом». В последнем предлагалось дополнить статью 113 таким содержанием: «Инициирование вопроса о признании организации террористической осуществляется лицом, получившим официальное документальное подтверждение признания этой организации террористической в других странах…» Т.е. не вдаваясь в правомерность запрета, а всего лишь наличием в списке запрещенных.
В это же самое время, исполняя все тот же Указ Президента с целью проведения профилактических антитеррористических мероприятий, спецслужбами использовались формально заведенные уголовные дела. В рамках этих дел появилась возможность получения санкций на обыск жилищ. Так с марта 2012 года практически до начала Чемпионата по футболу на территории Украины, в общем, и АР Крым, в частности, прошло более четырех десятков обысков в жилищах мусульман, граждан Украины. Во всех случаях обысков были изъяты компьютеры, электронные носители информации и религиозная литература. В данном случае мусульмане или группы мусульман подверглись обыскам неслучайно. В очередной раз оказали свое влияние мировые тенденции, не говоря уже о примере аналогичных акций в РФ.
А вот выдержка из того, что пишут СМИ: «сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью Главного управления МВД Украины в АРК задержаны в Симферополе двое граждан, объявленных властями Узбекистана в международный розыск по подозрению в организации деятельности экстремистской организации». При этом названия организации в релизе пресс-службы МВД не было, а СМИ уже сами додумали, что «из сообщения ведомства известно, что один из задержанных мужчин являлся лидером, а другой активистом группировки, пропагандирующей идеи радикального Ислама, религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир».
При проверке и личной беседе с гражданами Узбекистана, информация оказалась недостоверной. Действительно из-за вопросов с регистрацией на входе в здание Миграционной Службы задержанным был только один человек, но после вмешательства правозащитников он был освобожден. И членами Хизб ут-Тахрир они не были.
Интересная ситуация складывается в вопросе проведения мирных акций. Вопреки всем декларациям, мусульманам со стороны государства ставятся различные препоны в реализации этого права. Организаторами подаются уведомления в Горисполком, но последний, через судебные инстанции, добивается запрета. Формулируются иски с изложением невероятных фактов. Например, практически во всех исках горисполкома присутствует некий Петровский, обладающий телепатическим видением и заявляющий о намерении провести мирные акции на тему противодействия деструктивным сектам на всех возможных площадках города именно тогда, когда этого хотят мусульмане. При этом организаторов мирной акции толкают на правонарушения, посредством вынесенных запретов. А в одном из решений суда поводом для решения об ограничении конституционного права явилась необеспеченная властями реализация этого самого конституционного права. Мероприятие все равно запретили, констатировав несостоятельность городских властей. Ситуация абсурдная. Но СМИ протрубили о том, что Хизб ут-Тахрир провел запрещенный митинг, выставляя организаторов и участников правонарушителями.
Хотелось бы упомянуть, об очевидных попытках давления на Украину со стороны сотрудников Генерального Консульства РФ в Автономной Республике Крым. Так 20 ноября 2012 года тогдашний генеральный консул РФ в г. Симферополь Андреев, отказавшись принять петиции от делегации Хизб ут-Тахрир в Украине после ее пикета у здания генерального консульства, сказал СМИ, что пикет он приравнял «к террористической угрозе». Ссылаясь на законодательство Российской Федерации, бесцеремонно оказывал давление на власти Крыма и Украины. СМИ, правоохранительными органами и другими свидетелями было отмечено отсутствие каких-либо происшествий, но консул заявил, что будет требовать от украинских и крымских властей реакции, соответствующей его комментариям.
Хочется отметить то, что в Украине есть экспертное сообщество, изучающее процессы внутри мусульман и их взаимодействие с немусульманами, которое адекватно оценивает возможные риски. Порой их мнение становится переломным, когда ситуации с нагнетанием антиисламской истерии, становятся абсурдными.
Да, нет репрессий, подобных происходящим в России, в Узбекистане, Таджикистане и в других государствах СНГ. Но есть негативные тенденции и нездоровая атмосфера для того, чтобы скатиться к тому состоянию, в котором находятся Средняя Азия и Россия. Несомненно, на Украину имеется давление с целью привлечь ее к участию в репрессиях против мусульман. Однако, Хизб ут-Тахрир, как потенциально возможная жертва репрессий, в Украине существует уже 20 лет. Как заявляли не раз представители правоохранительных органов: фактов противоправной деятельности нет, ситуацию они контролируют. А один журналист, сказал мне в личной беседе, что истерия есть, а фактов все нет и нет. И это показатель того, что в других регионах СНГ действия против Хизб ут-Тахрир и других мусульманских движений являются неправомерными.
И если не придавать значения тому, о чем я говорил выше, то это может плачевно сказаться на будущем Украины. Нужно помнить, что все это именно так и начиналось в соседних государствах.
Я призываю экспертов, политиков, государство, религиозных и общественных деятелей, политические партии и СМИ быть осторожными в своих намерениях. Может кому-то кажется незначительным написать какую-то исламофобскую статью или оклеветать какое-то исламское движение, спровоцировать репрессии или просить государство устранить посредством этих репрессий идейного конкурента, но всегда следует помнить, что за всем этим могут стоять судьбы людей, таких как Рядинский Виталий, и даже судьбы целых народов.
Благодарю за внимание!