Запрещено избирать женщину на пост халифа

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Шестнадцатый хадис

«Нам рассказал Усман ибн аль-Хайсами… от Абу Бакрата (р.а.):

لَمَّا بَلَغَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ أَهْلَ فَارِسَ قَدْ مَلَّكُوا عَلَيْهَا بِنْتَ كِسْرَى قَالَ‏ لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمُ امْرَأَةً

«Когда до Посланника Аллаха дошла весть о том, что персы провозгласили своим королём дочь Хосрова, он сказал: «Никогда не будет иметь успеха народ, возложивший дело правления на женщину». [1]

Хадис ясно указывает на запрет избрания женщины в качестве правителя. Это значит, что любая деятельность, связанная с деятельностью халифа, муавина [2], валия [3], верховного кадия (кади аль-кудат), кади-мазалима [4], амила [5], будет запрещена для женщины.

Сообщение Посланника ﷺ о том, что не достигнут успеха те, кто возлагает правление на женщину, означает запрет на её назначение правителем, так как это — одна из форм требования. В силу того, что сообщение содержит в себе порицание и отрицания достижения успеха теми, кто возлагает дела правления на женщину, является кариной решительного (джазим) запрета. В хадисе используется слово «وَلَّوْا», его масдаром [6] будет слово «وِلَايَةٌ» (вилаят). В хадисе слово «وَلَّوْا» указывает на правление.

Причина этого заключается в том, что если слово «أَمْرٌ» (дело) приходит в сочетании с глаголом «وَلَّى» или его производными, такими как «вали», «вилаят», то оно будет определять, в каком значении приходят данные слова. Этим значением будут правление и власть. А значит, речь будет идти о запрете выбора женщины на пост правителя. Отсюда одним из условий правителя будет то, что он должен быть мужчиной. Неправильно говорить, что упомянутый случай касается лишь дочери Хосроя, поскольку суть заключается в обобщённости выражения, а не в обособленности причины.

Что необходимо почерпнуть из всего сказанного:

Запрещено женщинам занимать какой-либо пост в правлении или пост халифа, поскольку имеется прямой запрет Посланника Аллаха ﷺ на это. Однако такое положение не означает принижение статуса женщины, как это пытаются преподнести сегодня секуляристы, модернисты и либералы. Женщина в Исламе — это мать смелых лидеров, она — тот, кто воспитывает настоящих мужчин, с её молоком дети впитывают Коран и Сунну, она закладывает в их сердца правильные взгляды о правдивости, аманате, стеснении перед Аллахом, страхе перед Ним, Его контроле за происходящим, будь то тайно или явно. Она формирует в них взгляды о величии, доблести, неустрашимости, мужестве, героизме. Выпускниками «школ» мусульманских женщин становятся имамы-политики, военные лидеры, учёные-муджтахиды, а также те, кто способен строить общество и государство. Наша история полна примерами таких благородных женщин. Женщина в Исламе имеет право занимать любую должность, если она не связана с правлением.

Например, она может быть кади аль-хисба [7]; кадием, выносящим решения в сфере взаимоотношений и наказаний по возникающим между людьми спорам; заседать в маджлисе Уммы, занимать высокопоставленные посты в административном аппарате «Интересы людей» в сфере водных ресурсов, электроэнергии, нефти, образования, производства, торговли и т.д.

Вы можете взглянуть на жизнь Хадиджи бинт Хувайлид (р.а.), которая была опорой Посланника Аллаха ﷺ; жизнь Аиши (р.а.) бинт Абу Бакр, которая была правдивой, факихом, обучающей религию другим; жизнь Уммы Саляма (р.а.), с которой советовался Посланник Аллаха ﷺ в Худайбии; Асмы (р.а.) бинт Абу Бакр — матери Абдуллаха ибн аз-Зубайра; жизнь Сумайи бинт Хайят (Умму Аммар) (р.а.), которая стала шахидом за произнесение слов истины; Нусайбы бинт Кааб (Умму Аммара) (р.а.), которая была участницей второй присяги при Акабе, помогала в битве при Ухуде; Асмы бинт Амр (Умму Муни) (р.а.), которая была участницей второй присяги при Акабе; Зубайды бинт Джафар (р.х.) — жены халифа Харуна ар-Рашида, которая за свой счёт приказала выкопать от Багдада до Мекки колодцы для паломников; аль-Хансы (р.х.) — матери шахидов; аш-Шафы (р.х.), которая была кади аль-хисба во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Приводить примеры можно долго и долго. Даже сегодня, когда нет Исламского Государства, многим мусульманским женщинам удалось стать передовыми в области медицины, фармакологии, химии, физики, астрономии…

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. «Сахих» Бухари.

2. Муавины — это визири, которые назначаются халифом, чтобы они помогали ему в выполнении государственных дел.

3. Валий — это тот, кого халиф назначает руководителем одного из вилаятов (регионов) государства Халифат.

4. Судья, который рассматривает несправедливое отношение к гражданам со стороны власть имущих.

5. Руководитель амалы (административного округа), на которые делится вилаят.

6. Отглагольное имя существительное.

7. Судья, выносящий решения по фактам нарушений, наносящих вред правам обществу.