21
Чт, нояб

Мировая экономика нуждается в коренном исламском решении, а не в латках капитализма

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В четверг 14.09.2017 ООН заявила о том, что мировая экономика который год подряд страдает от бедности, от растущей дифференциации и дисбаланса во многих отношениях, что, в свою очередь, угрожает политической и социальной безопасности, при этом указав, что мир нуждается в некоем «новом соглашении» глобального уровня, основанном на политике, подобной той, что ранее объединила Европу после Второй мировой войны, указывая на Бреттон-Вудское соглашение и план Маршалла.

Представители ООН заявляют, что «по прошествии 70 лет стало нужным приложить амбициозные усилия для устранения экономической дифференциации, возникшей в результате глобализации, ради создания устойчивой экономики». В докладе говорится о том, что мир на уровне мировых и региональных государств должен сосредоточиться на создании подходящих рабочих условий и расширять сегмент налогообложения для обеспечения правильного перераспределения богатства и установления порядка использования финансовых ресурсов.

Сложно игнорировать чувство несправедливого распределения богатства во всём мире, в котором сегодня главенствует капитализм, всё равно, будь то в богатых странах, таких как Америка, Германия, Британия, или в бедных странах, таких как Иордания, Ливан, Судан или Бангладеш. Статистические данные, которые публикуют сами же представители капиталистической системы, показывают, что менее 1% всего населения планеты контролирует свыше 80% всех мировых богатств. В прошлом году журнал «Forbes» опубликовал имена 500 людей, владеющих более чем половиной всех мировых богатств!

Несмотря на продолжающиеся разговоры и обсуждения различных программ и проектов послабления уровня бедности и процента голодающих в мире, этот процент и количество бедных продолжают расти. Двадцатка самых богатых стран мира в сотрудничестве с комитетами ООН предлагала планы и программы по снижению уровня бедности в мире до 50% к 2020 г., но, тем не менее, текущие тенденции указывают на то, что бедность, наоборот, только растёт как в количестве, так и в качестве!

Истина, которую не желают обсуждать боссы капиталистического мира, такова, что сама капиталистическая система и является той стороной, что несёт ответственность за растущую бедность и сосредоточение ресурсов в руках небольшой кучки людей, за экономическую дифференциацию в обществах, а следовательно — и за экономическую нестабильность. Капиталистическая система в основе исповедует идею о дефиците (недостаточности) ресурсов и продуктов для покрытия нужд всех людей, а посему считает необходимым предоставить человеку столько материальных благ, сколько ему нужно для удовлетворения потребности, а значит, другие будут, естественно, обделены, останутся бедными и нуждающимися. Поясняя динамику работы рынка, капиталистическая система утверждает, что интенсивная конкуренция за богатства лишает некоторых из людей возможности доступа к этим ресурсам, а значит, лишает их доступа к определённым жизненным условиям, что, в свою очередь, ведёт к росту богатств среди богатых и бедности среди бедных из-за дисбаланса в их распределении.

Таким образом, капиталистическая система, её рыночная политика, способ распределения продуктов после их производства, основанный на правиле спрос-предложение, сама способность производить и потреблять — всё это так устроено, что само по себе ведёт к дисбалансу в мире, и богатства скапливаются в руках небольшой кучки людей, несмотря на их несметное количество. Директор института политики в области продуктов питания и развития в штате Калифорния Питер Розетт, автор книги «World Hunger», утверждает, что продовольственные ресурсы в мире на самом деле многочисленны, не редки, но вместе с тем миллионы людей голодают даже в странах с избытком продовольствия. В связи с этим он приходит к выводу о том, что утверждение о решении проблемы голода в мире путём увеличения производства продуктов питания является необоснованным мифом.

Если добавить к вышесказанному слова Джимми Картера и З. Бжезинского о нарастающем моральном кризисе и падении ценностей среди капиталистов, то не стоит удивляться естественным последствиям в виде увеличения количества нуждающихся и бедных. Проще говоря, в капитализме напрочь отсутствует идея распределения богатств среди населения, всё равно, будь то справедливое распределение или даже несправедливое. Поэтому в капиталистическом мире богатства скапливаются у одних, а у других не прибавляется ничего, кроме бедности.

Следовательно, то, к чему призывают комитеты ООН, различные новые программы по ликвидации внешних последствий бедности и призывы к правильному распределению богатств — всё это, на самом деле, лишь попытки предотвратить волнения среди обездоленных людей и не допустить нагнетания революционного положения в странах, практикующих капитализм и не желающих говорить об истинной причине существующих проблем.

Дело распределения богатств нуждается в экономической системе, совершенно отличной от капиталистической, т.е. основанной на иных принципах. Правда, которую никто не может отрицать, заключается в том, что исламская система содержит в себе элементы и основы, позволяющие правильно распределять богатства и не допускать их сосредоточения в руках небольшой группы людей. Сама история Ислама свидетельствует об этом сильным образом, рассказывая нам, как Ислам веками на практике распределял богатства среди людей, не страдавших от непрекращающейся бедности и нищеты, как люди удовлетворяли свои потребности и как государство не страдало от экономических кризисов. История рассказывает, как халифы мусульман приказывали высыпать пшеницу в горах для того, чтобы птицы клевали её и не голодали. Искоренение бедности в исламском обществе не было итогом работы программ, запущенных халифом, или делом рук инноваций кого-то из них. Нет, это было естественным итогом претворения Ислама, в особенности в вопросах, связанных с деньгами, производством и расходами.

Ислам изначально не утверждает идею скудности ресурсов и их дефицита, а напротив, утверждает об их достаточности и даже избытке, утверждает о том, что Аллах создал всё, что есть во Вселенной, в услужение интересам человека и его жизни на земле. Ислам установил базовые ценности, согласно одной из которых правильной конкуренцией считается конкуренция в раздаче милостыни, а не в накоплении богатств. Ислам обязал использовать богатства на постоянной основе, а не копить деньги без всякой объективной нужды.

Нельзя накапливать богатство и не использовать его. Ислам обязал соблюдать баланс в обладании вещами и ресурсами, указав на возможность частному лицу иметь собственность, как и государству, а также обществу в целом иметь своё имущество для заполнения пробелов и потребностей, возникающих в имуществе отдельных лиц и всего общества. Также Ислам постановил ряд чётких законов, связанных с распределение имущества человека после его смерти так, что один наследник не забирает себе всё имущество, как это обстоит в Британии, и оно не распределяется согласно пожеланиям человека перед его смертью. Система наследования имущества в Исламе достойно распределяет наследство богатых людей среди множества их наследников. Если прибавить к этому законы, запрещающие увеличивать количество денег одними лишь деньгами, как это происходит при процентном кредитовании или в акционерных компаниях, то концентрация денег в одних руках вообще выглядит невозможной при исламской системе. Процентное кредитование приводит к тому, что кредитор наживается на имуществе других согласно словам Аллаха:

وَمَا آتَيْتُم مِّن رِّبًا لِّيَرْبُوَ فِي أَمْوَالِ النَّاسِ

«Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счёт чужого богатства» (30:39).

Т.е. имущество в таком случае растёт за счёт имущества других людей.

То же самое касается акционерных компаний, позволяющих имуществу группы людей расти и приумножаться без того, чтобы эти люди выполняли хоть какую-то работу для этого. Что же касается системы Ислама, то, согласно ей, труд человека является неотъемлемой частью в работе компании.

Бедность, неправильное распределение богатств и голод — всё это непременные условия жизни капиталистических обществ, избавиться от которых не представляется возможным иначе, кроме как после избавления от самого капитализма. Все эти запуски инициатив, созывы конференций, соглашения и прочее являются лишь формами анестезии, от которой не ожидают реальных итогов; это пыль, бросаемая в глаза на целые годы вперёд, дабы в который раз отдалить тот срок, после которого все инициативы начинаются сначала. Как перед региональными, так и перед глобальными обществами нет иного выхода из бедности, голода и лишений, кроме как одного единственного выхода, коим является усиленная работа по устранению капиталистической системы и зла, исходящего от неё по всему миру, после чего люди должны заменить их на справедливую систему Ислама, ниспосланного как откровение от Создателя людей, Вселенной и всех богатств, дабы люди смогли спокойно зарабатывать себе на жизнь и наслаждаться тем, что Аллах даровал Своим рабам.

الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُم بِالْفَحْشَاءِ وَاللَّهُ يَعِدُكُم مَّغْفِرَةً مِّنْهُ وَفَضْلًا

«Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (2:268).

Газета «Ар-Рая»
Автор: д-р Мухаммад Джийляни
7 Мухаррама 1439 г.х.
27.09.2017 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая