Перспектива Ислама и финансовый кризис

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Экономика должна быть направлена на удовлетворении потребностей людей, а не безликих акционерных банков.

Можно сказать, что финансовый кризис является результатом неуправляемого создания кредитов, возложенных на финансовую систему, которая не только позволяет создание денег и процентов из ничего, но и при этом играет по крупному, оперируя ошеломляющими суммами денег. Богатства, которые были извлечены из системы, в таких огромных количествах, как никогда раньше, не могут быть легко  восполнены.

Согласно Исламу все это можно предугадать и предотвратить. Таким образом, чтобы выйти из этого положения, необходимо полное  претворение Ислама посредством правящей системы Халифата. Системы, в которой экономика направлена на удовлетворение потребностей людей, а не безликих акционерных банков.

Нижеприведенные принципы экономической системы Ислама представлены не для того, чтобы стать основой для споров, внося путаницу и указывая ошибочные решения выхода из кризиса, а для представления идеологической альтернативы, которая пользовалась успехом среди мусульман и немусульман на протяжении многих веков.

Человеческий кризис

Поразительным является тот факт, что это больше человеческий, чем финансовый кризис. Простые люди это те, кто теряют дома работу и сбережения, хотя все заголовки сосредоточенны на крупных компаниях и долларах.

Первый принцип экономической системы Ислама касается основных потребностей общества. Первостепенной является проблема распределения а не производства. Мы не испытываем недостатка ресурсов и богатств, являющиеся двигателем увеличения производства, однако их неправильное распределение привело к росту уровня бедности даже в самых развитых странах. Отличие исламской экономической системы от других состоит в том, что у каждого человека должны быть удовлетворенны хотя бы основные потребности в еде, жилье, одежде, потребности, касающиеся здоровья и образования. Пророк Мухаммада (с.а.в.) сказал: "Сын Адама имеет право на жилье, где он мог бы жить, на одежду, которой он мог бы прикрывать свои постыдные места, на кусок хлеба и немного воды" (Тирмизи)

Государство должно гарантировать удовлетворение основных потребностей несостоятельных семей, но только в том случае, если они действительно материально несостоятельны. Бедные и те, кто не могут выплатить  свои долги входят в категорию тех, кому выплачивают из закята (обязательная выплата для богатых). Согласн6о Шариату, государство не может спонсировать обанкротившиеся компании за счет средств государства и народа. Национализация народных банков также противоречит Шариату,  в котором ясно разделены государственная, общественная и частная собственности.

Создание кредита или создание страданий


Общеизвестно, что растовщительство категорически запрещено в Исламе, но менее известно, предоставление займа очень поощряется в исламском обществе. Пророк (с.а.в.) сказал: «Если один мусульманин дал другому мусульманину в долг дважды, то это будет ему словно он дал пожертвование (садакъа)».

Создание ссуд и лояльных условий их возврата очень поощряются в Исламе. Так же с тем, кто не приложил усилий для выплаты своего долга, поступают сурово, т.к. Пророк (с.а.в.) отказывался проводить похоронную молитву по таким личностям.  Наиболее важным является тот факт, что в Исламе берут и дают в долг без процентов и это означает то, что невозможно раздуть занимаемые активы.

Стимулирование (вкладывать и гарантировать стабильное) инвестиций и обеспечение стабильного обращения капитала, то к чему стремятся экономисты, в Исламской экономике зависят как от финансов, так и от законодательства.

Учитывая беспроцентные банковские счета и ежегодные выплаты закята, не имеет смысла изымать деньги из обращения. Если деньги просто лежат на банковском счету, то за них выплачивается закят, за определенные запасы и инвентарь компаний также выплачивается закят и это является серьезным стимулом делать инвестиции.

Исламская система налогооблажения облагает налогом не доходы, а богатства. Обладая большим доходом, можно увеличить производство, что будет стимулировать торговлю и увеличивать капитал фирм. Все это способствует образованию динамичной экономики, в которой количество рабочих мест ведет к очередным инвестициям, создавая еще больше рабочих мест.

Ключевой законодательный фактор интенсивного  и закономерного уровня инвестиций исходит из запрета накапливать деньги. Накопление является изыманием денег из оборота без надобности (копить деньги для чего-либо не является накопительством). В Коране говорится:

«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями!» (9:34)

В  Кудсий хадисе (Навави) Пророк (с.а.в.) передает: «Расходуй, о сын Адама, и я буду расходовать на тебя».

Исламское общество извлекло большую выгоду из инвестиций благодаря беспроцентным банкам наряду со стимулом не накапливать, а вкладывать во что-либо (из-за закята и запрета накапливать). Таким образом, на протяжении сотен лет преграждался путь для изымания денег из обращения и в связи с этим легко переносились кризисы, которые преимущественно возникали из-за стихийных природных бедствий.

Исламская система представляет  удивительную инвестиционную модель, и нет оснований полагать, что исламская экономическая система выступает против инвестиций. Правда заключается в том, что Ислам поощряет бизнес и инвестиции, но не поощряет вклады, основанные на процентах, которые ограничивают оборот капитала в экономике. Аллах разделил сказав: «… они говорили: «ведь торговля – то же, что и рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил ложь». (2:275)

Стабильность в экономике основывается на дозволенных инвестициях, и приобретенные богатства являются результатом работы и доходов, а не результатом долгов.